21 сен 2022 · 09:21    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жила-была взрослая дама. Статная, влиятельная, очень богатая. Ей было тридцать четыре года. По меркам тех лет – весьма почтенный возраст. Прошло семь лет и вдруг, вместо взрослой почтенной и влиятельной дамы, перед нами появилась девочка лет девяти или десяти. Вы уже думаете, о чём это я? Лихорадочно считаете в уме: 34+7 = 10? Полагаете, что я резко сменил тематику и стал писать об искривлениях времени? Всё одновременно и так и не так. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Искусство с одной стороны подобно окружающему миру, а с другой – в чём-то превосходит его. Его превосходительство…Что такое образ? Как он соотносится с действительностью? Один к одному? А если один к двум? Ладно, не буду вас больше мучить философией эстетики, пора картины смотреть. Образы, эти самые. Да ещё и про 34+7 не забываем. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иван Яковлевич Вишняков. Портрет Елизаветы 1 (Петровны). 1743. Третьяковская галерея:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "34", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "481260_original_обработано.jpg", "filesize": 780111, "height": 2030, "pic_id": 160907, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/09/20/481260_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 1400}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дочери Петра Великого на этом портрете тридцать четыре года. Она всего лишь год с небольшим (с декабря 1741) занимает российский императорский трон. Говорят, что когда Елисавет была опальной (почти оппозиционной) принцессой, в прошлые царствования, ей на содержание выделяли так мало денег, что она чуть ли не годы ходила в одном и том же наряде. И как, простите, при такой смете оставаться любимицей офицерского корпуса (а как бы иначе она смогла устроить дворцовый переворот и взойти на престол). Токмо батюшкиными заслугами, да общей весёлостью нрава, видимо. Но уж зато, став императрицей и «матушкой» Елизавета Петровна отыгралась. Опять-таки говорят, что она никогда не одевала одного и того же платья дважды. Вот это реванш у судьбы! "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но, как вы помните «+7». Прошло ещё семь лет. Давайте потихоньку заглянем в мастерскую уже знакомого нам Ивана Яковлевича Вишнякова (1699-1761). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Иван Яковлевич Вишняков. Портрет Сарры Элеоноры Фремор (1749-1750). Государственный Русский музей:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "10", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "482043_original_обработано.jpg", "filesize": 388102, "height": 1711, "pic_id": 160912, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/09/20/482043_original_%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE.jpeg", "width": 1400}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ой, тот же самый образ. Почти никакой разницы. Но перед нами не тридцатичетырёхлетняя дама, а девочка девяти или десяти лет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, она милее и живее. Разница характеров и личностей заметна. Хотя, говорят, молодая Елизавета тоже была живой и весёлой барышней. Я рассматриваю два этих портрета как некую "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "модель общественного форматирования личности"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Типическое, приемлемое, общественно-признанное проступает и тут и там. Очевидно «надето» поверх. В первом случае, как и положено, в качестве идеала спускаемого (транслируемого) сверху, во втором в качестве идеала тщательно воспроизводимого (усваиваемого) снизу. И всё-таки Сарра Фермор не просто тщательно копирует «общественный идеал» Это один из самых живых русских портретов первой половины 18 века. Сквозь матрицу проглядывает живое, личное, индивидуальное. Поэтому, бывая в Русском музее, я всегда останавливаюсь возле Сарры Элеоноры, подмигивая ей, как старой и хорошей знакомой. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так, из женской моды и фокусов с числами и со временем, мы с вами получили интересные размышления о том, как соотносятся общественное и личное, идеал и конкретный живой человек. Кстати, схожие процессы, протекавшие примерно в то же время в Великобритании, породили великого художника Томаса Гейнсборо. Но об этом как-нибудь в другой раз. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, уже почти закончив данную статью, я вспомнил, что у меня на канале есть схожая, на ту же тему: общее и личное, и на том же материале (женская мода). Несмотря на то, что действие происходит на рубеже 18 и 19 веков, статья, ИМХО, очень актуальна и для нынешних времён - "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@vlmerkulov/lichnost_bet_imidzh_-1067/"}, "string": "Личность бьёт имидж "}], "attributes": []}], "selectedRange": [3426, 3426]}
Комментарии 20