22 фев 2022 · 15:23    
{"document":[{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"1626087146-alchem.jpeg","filesize":423957,"height":1067,"pic_id":17898,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/02/22/1626087146-alchem.jpeg","width":1600}},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Марксизм и материализм."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Марксистское мировоззрение строится на материалистическом философском мировоззрении, в котором понимается, что материальный мир реален и первичен, а наше сознание и идеи являются отражением этой материальной реальности."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Применительно к истории и обществу мы приходим к марксистской теории исторического материализма, утверждающей, что общественное бытие определяет общественное сознание. Другими словами, благодаря социально-экономическим взаимодействиям, в которые мужчины и женщины вынуждены вступать в повседневной жизни, развиваются социальные традиции, культура, идеи, мораль и классовое сознание."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Однако не только идеи в обществе формируются материальными условиями, доступными данному обществу. Материалистический взгляд на историю и общество объясняет, как в конечном счете все индивиды, институты и структуры, которые мы видим, также в конечном счете ограничены социальными отношениями и производительными силами внутри общества. Ни великие личности, ни величие человечества в целом в любой области жизни не могут выйти за пределы ограничений, налагаемых материальными условиями, доступными обществу."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"С помощью материалистического метода марксисты понимают, как материальные условия, прежде всего в смысле развития производительных сил, в конечном счете определяют все различные формы и структуры общества: от религии и морали до права и государства; от культуры и традиции до семьи и отношений между полами; и многое другое."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Однако это отношение между “надстройкой” общества и экономической основой общественных отношений и производительных сил не является механическим. В истории мы видим огромное разнообразие форм и структур даже в рамках одного общего способа производства. Однако в конечном счете ни одно из них не может пойти дальше того, что позволяют материальные условия и социальные отношения."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Возьмем один пример: в рамках капитализма существует великое множество национальных государств, каждое со своими особыми законами и государственными структурами. Каждый из них возник по - своему уникальным образом из-за особой истории и культуры."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"В определенные моменты истории производительные силы перерастают общественные отношения и возникают противоречия во всем обществе. В одной области за другой становится ясно, что общество сдерживается не нашими техническими способностями, а самим способом организации общества. Такие противоречия, как объяснял Маркс, предвещают “эпоху социальной революции\"."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Наука и общество."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":["heading1"]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Для многих роль науки в обществе священна и неоспорима. Благодаря великим достижениям научного метода, начиная с 16-го века, ученые заслужили себе почетное положение в обществе. Наиболее образованные мужчины и женщины, вовлеченные в науку, фактически обожествляются – представляются всеведущими и всемогущими существами, живущими в небесном царстве за пределами нас, простых смертных."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Предполагается, что такие люди – и институт науки в целом – непогрешимы и объективны, не подвержены влиянию мелкой политики и общественного давления, которым подвержены и о которых беспокоятся все остальные. В этом смысле результаты современной науки слишком часто представляются как установленные и неоспоримые факты."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Конечно, современные методы науки - это качественный скачок вперед от суеверий и религиозных верований, которые сдерживали общество на протяжении Средневековья и которые до сих пор находят отклик среди религиозных консерваторов. Но представить себе, что область науки сегодня не затронута различными условиями, процессами и событиями, происходящими в более широком обществе, значит впасть в идеализм, который не слишком отличается от священного и нерушимого положения, занимаемого мистиками и священниками в прежние времена."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Достаточно оглянуться на историю, чтобы увидеть, как методы и обоснованность науки не могут быть отделены от социальных отношений, материальных условий и окружающих процессов в обществе. Например, только с возникновением классового общества наука – в смысле развития систематического понимания природных явлений – смогла впервые совершить качественный скачок вперед. С развитием классового общества впервые в истории могло произойти разделение труда между умственным и физическим трудом, освободившее небольшое меньшинство населения от непосредственных производственных задач и давшее ему время для изучения и осмысления окружающей среды."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Это был чрезвычайно прогрессивный шаг вперед для человечества, давший огромный толчок развитию человеческого знания, которое, в свою очередь, проложило путь развитию производительных сил – то есть развитию науки и техники."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Этот большой скачок вперед – это разделение труда для создания привилегированной элиты мыслителей – был, однако, возможен только при предшествующем развитии производительных сил; ибо только тогда, когда общество впервые способно производить излишки, может быть реализована возможность сохранения такого привилегированного меньшинства. Таким образом, мы видим, что даже сами истоки науки и философии зависели от материальных условий, а не только от человеческих умов."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Точно так же можно видеть, как прогресс и успехи науки в новое время, начиная с 16– го века, совпали с ранним развитием капитализма и появлением нового класса – буржуазии, способной обеспечить независимую базу от власти феодальной аристократии, которая была опутана церковью и всем мистическим, религиозным и суеверным вздором, окружающим ее."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Великие мыслители эпохи Просвещения, с их упорством на разум и презрением к мистицизму древности, были продуктом этой зарождающейся буржуазии и революций. Но даже эти великие личности и их идеи не могли пойти дальше того, что позволяли общественные отношения."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Поэтому на протяжении всей истории мы видим, что развитие науки, как и всех идей в обществе, всегда было связано с развитием производительных сил, с качественными скачками вперед, происходящими на основе фундаментальных изменений в общественных отношениях."},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]},{"text":[{"type":"string","attributes":{},"string":"Прогресс науки - это не линейное движение вверх, а диалектический процесс длительных периодов количественных изменений, за которыми следует качественный прогресс. Такие скачки, в свою очередь, сами по себе тесно связаны с происходящими более широкими революционными изменениями, которые радикально преобразуют общество, а вместе с ним и все старые идеи и традиции. "},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[26,245]}
Комментарии 0