07 июл 2023 · 10:36    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Существует устойчивое убеждение в том, что икона – особенное искусство, что она, дескать, не имеет ничего общего с «обычной» живописью и уже в силу этого превосходит её в «духовности». Многие уверены, что убеждение это очень древнее. Я улыбнусь. Первые письменные источники, в которых сравнивается икона и «обычная» живопись появляются… в начале ХХ века. До этого любое произведение на библейский сюжет было равным другому. Просто в разном стиле. Все эти басни о будто бы особом значении обратной перспективы, сверх-духовном символизме и прочее – выдумка времён Серебряного века русской культуры. Да, тогда жили и творили невероятно талантливые люди, гении. Но они же были и невероятными путаниками. Тем, у кого уже зачесались руки накидать мне несколько древних комментариев…я всегда рад, только найдите сначала выражение «обратная перспектива» или ей подобное в любом тексте об иконе, написанном до ХХ века, а потом и пишите."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По дороге идут учитель и ученик. Учитель начинает говорить ученику о том, что его путь окончен и ему пора оставить этот мир. Ученик никак не соглашается покинуть учителя и хочет везде следовать за ним. Учитель показывает ученику чудо и снова настойчиво говорит об их предстоящей разлуке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Я готов исполнить твоё последнее желание, – говорит учитель. – Чего ты хочешь?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Силу как у тебя, даже больше, – отвечает ученик."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Трудно это и не от меня зависит, - молвил учитель, - впрочем, если получится, ты своими глазами это увидишь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вы думаете, что кто-то уже слил в сеть содержание следующей серии «Звёздных войн»? Не торопитесь. Ибо сказано было: «Бывает нечто, о чем говорят:» смотри, вот это новое «; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1: 10)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ладно, хватит мучать всех загадками. Приведу текст, повествующий о сюжете. События эти происходили (или по крайней мере были описаны) очень-очень давно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Огненное восхождение пророка Илии. Икона, конец XVIII века, Россия. (Икона из частного Музея русской иконы, Москва)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "1", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DSC06702_обработано_обработано.JPG", "filesize": 844068, "height": 879, "pic_id": 633227, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/DSC06702_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 1079}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«И сказал ему Илия: останься здесь, ибо Господь посылает меня к Иордану. И сказал он: жив Господь и жива душа твоя! не оставлю тебя. И пошли оба. Пятьдесят человек из сынов пророческих пошли и стали вдали напротив их, а они оба стояли у Иордана. И взял Илия милоть свою, и свернул, и ударил ею по воде, и расступилась она туда и сюда, и перешли оба посуху. Когда они перешли, Илия сказал Елисею: проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя. И сказал Елисей: дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне. И сказал он: трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так, а если не увидишь, не будет. Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо. Елисей же смотрел и воскликнул: отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его! И не видел его более. И схватил он одежды свои и разодрал их на две части. И поднял милоть Илии, упавшую с него, и пошел назад, и стал на берегу Иордана; и взял милоть Илии, упавшую с него, и ударил ею по воде, и сказал: где Господь, Бог Илии, — Он Самый? И ударил по воде, и она расступилась туда и сюда, и перешел Елисей». (4я Царств. 2: 6-13)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Илия трижды (если считать стихи второй главы с 1 по 6) пытается отослать от себя своего ученика, Елисея, но тот проявляет настойчивость и прощаясь с учителем получает тот же самый дух (силу), что и у него, да не просто так, а вдвойне. Всё заканчивается загадочным вознесением Илии, о природе которого до сих пор спорят некоторые христиане, иудеи и мусульмане. Илия одновременно покинул этот мир, но и не умер и потом явится как минимум ещё раз (в момент Преображения), а Елисей повторяет чудо учителя, заставляя с помощью милоти (одежда из козьих шкур) расступиться воды Иордана, из чего он понимает, что пророческая сила учителя перешла к нему."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В последний век существования блестящей Венецианской республики её живопись обретает очередное «второе дыхание». И хотя Джузеппе Анджели не относится к первому ряду венецианских живописцев XVIII века, именно эта картина великолепна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Джузеппе Анджели (1712-1798). Вознесение Илии:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "2", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "78507_2000.jpg", "filesize": 2243242, "height": 1308, "pic_id": 633228, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/07/07/78507_2000.jpeg", "width": 2000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На что советую обратить внимание."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первое – соразмерность и адекватность ракурсов фигур и поз сюжету. Смотрите, какой замечательный диалог жестов двух старцев получается. Второе – сами пророки. Их образы удивительно «рифмуются». Илия ещё здесь, ещё смотрит на Елисея (его милоть уже на плече ученика), и одновременно уже уносится в какую-то таинственную реальность. Третье – масштаб события. Если обратить внимания на то, где находится линия горизонта (смотрите, суша и вода занимают едва 5-10% снизу от поверхности картины), то получается, что видЕние (разверзшиеся небеса и огненная колесница) занимает всё пространство. Огромный, поистине библейский размах. Четвёртое – колесница. Я видел несколько вариаций сюжета. На мой взгляд, эта колесница – лучшая. Одновременное сочетание огня и некой материальности. А посмотрите, как переходит в пламя нога одного из коней в левом верхнем углу!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я показал вам два произведения, "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "на одну и ту же тему"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Оба написаны в "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "одно и то же время"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А теперь, приведите мне хоть один серьёзный аргумент, почему первое произведение «выше», «духовнее» и проч. второго. Кстати, я не утверждаю и обратного "}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 20