Раз уж начал о дивах раннего русского кино, то продолжу. На очереди фильма «Молчи, грусть молчи» П. Чардынина с В. Холодной в главной роли. Лента была снята в 1918 году к юбилею творческой деятельности режиссера в двух сериях (сохранилась только первая)
Начальный титр фильма
Все продается и покупается
Как и большинство русских картин тех лет, «Молчи, грусть, молчи» - это экранизация песни. И одна из немногих, где сохранились оригинальные титры с ятями. Это прекрасно. Не менее прекрасно и предисловие, которое появилось у ленты немного позднее и в современной орфографии: «Молчи, грусть, молчи - одна из характернейших картин революционного русского кинопроизводства 1918 года. Содержание ее убого и ничтожно. Любовь, деньги, фраки, хорошие манеры - отличный пример использования кино для показа» прелестей «буржуазной жизни как идеала всякого человека. Содержание так откровенно, что не скрывает всей низменности основной установки: и красота женщины и любовь - все продается и покупается». Советские идеологически подкованные ребята, писавшие это предисловие, не далеки от истины.
П. Чардынин и В. Холодная
Пола и Лорио
В центре киноповествования молодая циркачка Пола. Вместе мужем Лорио (его играет сам Чардынин), они работают свой номер. Пола поет про «Молчи, грусть молчи», а Лорио под куполом цирка аккомпоннирует ей на скрипке. К несчастью, Лорио любитель заложить за воротник и однажды, перебрав перед выступлением, он падает из-под купола и ломает ноги. Работать в цирке он больше не может и им с Полой приходится стритовать со скрипкой и гитарой по дворам. Все уныло и безрадостно, да ещё к молодой и красивой Поле то и дело клеятся какие-то мужики из благородных, предлагая принять живейшее участие в ее судьбе, если только она бросит своего старого хромого алкоголика Лорио. Пола долго не решается. В ней борются противоречивые чувства. Она, как это умела только Вера Холодная - красиво и судорожно дышит полной грудью и бросает на зрителя полные тоски взгляды своих огромных подведенных глаз. Но потом нужда все сильнее и сильнее стискивает свои костлявые пальцы на ее нежной шейке и Пола соглашается. Приходит к мужчине, который грозился принять в ней живейшее участие, но тот (каков подлец!) вскоре охладевает к ней и отдает своему другу с каламбуром: «Полу из полы в полу». А Пола уже привыкла к хорошей жизни и у нее нет другого выхода, как только согласиться на этот ченч. Вполне понятно, что и с новым кавалером ничего путного не выходит: он игроман и хватает пулю, застуканный за попыткой украсть у друга денег, чтобы отыграться. Одним словом, цитируя Юлия Кима, - «вот как было в прежни годы, когда не было свободы».
Пола и один из ее соблазнителей
Посредственная актриса
В обзоре «Домика в Коломне» я уже писал, что Чардынин снимал просто и без изысков, но добротно. У него нет никаких новаторских приемов, тонировок, необычной операторской работы, как у того же Бауэра. Пожалуй, единственное украшение картины - Вера Холодная. Большинство исследователей сходится во мнении, что актрисой главная дива нашего дореволюционного экрана была посредственной. Она только и умела, что красиво дышать и делать трагические глаза, повторяя эти нехитрые приемчки от фильмы к фильме. Но было в ней кроме того какое-то необъяснимое обаяние, грациозность и красота. Достаточно сказать, что мой интерес к немому кино начался именно с Веры Холодной.
Из полы в полу
Что было потом
После «Грусти» меньше чем за год Вера Васильевна успела сняться в десятке картин (почти все не сохранились), а в феврале 1919-го в Одессе ее настигла тогдашняя разновидность κοβuда - испанка. Провожали ее очень пышно и многолюдно, во всех театрах отменили представления, поклонники рыдали, а Вертинский начал петь свой знаменитый романс «Ваши пальцы пахнут ладаном» с посвящением актрисе.
