Войну очень давнюю и многолетнюю. Правда, произошло это, увы, не на полях сражений, а в тиши мастерской. Боевые действия были прекращены всего лишь на холсте и только в одном месте. Однако, не торопитесь разочаровано разбредаться. Послушайте мою историю. Возможно, она кого-то заинтересует.
Но для начала, поясню, о чём идёт речь. В Италии существует довольно невзрачное инженерное сооружение (мост), на котором в 312 году нашей эры произошла битва Константина с Максенцием, предопределившая многие события мировой истории. Она прочно вошла не только в общую историю, но и в историю мирового изобразительного искусства.
Вот она, эта битва на арке Константина в Риме (внизу). 315 год, можно сказать «по свежим впечатлениям»:
1
Византийская книжная миниатюра конца IX века:
2
Витраж в одной из церквей Любека (Германия):
3
Джулио Романо (завершение после смерти Рафаэля в 1520) – фреска в Ватикане:
4
Целая галерея «Битв на Мульвийском мосту» получается. «Марсова» галерея. И это я ещё далеко не все из возможных выбрал. У меня в подборке только семь, а их, как минимум три десятка.
Питер Ластман (Голландия). 1613:
5
Между прочим, у Ластмана какое-то время учился сам Рембрандт.
Гобелен, созданный по эскизу Рубенса (1622-1625):
6
Шарль Лебрен («главный по живописи» при дворе Людовика XIV). 1666:
7
Но вот, жил-был в Италии один художник. Ян Бот (1618-1652) один из тех, кто своей биографией опровергает таблички в музеях. Почти везде вы увидите его как художника нидерландского (голландского). Действительно, он родился (и умер) в Утрехте. Но фокус в том, что Ян Бот как минимум половину своей творческой жизни провёл в Италии. Провёл в восхищении, а иногда и в сотрудничестве с одним из самых уникальных гениев мировой живописи Клодом Лорреном (1600-1682). Лоррен тоже считается французским художником, хотя он почти всю жизнь провёл в Италии.
И однажды, Ян Бот выдал такое вот произведение.
Ян Бот. Мульвийский мост
8
Батюшки, а где битва? Абсолютно мирный и идиллический итальянский пейзаж. Ян Бот очевидно пошёл против течения, против «системы» как сказали бы сейчас. В самом деле, «вопиющее безобразие». Знаменитый мост изображён просто как часть ландшафта (paesaggio, раз уж мы говорим об Италии), нигде не показано, что «смешались в кучу кони, люди». Ну никакой разницы, например, с вот этим пейзажем
Ян Бот. Итальянский пейзаж с паромом (между 1640 и 1652):
9
Несколькими взмахами кисти Ян Бот взял и перечеркнул многовековую традицию, противопоставил «Марсовой галерее» вполне себе мирный земной пейзаж, прекратил войну.
И, пожалуй, здесь он зашёл даже дальше своего кумира, Лоррена, которому всегда стремился подражать. Правда сам Ян Бот об этом при жизни не узнал, так как скончался в 1652, а в 1655 появилась вот эта вот картина Лоррена:
Клод Лоррен. Битва на мосту. 1655:
10
Здесь типично Лорреновский приём - мелкие фигурки копошатся из-за своих малых делишек на фоне космического великолепия природы. Но всё-таки, Лоррен тут их оставил, а вот Ян Бот, несколькими годами раньше, решительно убрал.
Кстати, хранится эта картина Лоррена, в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина, так что многим россиянам она вполне доступна для обозрения в подлиннике. Какой именно мост не уточняется, но большинство исследователей сходятся на том, что «тот самый».
