20 янв 2023 · 11:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Я уже рассказывал о двух картинах из списка двенадцати лучших фильмов всех времён и народов по мнению кинокритиков Всемирной выставки в Брюсселе 1958 года. Это «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине и «Нетерпимость» Дэвида Гриффита. На очереди еще один фильм"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Афиша фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "xsd16PzstpF3jWCVg_ml8WtYH5DHGTcUU_TZqoVH21EQuaYIrjzhN6oMEwlSJFuVwbpPnVGvFLidP0JCdLROBpz1.jpg", "filesize": 94316, "height": 650, "pic_id": 372714, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/17/xsd16PzstpF3jWCVg_ml8WtYH5DHGTcUU_TZqoVH21EQuaYIrjzhN6oMEwlSJF_WLXhCD8.jpeg", "width": 460}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Один из лучших"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лично для меня брюссельский список примечателен тем, что целых три из двенадцати картин - наши, советские. И они там не по какой-то случайности, а вполне заслуженно: где-то до 30-х годов наша отечественная киношкола была одной из самых авторитетных в мире. А что касается списка, в него входят: «Броненосец Потемкин» С. Эйзенштейна, «Мать» В. Пудовкина и «Земля» А. Довженко. Вот как раз о последнем я и хочу сегодня поговорить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Классик украинского кино получил по сути соцзаказ на обычную агитку о внедрении тракторной техники в местных колхозах. А получилось у него великое созерцательное полотно, наполненное поэзией природы и языческим духом. И все это в 1930-м году! На западе фильм приняли с восторгом. А у нас впервые показали без купюр только в 70-е. «Уберите порнографию!» - вот что сказал о шедевре Довженко Товарищ Сталин."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Яблоки и дождь", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "DjV_7Q9d-BgBsPvM0QIFd6Jc3B_gb87PFAFvjUjl04cOdnLTMK1qw2lcyGrA6DHgJL0P_NbDtxH_O8S2_yXbp0qo.jpg", "filesize": 50263, "height": 512, "pic_id": 372715, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/17/DjV_7Q9d-BgBsPvM0QIFd6Jc3B_gb87PFAFvjUjl04cOdnLTMK1qw2lcyGrA6D_feuSHEk.jpeg", "width": 704}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Кулаки и коммунисты"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сюжет фильма прост. Украинское село. С одной стороны кулаки во главе с Хомой, а с другой коммунисты во главе с Василем. Василь с товарищами пригоняют в село полученный в области трактор и демонстрируют кулакам, насколько колхозники с техникой быстрее и эффективнее работают на полях, чем кулаки с боронами и лошадками. Кулаки видят преимущество, понимают, что у них нет никаких шансов и убивают Василя, а потом раскаиваются. Но это все равно, что рассказывать сюжет «Зеркала» Тарковского: к пониманию фильма пересказ сюжета не приблизит ни на йоту. Кстати, «Землю» Довженко часто сравнивают с фильмами Тарковского и не случайно. При просмотре «Земли» с первых же кадров чувствуешь знакомую по картинам Тарковского созерцательность и медитативность. Особенно, в изображении природы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Невеста Василя", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "dR2UBDYTF-V7en1Uf2t_8-VCyovEtiKKZzPxomEp5t_T0PnjE_in0fQmQ4xHWAmInZ2PQoyCe41G_PImT5qBNdOK.jpg", "filesize": 69834, "height": 512, "pic_id": 372719, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/17/dR2UBDYTF-V7en1Uf2t_8-VCyovEtiKKZzPxomEp5t_T0PnjE_in0fQmQ4xHWA_GLADXLl.jpeg", "width": 704}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм, как я уже говорил, снят в 1930-м году. Можно сказать, что он - квинтэссенция изобразительной силы немого кино как искусства. Это вершина, выше которой жанр уже не мог бы подняться. А ещё при просмотре «Земли» у меня возникло ощущение, что будь картина звуковой, она очень сильно потеряла бы в своей изобразительности. Диалоги (которых, в фильме, кстати, не так уж мало) звучали бы безжизненно и неестественно. А так, смотришь на эту колосящуюся рожь, на тяжёлые яблоки, по которым хлещут тугие струи дождя, на эти удивительные параллельные планы, когда показывают сначала мычащих коров и ржущих лошадей, а потом улюлюкающих кулаков, на лицо отца Василя, показанное резко, тремя планами со склейкой. Смотришь и чувствуешь магию этого старого черно-белого фильма, его невероятную изобразительную силу. Есть у Довженко и отсылки к коллегам по киноцеху. Сцена сбора и обработки зерна заставляет вспомнить «Человека с киноаппаратом» Дзиги Вертова и «Механический балет» Фернана Леже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "И коровы", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "dpFvC-SQ65Znn1xCzRUWF6JYL3WVe8CBz0pLbsStII76QlPm1tjKF70sVSKromtxnFB0UPV6aQbsABF0CfbiyuMz.jpg", "filesize": 47336, "height": 407, "pic_id": 372722, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/17/dpFvC-SQ65Znn1xCzRUWF6JYL3WVe8CBz0pLbsStII76QlPm1tjKF70sVSKrom_0hKIqnp.jpeg", "width": 560}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Клубничка"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Советским идеологам было, за что ругать кинопоэму Довженко. Слишком уж эта восхваляющая колхозы «агитка» не вписывалась в рамки пролетарского искусства. Достаточно вспомнить сцену, где Василь и его товарищи «оживляют» заглохший трактор, дружно мочась в радиатор. А сцена, в которой совершенно голая невеста застреленного Василя в отчаянии мечется по хате, был, вероятно, самым первым показом обнаженного женского тела в игровом кино. И это в СССР, где, как известно, никакого секса не было."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пролетарский трибун Демьян Бедный по этому поводу писал:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И неужто мы эти половые гримасы"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Будем гнать, “продвигать” в пролетарские массы?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну а если картина дойдет до села,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не прибавится ль силы в кулацких угрозах: — Братцы, видите? Девок и баб догола Коммунисты разденут в безбожных колхозах!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Словом, после выпуска «Земли» Довженко пришлось не сладко. Но время как всегда расставило все по местам. Его картина осталась в списке лучших немых фильмов всех времён и народов рядом шедеврами Чаплина, Гриффита, Мурнау и оказала влияние на такое количество наших и зарубежных режиссеров, что всех и не упомнишь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Безутешная невеста Василя", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "5SiVvKpYO377UVHfReb-m_wAlM6JNRkztPuUuaOZvr8ly5h4PaZOhGQihLu1eP-uIiAHnqeC1PIa8NlH6pgiKm1S.jpg", "filesize": 56542, "height": 512, "pic_id": 372723, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/17/5SiVvKpYO377UVHfReb-m_wAlM6JNRkztPuUuaOZvr8ly5h4PaZOhGQihLu1eP_gEWgYvI.jpeg", "width": 704}}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 0