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Раз уж начал о дивах раннего русского кино, то продолжу. На очереди фильма «Молчи, грусть молчи» П. Чардынина с В. Холодной в главной роли. Лента была снята в 1918 году к юбилею творческой деятельности режиссера в двух сериях (сохранилась только первая)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Начальный титр фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный1.jpg", "filesize": 48914, "height": 343, "pic_id": 408697, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B91.jpeg", "width": 635}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Все продается и покупается"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как и большинство русских картин тех лет, «Молчи, грусть, молчи» - это экранизация песни. И одна из немногих, где сохранились оригинальные титры с ятями. Это прекрасно. Не менее прекрасно и предисловие, которое появилось у ленты немного позднее и в современной орфографии: «Молчи, грусть, молчи - одна из характернейших картин революционного русского кинопроизводства 1918 года. Содержание ее убого и ничтожно. Любовь, деньги, фраки, хорошие манеры - отличный пример использования кино для показа» прелестей «буржуазной жизни как идеала всякого человека. Содержание так откровенно, что не скрывает всей низменности основной установки: и красота женщины и любовь - все продается и покупается». Советские идеологически подкованные ребята, писавшие это предисловие, не далеки от истины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "П. Чардынин и В. Холодная", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "9325.jpg", "filesize": 66979, "height": 535, "pic_id": 408704, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/9325.jpeg", "width": 695}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Пола и Лорио"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В центре киноповествования молодая циркачка Пола. Вместе мужем Лорио (его играет сам Чардынин), они работают свой номер. Пола поет про «Молчи, грусть молчи», а Лорио под куполом цирка аккомпоннирует ей на скрипке. К несчастью, Лорио любитель заложить за воротник и однажды, перебрав перед выступлением, он падает из-под купола и ломает ноги. Работать в цирке он больше не может и им с Полой приходится стритовать со скрипкой и гитарой по дворам. Все уныло и безрадостно, да ещё к молодой и красивой Поле то и дело клеятся какие-то мужики из благородных, предлагая принять живейшее участие в ее судьбе, если только она бросит своего старого хромого алкоголика Лорио. Пола долго не решается. В ней борются противоречивые чувства. Она, как это умела только Вера Холодная - красиво и судорожно дышит полной грудью и бросает на зрителя полные тоски взгляды своих огромных подведенных глаз. Но потом нужда все сильнее и сильнее стискивает свои костлявые пальцы на ее нежной шейке и Пола соглашается. Приходит к мужчине, который грозился принять в ней живейшее участие, но тот (каков подлец!) вскоре охладевает к ней и отдает своему другу с каламбуром: «Полу из полы в полу». А Пола уже привыкла к хорошей жизни и у нее нет другого выхода, как только согласиться на этот ченч. Вполне понятно, что и с новым кавалером ничего путного не выходит: он игроман и хватает пулю, застуканный за попыткой украсть у друга денег, чтобы отыграться. Одним словом, цитируя Юлия Кима, - «вот как было в прежни годы, когда не было свободы»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Пола и один из ее соблазнителей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "zvMVf19kI5_oNXsN0FA9AWE8W6GJ2EU-qIuhr-Sr4K7OyL_T6eUyGpV0rM39lOtFbgUQci0Wh1GjMhiNWELZ1kKW.jpg", "filesize": 405603, "height": 731, "pic_id": 408706, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/zvMVf19kI5_oNXsN0FA9AWE8W6GJ2EU-qIuhr-Sr4K7OyL_T6eUyGpV0rM39lO_3tj7QIF.jpeg", "width": 952}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Посредственная актриса"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В обзоре "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/Yzrr74a0fjF6X8gN"}, "string": "«Домика в Коломне» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " я уже писал, что Чардынин снимал просто и без изысков, но добротно. У него нет никаких новаторских приемов, тонировок, необычной операторской работы, как у того же Бауэра. Пожалуй, единственное украшение картины - Вера Холодная. Большинство исследователей сходится во мнении, что актрисой главная дива нашего дореволюционного экрана была посредственной. Она только и умела, что красиво дышать и делать трагические глаза, повторяя эти нехитрые приемчки от фильмы к фильме. Но было в ней кроме того какое-то необъяснимое обаяние, грациозность и красота. Достаточно сказать, что мой интерес к немому кино начался именно с Веры Холодной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Из полы в полу", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "835405677_145_0_645_500_1920x0_80_0_0_8e3bba10390e222e48544d49b32192ad.jpg", "filesize": 252863, "height": 1920, "pic_id": 408707, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/05/835405677_145_0_645_500_1920x0_80_0_0_8e3bba10390e222e48544d49b32192ad.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Что было потом"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После «Грусти» меньше чем за год Вера Васильевна успела сняться в десятке картин (почти все не сохранились), а в феврале 1919-го в Одессе ее настигла тогдашняя разновидность κοβuда - испанка. Провожали ее очень пышно и многолюдно, во всех театрах отменили представления, поклонники рыдали, а Вертинский начал петь свой знаменитый романс «Ваши пальцы пахнут ладаном» с посвящением актрисе."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 138]}
Комментарии 4