3
Зимний дворец. Главная лестница | Паблико

Зимний дворец. Главная лестница


23 дек 2024 · 13:57    

Уверена, что купить билет в Эрмитаж стоит хотя бы только для того, чтобы посетить Зимний дворец и увидеть его роскошную барочную многомаршевую Главную лестницу, созданную архитектором, к которому благоволила императрица Елизавета Петровна, Бартоломео Растрелли (1697 - 1771гг.). Стоит отметить, что сооружение таких внутренних лестниц являлось новшеством для тех лет, так как обычно лестницы строили либо наружными, либо прятали в толщине стен.



Посольская лестница Зимнего дворца, тут и далее фото из личного архива автора статьи, 2022г.


Главная лестница со временем стала именоваться Посольской - послы иностранных делегаций поднимались в парадные залы для различных аудиенций, а уже после революции и открытия в стенах дворца музея, с лёгкой руки экскурсоводов - Иорданской. Название ушло в народ и прижилось, хотя с точки зрения истории не верно. Иорданскими назывались подъезд и галерея, и в праздник Крещения члены царской семьи спускалась по Главной лестнице к иордани (специальная прорубь), которую обустраивали в замершей Неве, где проводился обряд водосвятия как раз напротив Иорданского подъезда Зимнего дворца.



Посольская лестница Зимнего дворца, аллегорические статуи


По проекту Растрелли:

  • лестница стала двусветной, т. е. когда в интерьере зального типа с высотой стен в два этажа используются два яруса окон не разделённых перекрытием - ярким примером такого решения является Мраморный зал Мраморного дворца;
  • второй ярус стен украсили аллегорические статуи, олицетворяющие Правосудие, Милосердие, Воинскую доблесть, Процветание торговли, а также барельефы в виде знамён и воинских трофеев;
  • на верхней площадке лестницы устроена галерея, в обрамлении сдвоенных колонн;



Галерея Парадной лестницы с колоннами из серого полированного сердобольского гранита



  • перила и балюстры лестницы, вазоны, а также базы колонн планировалось сделать из золочёной меди; стены должны были быть выкрашены в розовый цвет, а лепные рокайли оставались бы белыми, НО в итоге стены и деревянные колонны облицевали искусственным розовым мрамором, а рокайли позолотили;
  • роспись плафона заказали мастеру венецианской школы итальянскому живописцу Франческо Сальваторе Фонтебассо (1707-1769гг.)

Пожар 1837 года и реконструкция

В декабре 1837 года, в результате пожара полностью выгорели второй и третий этажи Зимнего дворца, в том числе интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси и других знаменитых художников-оформителей; безвозвратно погибли многие рукописи и хроники, относившиеся к различным событиям российской истории (восстание декабристов, русско-турецкие войны и т. д.), навсегда утрачены многочисленные произведения искусства и быта. Пожар длился около 30 часов, зарево было видно в 60 км от места пожара, а само здание тлело почти три дня.

Пострадала, конечно, и парадная лестница... И если другие интерьеры дворца подлежали пересозданию, то относительно восстановления Главной лестницы император Николай I дал распоряжение:

парадную лестницу возобновить совершенно по-старомуИ при этомзаменить верхние колонны мраморными или гранитными



Декор Главной лестницы


Проект реконструкции Василия Стасова

Восстановление интерьеров Зимнего дворца, и лестницы в том числе, было поручено архитектору Василию Стасову (1769-1848гг.), работавшему в стилях классицизм и ампир.

Итак, при Стасове убранство Главной лестницы претерпело следующие изменения:



Пролеты Парадной лестницы



  • золоченые резные балясины галереи были заменены мраморной балюстрадой, выполненной из белого и очень дорогого каррарского мрамора. Из этого же мрамора выполнены полы и ступени;



Пролеты Парадной лестницы



  • восстановление оформления лестницы поручено мастерам скульптуры 19 века - Устинову, Мануйлову и Александру Теребеневу - автору мраморных атлантов портика Нового Эрмитажа

они выполнят фигуры скульптур, но уже из алебастра, а также позолоченный лепной декор;

  • бюджет и сроки восстановления имеют свои логические ограничения, поэтому многие статуи заменяли уже готовыми, их заимствовали из Летнего сада и дворцов



Центральную нишу украшает мраморная статуя «Власть» или "Владычица". Статуя привезена из Таврического дворца



  • Плафон, что мы с вами можем видеть сейчас, составной: для центральной его части Стасов использовал хранившийся в Эрмитаже плафон (холст, масло, 1890 × 854 см) с изображением пиршества Олимпийских богов работы Гаспаро Дициани, а боковые части были расписаны по эскизам самого Стасова;



Роспись плафона Главной лестницы по проекту Стасова



  • ну и "вишенка" реставрации - колонны галереи - теперь они были выполнены из серого полированного сердобольского гранита. 8-ть колонн уже были готовыми, их взяли со склада строительства Исаакиевского собора (прям не везло собору в строительстве, колонны отбирали и на Михайловский замок императора Павла, теперь и на Зимний дворец...)

Жизнь в Зимний дворец вернулась осенью 1839 года - реставрация завершилась!

Что же касается мнений относительно нового декора лестницы, то многие посчитали, что внесенные Стасовым изменения лишили ее изящества и живописности, свойственные исходному барочному стилю, в котором творил Растрелли...

