20 фев 2023 · 11:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Картина «Да здравствует Мексика!» (Que viva Mexico! 1932) уникальна сама по себе. И не менее уникальна ее судьба, о которой я сегодня расскажу"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Мексиканская афиша фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "MV5BYjcxYzZmYTctODUyMC00NzY2LWExZjEtZTJiNmVlYmY0NjBjXkEyXkFqcGdeQXVyODcwODg0OQ@@._V1_.jpg", "filesize": 1739835, "height": 2941, "pic_id": 430894, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/16/MV5BYjcxYzZmYTctODUyMC00NzY2LWExZjEtZTJiNmVlYmY0NjBjXkEyXkFqcG_FBQNc4J.jpeg", "width": 2097}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Эйзенштейн в Голливуде и не только"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильмы, снятые Эйзенштейном в 20-е годы - «Броненосец Потемкин», «Октябрь» и другие, получили широкую известность по всему миру. В 1929-м году режиссера пригласили в в Голливуд. Тамошние продюсеры уж очень хотели американский фильм от советского мэтра киноискусства. Но не вышло. Когда Эйзенштейн вместе с ассистентом Г. Александровым и оператором Э. Тиссэ приехал на Paramount Pictures, он не нашел достойной для себя темы. Зато, с радостью принял другое предложение, от друзей - мексиканских художников Д. Риверы и Д. Сикейроса, американского писателя Теодора Драйзера и др., снять фильм о Мексике. Они же собрали средства на съемки картины - что-то около 25 тыс. долларов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из пролога", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "wop8UrlLanoNzgibTyvhxUWy9wt-CN2cgsbLs1r5Bc4czrJdppkiYE991DhjGb9iJAmSUHMjgdmra-DSMGlkA8p-.jpg", "filesize": 173776, "height": 924, "pic_id": 430897, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/16/wop8UrlLanoNzgibTyvhxUWy9wt-CN2cgsbLs1r5Bc4czrJdppkiYE991DhjGb_KqEapu3.jpeg", "width": 1162}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Яркое черно-белое кино"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Около двух лет Эйзенштейн, Александров и Тиссэ ездили по Мексике, изучали ее, вживались и снимали кино. В итоге получился фильм, который невозможно втиснуть ни в какие жанровые рамки. Фильм на стыке документального и художественного, в котором принципы советской монтажной киношколы 20-х годов соседствуют с ярким и пёстрым мезоамериканским колоритом. Мне как автору фантастического романа об индейцах, на материале мексиканской культуры доколумбовой эпохи, этот фильм особенно близок. Во время работы над романом я пересматривал «Да здравствует Мексика!» несколько раз - изучал, подмечал детали, которые мог бы использовать в своем тексте."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главное впечатление от мексиканского фильма Эйзенштейна - он очень яркий. Конечно, немного странная характеристика для старого черно-белого фильма, но иначе и не скажешь. Он именно яркий. Ведь Мексика, с ее руинами ацтеков и майя, тропическими лесами, индейскими деревушками, плантациями гигантской голубой агавы и не может выглядеть иначе. Особенно в картине такого мастера как Эйзенштейн."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обряды индейской деревни, не изменившиеся за столетия", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "lQKJ7qJufD12iIi6796p5ilN3wua55NjFnKIBnm3di_2LgE-GKma_wEi4oUXjMTO9z-cMuP6Pxco3BKc9x3GpnK7.jpg", "filesize": 103762, "height": 734, "pic_id": 430899, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/16/lQKJ7qJufD12iIi6796p5ilN3wua55NjFnKIBnm3di_2LgE-GKma_wEi4oUXjM_nBh0N3J.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Сквозь время и пространство"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм состоит из нескольких новелл, не связанных ни сюжетно, ни хронологически. В прологе режиссер скупыми штрихами намечает образы ацтекской и майяской доколумбовой Мексики. Ступенчатые пирамиды, жутковатые изваяния древних богов и люди, будто сошедшие с древних барельефов Теночтитлана и Паленке. Другая новелла об индейской деревушке в тропической части страны на побережье Юкатана, где царит безмятежность и живы тысячелетние языческие традиции. Следующая - о новых традициях, принесенных испанскими завоевателями. О том, что когда-то на вершинах пирамид стояли храмы Кецалькоатля и Уицилопочтли, а теперь католические, но хотя и поменялась вера, люди продолжают идти наверх прежним маршрутом. Следующая новелла о ещё одной испанской традиции - корриде. В ней есть поразившие меня кадры, снятые э... от лица быка. И это притом, что ручку камеры во время съёмок тогда ещё нужно было крутить вручную. Получается, Тиссэ сидел на спине раззадоренного бандерильями быка и крутил ручку?! Ещё одна новелла под названием «Магей» рассказывает о сборщиках сока голубой агавы для пульке и текилы и их жестоких хозяевах. Заканчивается «Да здравствует Мексика» эпилогом о праздновании знаменитого Дня мертвых."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "День Мертвых", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ObmmUkaP3vInzlRvRB79y30bbyLLR6VVvShLnOizzlEBR4BvUOM9k-h1Y4P92du6H-6L5OV8xexlQRV1FAHiDfXR.jpg", "filesize": 195441, "height": 720, "pic_id": 430903, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/16/ObmmUkaP3vInzlRvRB79y30bbyLLR6VVvShLnOizzlEBR4BvUOM9k-h1Y4P92d_JQKLIq0.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Что было потом"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последнюю новеллу «Солдадерра» о мексиканской революции режиссер закончить не успел. И дело даже не в том, что кончились деньги мексиканских друзей. В 1930 году в Москве прошел слух, что Эйзенштейн снимает фильм о Троцком. Вскоре режиссер получил из Союза письмо с ультиматумом: либо он возвращается, либо будет объявлен невозвращенцем. Пришлось возвращаться. Все осложнялось ещё и тем, что материал картины «Да здравствует Мексика» остался в США. Так как Эйзенштейн нарушил контракт, голливудские продюсеры решили, что имеют на нее право. Вернувшись в СССР, Эйзенштейн и Александров неоднократно обращались к Сталину с просьбой выкупить фильм. Тем более, что сумма для этого была нужна совсем небольшая. Но мексиканские материалы так и не были выкуплены. Только много лет спустя, когда уже не было в живых Эйзенштейна, Америка предоставила их в распоряжение Госфильмофонда. Георгий Александров, который известен не только как создатель «Весёлых ребят» и «Волги-Волги», но ещё и как режиссер озвучания большинства немых фильмов Эйзенштейна, взялся за работу над фильмом. Он руководствовался записными книжками и рисунками своего учителя. Фильм вышел на советские экраны в 1979 году с предисловием самого Александрова и текстом от автора в исполнении С. Бондарчука (старшего)."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4434, 4434]}
Комментарии 2