3
"Убогое и ничтожное" кино с Верой Холодной | Паблико
5 подписчики

"Убогое и ничтожное" кино с Верой Холодной


06 фев 2023 · 11:00    

Раз уж начал о дивах раннего русского кино, то продолжу. На очереди фильма «Молчи, грусть молчи» П. Чардынина с В. Холодной в главной роли. Лента была снята в 1918 году к юбилею творческой деятельности режиссера в двух сериях (сохранилась только первая)



Начальный титр фильма


Все продается и покупается

Как и большинство русских картин тех лет, «Молчи, грусть, молчи» - это экранизация песни. И одна из немногих, где сохранились оригинальные титры с ятями. Это прекрасно. Не менее прекрасно и предисловие, которое появилось у ленты немного позднее и в современной орфографии: «Молчи, грусть, молчи - одна из характернейших картин революционного русского кинопроизводства 1918 года. Содержание ее убого и ничтожно. Любовь, деньги, фраки, хорошие манеры - отличный пример использования кино для показа» прелестей «буржуазной жизни как идеала всякого человека. Содержание так откровенно, что не скрывает всей низменности основной установки: и красота женщины и любовь - все продается и покупается». Советские идеологически подкованные ребята, писавшие это предисловие, не далеки от истины.



П. Чардынин и В. Холодная


Пола и Лорио

В центре киноповествования молодая циркачка Пола. Вместе мужем Лорио (его играет сам Чардынин), они работают свой номер. Пола поет про «Молчи, грусть молчи», а Лорио под куполом цирка аккомпоннирует ей на скрипке. К несчастью, Лорио любитель заложить за воротник и однажды, перебрав перед выступлением, он падает из-под купола и ломает ноги. Работать в цирке он больше не может и им с Полой приходится стритовать со скрипкой и гитарой по дворам. Все уныло и безрадостно, да ещё к молодой и красивой Поле то и дело клеятся какие-то мужики из благородных, предлагая принять живейшее участие в ее судьбе, если только она бросит своего старого хромого алкоголика Лорио. Пола долго не решается. В ней борются противоречивые чувства. Она, как это умела только Вера Холодная - красиво и судорожно дышит полной грудью и бросает на зрителя полные тоски взгляды своих огромных подведенных глаз. Но потом нужда все сильнее и сильнее стискивает свои костлявые пальцы на ее нежной шейке и Пола соглашается. Приходит к мужчине, который грозился принять в ней живейшее участие, но тот (каков подлец!) вскоре охладевает к ней и отдает своему другу с каламбуром: «Полу из полы в полу». А Пола уже привыкла к хорошей жизни и у нее нет другого выхода, как только согласиться на этот ченч. Вполне понятно, что и с новым кавалером ничего путного не выходит: он игроман и хватает пулю, застуканный за попыткой украсть у друга денег, чтобы отыграться. Одним словом, цитируя Юлия Кима, - «вот как было в прежни годы, когда не было свободы».



Пола и один из ее соблазнителей


Посредственная актриса

В обзоре «Домика в Коломне» я уже писал, что Чардынин снимал просто и без изысков, но добротно. У него нет никаких новаторских приемов, тонировок, необычной операторской работы, как у того же Бауэра. Пожалуй, единственное украшение картины - Вера Холодная. Большинство исследователей сходится во мнении, что актрисой главная дива нашего дореволюционного экрана была посредственной. Она только и умела, что красиво дышать и делать трагические глаза, повторяя эти нехитрые приемчки от фильмы к фильме. Но было в ней кроме того какое-то необъяснимое обаяние, грациозность и красота. Достаточно сказать, что мой интерес к немому кино начался именно с Веры Холодной.



Из полы в полу


Что было потом

После «Грусти» меньше чем за год Вера Васильевна успела сняться в десятке картин (почти все не сохранились), а в феврале 1919-го в Одессе ее настигла тогдашняя разновидность κοβuда - испанка. Провожали ее очень пышно и многолюдно, во всех театрах отменили представления, поклонники рыдали, а Вертинский начал петь свой знаменитый романс «Ваши пальцы пахнут ладаном» с посвящением актрисе.