Уверена, что купить билет в Эрмитаж стоит хотя бы только для того, чтобы посетить Зимний дворец и увидеть его роскошную барочную многомаршевую Главную лестницу, созданную архитектором, к которому благоволила императрица Елизавета Петровна, Бартоломео Растрелли (1697 - 1771гг.). Стоит отметить, что сооружение таких внутренних лестниц являлось новшеством для тех лет, так как обычно лестницы строили либо наружными, либо прятали в толщине стен.



Посольская лестница Зимнего дворца, тут и далее фото из личного архива автора статьи, 2022г.


Главная лестница со временем стала именоваться Посольской - послы иностранных делегаций поднимались в парадные залы для различных аудиенций, а уже после революции и открытия в стенах дворца музея, с лёгкой руки экскурсоводов - Иорданской. Название ушло в народ и прижилось, хотя с точки зрения истории не верно. Иорданскими назывались подъезд и галерея, и в праздник Крещения члены царской семьи спускалась по Главной лестнице к иордани (специальная прорубь), которую обустраивали в замершей Неве, где проводился обряд водосвятия как раз напротив Иорданского подъезда Зимнего дворца.



Посольская лестница Зимнего дворца, аллегорические статуи


По проекту Растрелли:

  • лестница стала двусветной, т. е. когда в интерьере зального типа с высотой стен в два этажа используются два яруса окон не разделённых перекрытием - ярким примером такого решения является Мраморный зал Мраморного дворца;
  • второй ярус стен украсили аллегорические статуи, олицетворяющие Правосудие, Милосердие, Воинскую доблесть, Процветание торговли, а также барельефы в виде знамён и воинских трофеев;
  • на верхней площадке лестницы устроена галерея, в обрамлении сдвоенных колонн;



Галерея Парадной лестницы с колоннами из серого полированного сердобольского гранита



  • перила и балюстры лестницы, вазоны, а также базы колонн планировалось сделать из золочёной меди; стены должны были быть выкрашены в розовый цвет, а лепные рокайли оставались бы белыми, НО в итоге стены и деревянные колонны облицевали искусственным розовым мрамором, а рокайли позолотили;
  • роспись плафона заказали мастеру венецианской школы итальянскому живописцу Франческо Сальваторе Фонтебассо (1707-1769гг.)

Пожар 1837 года и реконструкция

В декабре 1837 года, в результате пожара полностью выгорели второй и третий этажи Зимнего дворца, в том числе интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси и других знаменитых художников-оформителей; безвозвратно погибли многие рукописи и хроники, относившиеся к различным событиям российской истории (восстание декабристов, русско-турецкие войны и т. д.), навсегда утрачены многочисленные произведения искусства и быта. Пожар длился около 30 часов, зарево было видно в 60 км от места пожара, а само здание тлело почти три дня.

Пострадала, конечно, и парадная лестница... И если другие интерьеры дворца подлежали пересозданию, то относительно восстановления Главной лестницы император Николай I дал распоряжение:

парадную лестницу возобновить совершенно по-старомуИ при этомзаменить верхние колонны мраморными или гранитными



Декор Главной лестницы


Проект реконструкции Василия Стасова

Восстановление интерьеров Зимнего дворца, и лестницы в том числе, было поручено архитектору Василию Стасову (1769-1848гг.), работавшему в стилях классицизм и ампир.

Итак, при Стасове убранство Главной лестницы претерпело следующие изменения:



Пролеты Парадной лестницы



  • золоченые резные балясины галереи были заменены мраморной балюстрадой, выполненной из белого и очень дорогого каррарского мрамора. Из этого же мрамора выполнены полы и ступени;



Пролеты Парадной лестницы



  • восстановление оформления лестницы поручено мастерам скульптуры 19 века - Устинову, Мануйлову и Александру Теребеневу - автору мраморных атлантов портика Нового Эрмитажа

они выполнят фигуры скульптур, но уже из алебастра, а также позолоченный лепной декор;

  • бюджет и сроки восстановления имеют свои логические ограничения, поэтому многие статуи заменяли уже готовыми, их заимствовали из Летнего сада и дворцов



Центральную нишу украшает мраморная статуя «Власть» или "Владычица". Статуя привезена из Таврического дворца



  • Плафон, что мы с вами можем видеть сейчас, составной: для центральной его части Стасов использовал хранившийся в Эрмитаже плафон (холст, масло, 1890 × 854 см) с изображением пиршества Олимпийских богов работы Гаспаро Дициани, а боковые части были расписаны по эскизам самого Стасова;



Роспись плафона Главной лестницы по проекту Стасова



  • ну и "вишенка" реставрации - колонны галереи - теперь они были выполнены из серого полированного сердобольского гранита. 8-ть колонн уже были готовыми, их взяли со склада строительства Исаакиевского собора (прям не везло собору в строительстве, колонны отбирали и на Михайловский замок императора Павла, теперь и на Зимний дворец...)

Жизнь в Зимний дворец вернулась осенью 1839 года - реставрация завершилась!

Что же касается мнений относительно нового декора лестницы, то многие посчитали, что внесенные Стасовым изменения лишили ее изящества и живописности, свойственные исходному барочному стилю, в котором творил Растрелли...

Читайте также

Комментарии 2

Войдите для комментирования
Красота ❤️✨ неописуемая, Благодарю за интересный рассказ, обалденные фото
Спасибо!!!
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