03 фев 2023 · 11:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Умuραющuй лебедь» Евгения Бауэра был снят в 1916-м году, а на экраны вышел за месяц до февральской революции. Главную роль сыграла одна из главных кинозвёзд империи - Вера Каралли"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Афиша фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Безымянный1.png", "filesize": 304286, "height": 434, "pic_id": 403412, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/02/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B91.jpeg", "width": 602}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Первое достижение жанра"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Попытки снимать хоррор известны в мире и до того, но в основном это были либо кинопримитивы, либо, что-то с ними граничащее, тогда как Бауэру удалось воплотить на экране настоящую жуткую жуть. Да, всего в одной сцене, но эта сцена дорогого стоит. Евгений Францевич Бауэр был, пожалуй, самым мистически и декадентски настроенным режиссером нашего дореволюционного кино. Не удивительно, что и первый русский фильм ужасов снял именно он. О его более ранней ленте "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/YwzBc-rh1gijWJ9u"}, "string": "«Тургеневские мотивы» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " 1914 года я уже писал. Ее отчасти тоже можно причислить к хоррору, но в «Лебеде» жанр выражен полнее. Я бы сказал, в нем есть даже что-то хичкоковское."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Поматрошенная и брошенная Гизелла", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Безымянный2.png", "filesize": 528295, "height": 600, "pic_id": 403413, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/02/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B92.jpeg", "width": 793}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Тоска Гизеллы и маньяк Глинский"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Начинается все вполне в духе раннего синематографа: у немой балерины Гизеллы появляется воздыхатель Красовский. Восхищается-восторгается, а потом, как это обычно бывает, уклоняется от очередного свидания, ссылаясь на неотложные дела. Позднее Гизелла застаёт его с другой женщиной. Словом, поматросил, бросил и в кусты. Благодаря этому обстоятельству в танце Гизеллы появляется особый трагизм и отрешённость. Она становится знаменитой балериной. Вот тут-то и начинается хоррор. О Гизелле узнает маньяк-художник Глинский, с детства одержимый танатосом. У художника мефистофельская борода, безумный взгляд и мечта запечатлеть на холсте настоящую костлявую леди с косой. У него в студии скелет и куча эскизов в духе немецких экспрессионистов, но ничего не получается. Художник страдает от творческого кризиса, а потом видит в театре танец Гизеллы и понимает: вот оно, чистейшее выражение танатоса. Гизелла становится его моделью. Глинский счастлив, но недолго."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "У Глинского творческий кризис", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Безымянный3.png", "filesize": 491689, "height": 540, "pic_id": 403414, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/02/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B93.jpeg", "width": 685}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Трагическая развязка"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неожиданно объявляется давишний воздыхатель Красовский. Узнав из газет об успехах Гизеллы, он снова подкатывает к ней: мол, люблю - самовар куплю. Весь гизеллин трагизм и отрешённость, которыми так восхищался маньяк-художник, сразу же улетучиваются. Ей больше не хочется страдать. Когда она в очередной раз приходит позировать, Глинский понимает: Гизелла уже не торт. Слишком уж много в ней стало жизни. Так что суровая реальность не оставляет художнику выбора: он поступает подобно персонажу известной песни группы «Король и шут»: «И пришлось как в старой сказке просто задушить»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Теперь у Гизеллы навсегда нужное художнику выражение лица", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Безымянный4.png", "filesize": 601091, "height": 909, "pic_id": 403415, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/02/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B94.jpeg", "width": 1197}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Самая жуткая сцена"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самая жуткая сцена «Лебедя» - это сон Гизеллы. Немая балерина видит его, получив от Глинского подарок - старинную корону. Как и вдохновивший художника танец Гизеллы, сон сделан с применением тонировки. В сцене сна она синяя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Операторская работа здесь удивительная для 1916 года. В фильмах 10-х годов я не видел ничего подобного ни у наших, ни у зарубежных режиссеров: камера (почти весь фильм статичная) медленно и плавно отъезжает от постели спящей Гизеллы, добирается до окна и в этот момент порыв ветра бьёт в оконную раму и обрушивает вазу, стоящую на подоконнике. Выглядит это очень жутко. Как и сама сцена сна, которая начинается в коридоре с готическими стрельчатыми окнами. Здесь Гизеллу встречает бывшая владелица подаренной Глинским короны и пророчит ей скорую гибель. А затем со всех сторон из синей темноты к девушке тянутся скрюченные руки. Не знаю, как Бауэру это удалось, но сцена действительно страшная. Даже на взгляд современного, избалованного спецэффектами зрителя."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Женщина пророчит Гизелле гибель", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Безымянный5.png", "filesize": 241528, "height": 533, "pic_id": 403416, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/02/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B95.jpeg", "width": 705}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Black Swan"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ну и конечно, в фильме очень красивая сцена танца Веры Каралли. Как никак она была не только киноактрисой, но и балериной. Причем великолепной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А девяносто три года спустя, в 2010-м вышел всем известный «Черный лебедь» (Black Swan) Д. Аронофски с Натали Портман в главной роли. Полагаю, не нужно объяснять, что могло послужить режиссеру источником вдохновения."}], "attributes": []}], "selectedRange": [3443, 3443]}
Комментарии 0