05 май 2023 · 11:13    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Российская империя - родина мультипликации"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помнится, Е. Гришковец в спектакле «Как я съел собаку» рассказывал, как он в детстве мчался домой, заслышав заветное слово «мультфильмы». А оказывалось, что это опять какие-то глупые и скучные кукольные мультфильмы. Это точно, советская кукольная мультипликация 70-80-х оставляла желать лучшего. Тем не менее она была частью великой традиции. И если история рисованной анимации началась во Франции 1890-х, с зоотропа Эмиля Рейно (ещё до изобретения киноаппарата), то история анимации кукольной началась в России 1900-х, с экспериментов Владимира Ширяева (о нем я ещё как-нибудь напишу) и Владислава Старевича. Последний - фигура знаковая во многих отношениях. Он - основоположник мировой stop-motion-ананимации, выдающийся режиссер игрового кино, оператор. Он снял один из первых в мире фильмов-сказок «Ночь перед рождеством» (1913), второй после Жоржа Мельеса фантастический фильм «Путешествие на Луну» (1912), был оператором первой русской кинокомедии «Домик в Коломне» (1913) с Иваном Мозжухиным в главной роли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Владислав Старевич и его куклы из \"Рейнике-Лиса\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Безымянный1.png", "filesize": 873826, "height": 763, "pic_id": 550507, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B91_v4uXf3O.jpeg", "width": 1267}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Загадочный дрессировщик жуков"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но главное дело его жизни - мультфильмы. Как сказал Дисней, «этот человек обогнал всех мультипликаторов мира на несколько десятилетий». Все началось с увлечения Старевича энтомологией и фотографией. Ещё в юности он делал очень убедительные модели насекомых. А в 1910 году для ковенского краеведческого музея, с которым тогда сотрудничал, решил снять документальный фильм о жуках-рогачах. Но жуки оказались скверными актерами и тогда Старевич прикрепил к лапкам засушенных жуков тонкие проволоки и снял нужные сцены покадрово. Далее в том же 1910-м (в эпоху кинопримитивов!) он снимает первый игровой мультфильм-пародию на рыцарский роман: «Прекрасная Люканида или борьба рогачей с усачами». Мультфильм сразу же стал популярен по всему миру. Первые зрители были уверены, что Старевич владеет какой-то непостижимой техникой дрессировки насекомых."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Король Лев и королева львица", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Безымянный2.png", "filesize": 469082, "height": 579, "pic_id": 550508, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B92_JmYJyJN.jpeg", "width": 809}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Дедушка мистера Фокса"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1911 в той же манере Владислав Алексндрович снял «Рождество у обитателей леса», в 12-м «Стрекозу и муравья» и «Месть кинематографического оператора» и др. Постепенно от насекомых он пришел к столь же искусным куклам животных - пластичным, детализированным, со сложной натуралистической мимикой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После Октября 1917-го Старевич вместе с сотрудниками киноателье Ханжонкова уехал в Крым, а затем эмигрировал во Францию. Именно здесь с 1926 по 1930-й годы году он создал свою самую значительную работу в мультипликации - полнометражного «Рейнике-Лиса» по одноименной поэме Гете и средневековому народному «Роману о Лисе». Без «Рейнике» не было бы «Великолепного мистера Фокса», «Острова собак», и многих других замечательных мультфильмов. Без всякой компьютерной графики Старевич умудрялся делать своих зверей по-настоящему живыми и при этом очень забавными."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Богомерзкий\" заяц и \"благочестивый\" лис", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Безымянный3.png", "filesize": 744534, "height": 747, "pic_id": 550510, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B93_JC5yL5w.jpeg", "width": 1103}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Победить невозможно"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мультфильм состоит из объединенных сквозным сюжетом маленьких новелл, в большинстве из которых угадываются известные сказки, общие как для русского, так и для европейского фольклора. Это «Ворона и лисица», «Лиса и волк» и др. Хитрый лис Рейнике умнее всех зверей в лесу и даже самого короля-льва. Все животные от медведя до мыши беспрестанно жалуются королю на проделки Рейнике, но совладать с ним не может никто: что бы звери ни делали, они все равно «ведутся» на очередную лисью хитрость и в конце концов лев понимает, что победить Рейнике невозможно. С ним можно только сотрудничать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Рейнике-лис» не только очень искусно снят. Он ещё и безумно смешной. Мультфильм сделан в средневековой эстетике но для усиления комического эффекта Старевич активно использует анахронизмы. Например, в сцене рыцарского поединка лиса и волка появляется обезьяна-комментатор с микрофоном и репортёр с кинокамерой. До Старевича так не делал никто. После него стали делать всё подряд: вспомнить те же комедии Monty Python или Мэла Брукса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Великолепны персонажи мультфильма. Особенно сам Рейнике, король-лев, заяц - церковный пьяница и другие. А кота-музыканта с его серенадами под окном королевы-львицы попросту невозможно забыть."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем-то, бесполезно рассказывать о «Рейнике-Лисе» Старевича. Его нужно смотреть. И пересматривать. И всматриваться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Указ льва о том, что всем его подданным запрещается есть мясо", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Безымянный4.png", "filesize": 407130, "height": 573, "pic_id": 550511, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B94_WZMSJzW.jpeg", "width": 725}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Немецкие деньги"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Судьба «Лиса» сложилась не очень благополучно. В 1930-м году немой полнометражный мультфильм, несмотря на все его достоинства, был зрителю уже мало интересен. В кино пришла эпоха звука, а на озвучание ни у студии ни у режиссера денег не было. Восемь лет «Рейнике» пролежал на полке, а потом всё-таки был озвучен. Деньги на озвучание дали представители нацистской Германии, рассудив, что «Роман о Лисе» - ценный памятник национальной немецкой литературы: (французской тоже, но это не важно). В 1941-м мультфильм был наконец-то озвучен и на французском (единственная версия, доступная в интернете), но немецкая озвучка навсегда сделала ему антирекламу. Именно из-за нее первый в мире полнометражный мультфильм в большинстве стран никогда не вышел в прокат."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лис становится первым министром", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Безымянный5.png", "filesize": 671936, "height": 667, "pic_id": 550513, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B95_B9KYeQ4.jpeg", "width": 1185}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Снимать мультфильмы Старевич продолжал почти всю жизнь, вплоть до конца 50-х, но в последние годы, как это часто случается с выдающимися художниками, оказался забыт. Кроме собственных дочерей, у Владислава Александровича не было помощников, он не оставил учеников и уникальная технология изготовления мимических кукол ушла вместе с ним."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4945, 4945]}
Комментарии 2