10 мар 2023 · 11:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Счастье» (1935) Александра Медведкина - один из последних немых фильмов, снятых в СССР и... второй по счету цветной. Конечно, не весь. Всего одну цветную сцену снял для него оператор экспериментальной лаборатории «Межрабпомфильма» Федор Проворов. Само собой, кадры не сохранились"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Афиша фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "лвоооррщхпхыъ.jpg", "filesize": 154622, "height": 687, "pic_id": 462460, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/07/%D0%BB%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%BE%D1%80%D1%80%D1%89%D1%85%D0%BF%D1%85%D1%8B%D1%8A_0ELbuwq.jpeg", "width": 457}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Как было в прежни годы..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Медведкин - один из самых незаурядных и самобытных режиссеров не только советского, но и мирового кинематографа. Будучи близким по духу своим коллегам - представителям советского киноавангарда 20-х вроде Козинцева и Трауберга, он единственный из наших режиссеров-новаторов искал вдохновение в русском дореволюционном кино."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Счастье», как сказали бы сегодня, - это черная комедия и практически артхаус. Хотя, создатель ленты вряд ли вкладывал в нее такой смысл. Подобно Александру Довженко с его «Землёй», Медведкин пытался снять агитку. В данном случае о том, как плохо жилось крестьянину при царском «прижиме» и как хорошо ему теперь (в 1935-м), в колхозе. А в итоге получилась лубочночная, гротескная и очень самобытно-русская картина, влияние которой очень заметно в творчестве более поздних мастеров, например, Сергея Овчарова: \"Небывальщина, (1984) и других."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Хмырь на коне в яблоках", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "лвооолд.jpg", "filesize": 209682, "height": 697, "pic_id": 462461, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/07/%D0%BB%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%BE%D0%BB%D0%B4.jpeg", "width": 951}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Повесть о горе-злочастии"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В основе сюжета мотивы поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», «Страны Муравии» Твардовского и, возможно, «Повести о горе-злочастии» XVII в. В центре киноповествования крестьянин Хмырь и его жена Анна, олицетворяющие все русское крестьянство до и после революции. В отличие от зажиточного соседа Фоки, бесконтактно поедающего вареники, будто гоголевский Пацюк, Хмырю постоянно не везёт: «не идёт к нему добро» и все тут. Настолько, что даже воры, которые собираются поживиться на его дворе, вместо этого дарят ему немного денег."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Даже когда счастье Хмырю всё-таки улыбается, это оборачивается лишь новыми бедами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Пацюк\" Фока", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "лвооолдиырыр.jpg", "filesize": 121646, "height": 539, "pic_id": 462464, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/07/%D0%BB%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B8%D1%8B%D1%80%D1%8B%D1%80.jpeg", "width": 713}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Чучела» и ленивый водовоз"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так, кошелек с «бешеными деньжищами», который, едучи с ярмарки, теряет хмельной ухарь-купец, не приносит Хмырю и Анне счастья. На найденные деньги крестьянин покупает коня в яблоках, но тот настолько прожорлив, что норовит съесть даже соломенную крышу хмыревой избенки. Да и землю на таком коне не очень-то попашешь - особенно, надел Хмыря, состоящий из одного только крутого каменистого холма. Конь то и дело падает и отказывается вставать, так что Хмырю приходится запрячь в плуг жену Анну. А когда они с женой всё-таки собирают урожай, долго торжествовать им тоже не приходится. На хмыревы мешки с зерном со всех сторон слетаются попы, приказчики, подъячие, городовые и пр., словом, «чучела», как называет их Медведкин."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Хмырь пашет свой надел", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "лвооолзмыхз.jpg", "filesize": 227839, "height": 757, "pic_id": 462467, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/07/%D0%BB%D0%B2%D0%BE%D0%BE%D0%BE%D0%BB%D0%B7%D0%BC%D1%8B%D1%85%D0%B7.jpeg", "width": 1163}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После этого Хмырю остаётся только лечь и nомеρеть. Но и этого «чучела» ему позволить не могут: должен же кто-то их кормить. К его одру сбегаются попы, солдаты, городовые, полицмейстер. Является даже сам губернатор и отдает приказ: «избить до полуcмеρтu, но чтобы жил»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После этого Хмырь окончательно теряет веру в счастье. После революции его жена быстро приспосабливается к новой жизни и становится ударницей труда, а он сам - ленивым водовозом. В финале Хмырю удается совершить подвиг: вывести на чистую воду жуликов и «вредителей» во главе с бывшим соседом Фокой, которые чуть не украли колхозное зерно. После того как враги побеждены, Хмырь с женой едут в город. Там он наконец-то меняет свои разбитые лапти и лохмотья на элегантный городской костюм. Вот оно счастье, как пели герои известного мультфильма."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Счастливая колхозница Анна", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "лвощмылд.jpg", "filesize": 124461, "height": 651, "pic_id": 462470, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/07/%D0%BB%D0%B2%D0%BE%D1%89%D0%BC%D1%8B%D0%BB%D0%B4.jpeg", "width": 875}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Одинаковые солдаты и конь в яблоках"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все в картине утрировано, лубочно. Крохотный «сторожевой пёс» Хмыря сидит на непропорционально огромной цепи, а у прожорливого коня нарисованные яблоки. Когда Хмырю поручают охрану колхозного хлеба, ему дают огромное ружье, почти с него самого ростом, а на поясе его крестьянских порток блестит огромная солдатская пряжка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все персонажи, олицетворяющие «старый режим», подчёркнуто гротескны и карикатурны: кулак Фока с его черным лицом похож не-то на Отелло, не-то на Мефистофеля, у попа огромный нос картошкой, у попадьи крючком, а монахини с ящиками для пожертвований это вообще нечто. Они одеты в прозрачные рясы сквозь которые хорошо видны голые груди. Конечно, до «Земли» Довженко тут далеко, но и это для 1935-го то года весьма и весьма смело. Очень яркой и запоминающейся выглядит сцена с царскими солдатами. Они все как один в одинаковых масках с выпученными глазами и ртами, раскрытыми в крике «ура!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Солдатушки бравы ребятушки", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "лвлм.jpg", "filesize": 171589, "height": 797, "pic_id": 462471, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/07/%D0%BB%D0%B2%D0%BB%D0%BC.jpeg", "width": 1067}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К показанному в «Счастье» колхозному изобилию можно, конечно, относиться по-разному, но с чисто художественной точки зрения фильм великолепен и сильно опередил свое время. К тому же, хотя сейчас медведкинское «Счастье» трудно воспринимать иначе, чем черную комедию, в картине очень много по-настоящему смешных моментов."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4331, 4331]}
Комментарии 2