Раз уж начал о дивах раннего русского кино, то продолжу. На очереди фильма «Молчи, грусть молчи» П. Чардынина с В. Холодной в главной роли. Лента была снята в 1918 году к юбилею творческой деятельности режиссера в двух сериях (сохранилась только первая)



Начальный титр фильма


Все продается и покупается

Как и большинство русских картин тех лет, «Молчи, грусть, молчи» - это экранизация песни. И одна из немногих, где сохранились оригинальные титры с ятями. Это прекрасно. Не менее прекрасно и предисловие, которое появилось у ленты немного позднее и в современной орфографии: «Молчи, грусть, молчи - одна из характернейших картин революционного русского кинопроизводства 1918 года. Содержание ее убого и ничтожно. Любовь, деньги, фраки, хорошие манеры - отличный пример использования кино для показа» прелестей «буржуазной жизни как идеала всякого человека. Содержание так откровенно, что не скрывает всей низменности основной установки: и красота женщины и любовь - все продается и покупается». Советские идеологически подкованные ребята, писавшие это предисловие, не далеки от истины.



П. Чардынин и В. Холодная


Пола и Лорио

В центре киноповествования молодая циркачка Пола. Вместе мужем Лорио (его играет сам Чардынин), они работают свой номер. Пола поет про «Молчи, грусть молчи», а Лорио под куполом цирка аккомпоннирует ей на скрипке. К несчастью, Лорио любитель заложить за воротник и однажды, перебрав перед выступлением, он падает из-под купола и ломает ноги. Работать в цирке он больше не может и им с Полой приходится стритовать со скрипкой и гитарой по дворам. Все уныло и безрадостно, да ещё к молодой и красивой Поле то и дело клеятся какие-то мужики из благородных, предлагая принять живейшее участие в ее судьбе, если только она бросит своего старого хромого алкоголика Лорио. Пола долго не решается. В ней борются противоречивые чувства. Она, как это умела только Вера Холодная - красиво и судорожно дышит полной грудью и бросает на зрителя полные тоски взгляды своих огромных подведенных глаз. Но потом нужда все сильнее и сильнее стискивает свои костлявые пальцы на ее нежной шейке и Пола соглашается. Приходит к мужчине, который грозился принять в ней живейшее участие, но тот (каков подлец!) вскоре охладевает к ней и отдает своему другу с каламбуром: «Полу из полы в полу». А Пола уже привыкла к хорошей жизни и у нее нет другого выхода, как только согласиться на этот ченч. Вполне понятно, что и с новым кавалером ничего путного не выходит: он игроман и хватает пулю, застуканный за попыткой украсть у друга денег, чтобы отыграться. Одним словом, цитируя Юлия Кима, - «вот как было в прежни годы, когда не было свободы».



Пола и один из ее соблазнителей


Посредственная актриса

В обзоре «Домика в Коломне» я уже писал, что Чардынин снимал просто и без изысков, но добротно. У него нет никаких новаторских приемов, тонировок, необычной операторской работы, как у того же Бауэра. Пожалуй, единственное украшение картины - Вера Холодная. Большинство исследователей сходится во мнении, что актрисой главная дива нашего дореволюционного экрана была посредственной. Она только и умела, что красиво дышать и делать трагические глаза, повторяя эти нехитрые приемчки от фильмы к фильме. Но было в ней кроме того какое-то необъяснимое обаяние, грациозность и красота. Достаточно сказать, что мой интерес к немому кино начался именно с Веры Холодной.



Из полы в полу


Что было потом

После «Грусти» меньше чем за год Вера Васильевна успела сняться в десятке картин (почти все не сохранились), а в феврале 1919-го в Одессе ее настигла тогдашняя разновидность κοβuда - испанка. Провожали ее очень пышно и многолюдно, во всех театрах отменили представления, поклонники рыдали, а Вертинский начал петь свой знаменитый романс «Ваши пальцы пахнут ладаном» с посвящением актрисе.

Читайте также

Комментарии 4

Войдите для комментирования
■ ИЗЮМЪ 06 фев 2023 в 21:20
Мне кажется, что Соловей её таки малость косплеила. И, смею заявить - очень годно.
■ Черно-белое кино 07 фев 2023 в 12:49
В "Рабе любви"? Может быть, хотя фильм мне не нравится
■ ИЗЮМЪ 07 фев 2023 в 15:48
Михалковщину не жалуете?
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