28 ноя 2021 · 09:22    
{"document":[{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Сергей Владимирович Михалков, как известно, причастен к трём редакциям государственного гимна. Сталин, Ленин с партией, Бог – интересная эволюция. Впрочем, как говорили древние: «Бывает нечто, о чем говорят: \"смотри, вот это новое\"; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1:10)."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Творчество Жак-Луи Давида очень хорошо знакомо нашим любителям искусства. И всё-таки, в восприятии этого художника есть один, если можно так сказать – пробел. Многие известные картины Давида рассматриваются как «вещь в себе», вне взаимосвязи с событиями эпохи и с другими картинами художника. В общем-то ничего нового я открывать не собираюсь, да и можно ли открыть что-то новое в таких хорошо известных вещах, как живопись Давида и история Франции конца XVIII – начала XIX века. Но я, всё-таки, предлагаю выстроить ряд картин художника в определённой последовательности. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Конец XVIII века. Франция находится в невероятно сложном положении. Страна фактически банкрот. Игравший в Александра Македонского Людовик XIV, купавшийся в роскоши Людовик XV совсем не оставили денег своему потомку Людовику XVI. Все попытки того навести хоть какой-то порядок в бюджете терпели крах. В отсутствие денег в казне сформировался госзаказ на патриотизм и гражданственность. В 1783 молодой художник Давид становится членом Королевской академии живописи и скульптуры, то есть официально признанным мэтром. В 1784 году он отправляется работать в Рим (довольно обычное дело по тем временам) и вскоре появляется картина вполне созвучная настроениям монарха – каждый должен на своём месте выполнять свой долг перед родиной, находящейся в "},{"type":"string","attributes":{"strike":true},"string":"кольце врагов"},{"type":"string","attributes":{},"string":", в сложном положении. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Три брата Горация выбраны для того, чтобы сразиться с угрожающей Риму семьёй Куриациев. Правда при этом их сестра является невестой одного из братьев, принадлежащих к враждебному клану, а жена одного из Горациев в свою очередь сестра одного из Куриациев (надеюсь, вы не запутались?). Эти две дамы справа, в полуобморочном состоянии у стенки. Честно говоря, при таких тесных семейных связях не очень понятно откуда исходит угроза Риму? Скорее всего какие-то обычные межклановые разборки, которые сознание, пропущенное через псевдопатриотический фильтр, воспринимает как «угрозу отечеству». "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Жак-Луи Давид. Клятва Горациев. 1784. Париж. Лувр","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"01_1784_Горации.jpg","filesize":157290,"height":1001,"pic_id":692,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/11/28/01_1784_%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8_kJm7zdl.jpeg","width":1292}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Говорят, что эта картина произвела своеобразную революцию в живописи конца XVIII века и ознаменовала окончательный поворот от рококо к очередному (как минимум второму) изданию классицизма. Я не буду спорить, хотя, если честно, такая тенденция наметилась задолго до Давида. И вообще, я сегодня говорю не о несомненных живописных достоинствах этого и других полотен великого француза, а только об «идейном содержании». И тут посыл картины вполне очевиден и элементарно прочитывается – в тяжёлые годы отечество (в данном случае Рим, но подразумеваем Францию) юбер алес (обратите внимание на жест тройки "},{"type":"string","attributes":{"strike":true},"string":"нападения"},{"type":"string","attributes":{},"string":") и всякие прочие интересы, в том числе и родственные связи должны быть решительно отброшены к стенке, несмотря ни на какие эмоции. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Считается, что Давид уже работая над «Горациями» был республиканцем. Я точно не знаю, но картина получилась именно такой, как было нужно королю – «все вкалываем на благо страны». В салоне она была вывешена над портретом Марии-Антуанетты и заслужила «высочайшую милость». В Лувре она до сих пор числится как часть коллекции Людовика XVI. Такое вот удивительное единодушие монарха и человека республиканских взглядов. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Подключение всех талантов королевства к воспеванию необходимости народного единства и сплочённости помогало плохо. Дела Людовика шли всё хуже и хуже. Давид поднимает эмоциональную планку противостояния «личное-государственное» на небывалую высоту. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"Жак-Луи Давид. Ликторы приносят Бруту тела его сыновей. 1789. Париж. Лувр","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"02_1789_Ликторы.jpg","filesize":648503,"height":1961,"pic_id":693,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/11/28/02_1789_%D0%9B%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%8B.jpeg","width":2400}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Не зная сюжета, сложно оценить весь драматизм картины. Во-первых, Брут — это вовсе не тот Брут, который «и ты, Брут». События происходили в VI веке до н.э. В 509 г. до н.э. римляне вышвырнули из города последнего царька – Тарквиния, того самого, который нехорошо засветился в истории с Лукрецией (вы наверное помните десятки картин с женщиной с голой грудью и кинжалом, это она) и установили республику. Первым консулом был избран Луций Юний Брут. Однако, вскоре составился заговор, с целью вернуть прежние времена «богоустановленной» монархии. Увы, но в числе заговорщиков оказались и два сына Брута – Тит Юний Брут и Тиберий Юний Брут. После того, как заговор раскрылся, Брут – старший лично голосовал за смертную казнь сыновей (а что поделаешь, государственное выше личного). Говорят, что он даже стоически созерцал довольно немилосердный процесс приведения приговора в исполнение. Впрочем, некоторые историки указывают, что на его лице всё-таки иногда были заметны следы каких-то эмоций. Давид изобразил тот момент, когда ликторы (штатные экзекуторы римской республики) выдают тела государственных преступников для погребения. Сам Луций Юний Брут в левом углу, в стоической (?) позе, слегка затемнён. Прочувствовали посыл? Ситуация дошла до точки. Нельзя жалеть ничего и никого. Если я ничего не путаю, картина была закончена Давидом до 14 июля. Я не знаю, как отнёсся к картине Людовик XVI, вскоре ему будет совсем не до живописи. Интересно только то, что «идейное содержание» «Ликторов» легко вписывалось как в отчаянные усилия по спасению монархии, так и в суровые годы новой эпохи, которая началась быстрее, чем высохли краски на полотне. Картина во многом оказалась пророческой. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Две предыдущие картины хотя и могли пригодиться в «новой жизни», но всё-таки были выполнены в традиционной эстетике. А «ветер перемен» уже дул вовсю. Давид изобразил его физически, осязаемо "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"caption":"\"Ветер перемен\" - точное название в следующей части","presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"03_Le_Serment_du_Jeu_de_paume (1).jpg","filesize":190122,"height":499,"pic_id":694,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2021/11/28/03_Le_Serment_du_Jeu_de_paume_1.jpeg","width":807}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Продолжение следует "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[2978,2978]}
Комментарии 0