«Марсианская тема» так долго и громко звучавшая вокруг этого моста, неожиданно стихла и поверх неё послышалась очень красивая мелодия Земли
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Войну очень давнюю и многолетнюю. Правда, произошло это, увы, не на полях сражений, а в тиши мастерской. Боевые действия были прекращены всего лишь на холсте и только в одном месте. Однако, не торопитесь разочаровано разбредаться. Послушайте мою историю. Возможно, она кого-то заинтересует. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но для начала, поясню, о чём идёт речь. В Италии существует довольно невзрачное инженерное сооружение (мост), на котором в 312 году нашей эры произошла битва Константина с Максенцием, предопределившая многие события мировой истории. Она прочно вошла не только в общую историю, но и в историю мирового изобразительного искусства. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот она, эта битва на арке Константина в Риме (внизу). 315 год, можно сказать «по свежим впечатлениям»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "15097_2000.jpg", "filesize": 1024989, "height": 960, "pic_id": 474461, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/15097_2000.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Византийская книжная миниатюра конца IX века:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "15107_2000.jpg", "filesize": 931734, "height": 674, "pic_id": 474462, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/15107_2000.jpeg", "width": 1429}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Витраж в одной из церквей Любека (Германия):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "3", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "15541_2000.jpg", "filesize": 1087532, "height": 863, "pic_id": 474463, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/15541_2000.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Джулио Романо (завершение после смерти Рафаэля в 1520) – фреска в Ватикане:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "4", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "15936_2000.jpg", "filesize": 1240017, "height": 960, "pic_id": 474464, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/15936_2000.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Целая галерея «Битв на Мульвийском мосту» получается. «Марсова» галерея. И это я ещё далеко не все из возможных выбрал. У меня в подборке только семь, а их, как минимум три десятка. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Питер Ластман (Голландия). 1613:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "5", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "16458_2000.jpg", "filesize": 1050131, "height": 1039, "pic_id": 474465, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/16458_2000.jpeg", "width": 1093}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Между прочим, у Ластмана какое-то время учился сам Рембрандт. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гобелен, созданный по эскизу Рубенса (1622-1625):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "6", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "16662_2000.jpg", "filesize": 1267707, "height": 856, "pic_id": 474466, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/16662_2000.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шарль Лебрен («главный по живописи» при дворе Людовика XIV). 1666:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "7", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "17717_original.jpg", "filesize": 1006134, "height": 1024, "pic_id": 474467, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/17717_original.jpeg", "width": 810}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но вот, жил-был в Италии один художник. Ян Бот (1618-1652) один из тех, кто своей биографией опровергает таблички в музеях. Почти везде вы увидите его как художника нидерландского (голландского). Действительно, он родился (и умер) в Утрехте. Но фокус в том, что Ян Бот как минимум половину своей творческой жизни провёл в Италии. Провёл в восхищении, а иногда и в сотрудничестве с одним из самых уникальных гениев мировой живописи Клодом Лорреном (1600-1682). Лоррен тоже считается французским художником, хотя он почти всю жизнь провёл в Италии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И однажды, Ян Бот выдал такое вот произведение."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Бот. Мульвийский мост"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "8", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "18183_2000.jpg", "filesize": 1473976, "height": 1103, "pic_id": 474470, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/18183_2000.jpeg", "width": 1428}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Батюшки, а где битва? Абсолютно мирный и идиллический итальянский пейзаж. Ян Бот очевидно пошёл против течения, против «системы» как сказали бы сейчас. В самом деле, «вопиющее безобразие». Знаменитый мост изображён просто как часть ландшафта (paesaggio, раз уж мы говорим об Италии), нигде не показано, что «смешались в кучу кони, люди». Ну никакой разницы, например, с вот этим пейзажем "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Бот. Итальянский пейзаж с паромом (между 1640 и 1652):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "9", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "18445_2000.jpg", "filesize": 1406234, "height": 1176, "pic_id": 474484, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/18445_2000.jpeg", "width": 1429}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несколькими взмахами кисти Ян Бот взял и перечеркнул многовековую традицию, противопоставил «Марсовой галерее» вполне себе мирный земной пейзаж, прекратил войну. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И, пожалуй, здесь он зашёл даже дальше своего кумира, Лоррена, которому всегда стремился подражать. Правда сам Ян Бот об этом при жизни не узнал, так как скончался в 1652, а в 1655 появилась вот эта вот картина Лоррена:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Клод Лоррен. Битва на мосту. 1655:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "10", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "18918_800.jpg", "filesize": 310195, "height": 583, "pic_id": 474486, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/18918_800.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здесь типично Лорреновский приём - мелкие фигурки копошатся из-за своих малых делишек на фоне космического великолепия природы. Но всё-таки, Лоррен тут их оставил, а вот Ян Бот, несколькими годами раньше, решительно убрал. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, хранится эта картина Лоррена, в Москве в ГМИИ им. А. С. Пушкина, так что многим россиянам она вполне доступна для обозрения в подлиннике. Какой именно мост не уточняется, но большинство исследователей сходятся на том, что «тот самый». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Марсианская тема» так долго и громко звучавшая вокруг этого моста, неожиданно стихла и поверх неё послышалась очень красивая мелодия Земли "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3361, 3361]}
Комментарии 34