16 авг 2023 · 13:49    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Расшифровываем удивительную по своей загадочности картину Вермеера. Продолжение, "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/ocherednaja_zagadka_delftskogo_sfinksa-209860/"}, "string": "начало - здесь"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть одна деталь на картине, которую практически невозможно толковать по-разному. Это большая картина с изображением Страшного Суда на стене. Тут всё более-менее ясно. Перед нами критерий всех человеческих мыслей, планов, подведение итога. Событие, которое оценивает всё. Или так – в свете этого события должно мыслиться всё остальное. Вермеер сразу очень высоко поднимает планку. Разговор будет идти «по гамбургскому счёту». С этим сложно не согласиться. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот сама женщина и то, что она делает? Вот тут начинается. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ян Вермеер. Женщина и весы. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Johannes_Vermeer_-_Woman_Holding_a_Balance_-_Google_Art_Project.jpg", "filesize": 4813988, "height": 2048, "pic_id": 670978, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/08/16/Johannes_Vermeer_-_Woman_Holding_a_Balance_-_Google_Art_Project.jpeg", "width": 1785}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Вариант 1-й "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "– украшения это типичная отсылка к мотиву Vanitas – суета, тщеславие. То, что притягивает, но на самом деле не имеет никакой ценности. Таким образом, это разговор о фальшивых ценностях. Оснований для того, чтобы так считать несколько – во-первых контекст, в Нидерландах того времени действительно были распространены подобные сюжеты. Во-вторых – пустые весы, довольно красноречивый намёк. В-третьих – контраст со сценой Страшного Суда. В таком случае, беременность героини вполне может быть намёком на неразборчивость в связях. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Вариант 2-й –"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " перед нами аллегория благочестивой души. В этом случае роль украшений – прямая отсылка к евангельской притче о драгоценной жемчужине, весы – аллегория благоразумия, а кроме того, напоминание о посмертном «взвешивании» (правда, для этих целей чаще всего использовали Архангела, но, в конце концов, сюжет ещё Древнеегипетский, иконы с Архангелом – не новость, а просто вариации на известную тему, так что, почему бы и нет). Ну и картина Страшного Суда опять-таки как свидетельство того, что главная героиня сверяет по нему свою жизнь. В конце концов, эта картина висит в её комнате и вряд ли могла оказать там без воли хозяйки. Тогда её беременность – добрый плод благодетельной жизни. Дополнительный аргумент в пользу этой версии – некоторые полагают, что на картине изображена супруга самого художника. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Вариант 3-й"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (отчасти вариация 2-го). Некоторые идут ещё дальше и утверждают, что перед нами Богородица Мария. Напомню, что Голландия тех времён страна «полосатая» в религиозном плане. Да, официально главенствует кальвинизм, но встречаются и довольно немаленькие католические «вкрапления». Весы, сокровища, беременность и картина Страшного Суда легко вписываются в эту версию. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Вариант 4-й – картина"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " о необходимости гармоничного сочетания Земного и Небесного (тоже весьма популярная для той эпохи тема). Женщина с весами расположена посередине между шкатулкой с драгоценностями и картиной. Удастся ли ей в своей жизни сочетать одно с другим? Снова напомню, что кальвинизм придерживался теории предопределения, согласно которой, у душ, «предназначенных ко спасению» всё хорошо, уже здесь. Конечно, это «не наш метод», но в эту часть «контекста эпохи» Вермеер тоже вписывается. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Какое бы толкование вы не выбрали, всё равно не ошибётесь. Сам Вермеер, естественно и не думал сопровождать свои работы аннотациями или статьями. Хотите, ломайте голову. Ни одна из версий не может быть как безоговорочно принята, так и безоговорочно отвергнута. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что думаю я лично? Я ничего не думаю. В том смысле, что я, конечно, стараюсь извлечь информацию отовсюду, откуда возможно, но, глядя на Вермеера, я не столько расшифровываю ребусы, сколько медитирую. Погружаюсь в эту атмосферу. С одной стороны, у «делфтского Сфинкса» нет ничего, чего не было бы у других художников тех лет. Те же сюжеты, те же интерьеры, те же предметы. С другой, они непередаваемо отличаются от других. И дело даже не в удивительных красках, и не только в том, что Вермеер, как никто другой умеет останавливать время, убирать из своих картин любой намёк на движение. Его герои одновременно принадлежат и текущему моменту, и вечности. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для меня, через лучшие холсты Вермеера течёт неостановимый поток самой Жизни. С большой буквы. Она больше чем все толкования, сюжеты, мораль и т. п. Возможно, что этот эффект и не задумывался автором, а получился сам по себе. Такое бывает. Я смотрю на эти картины и безусловно чувствую волшебство, ощущаю Жизнь как магию, даже в самых простых вещах "}], "attributes": []}], "selectedRange": [225, 225]}
Комментарии 21