26 янв 2023 · 14:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Если разобраться, то некоторые сцены фильма Чарли Чаплина «Новые времена» 1936 года слишком уж напоминают «Метрополис» Фрица Ланга 1927-го. Чем вызвано такое сходство?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Афиша \"Метрополиса\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "J_exhRcMNnvJ8aZGb4WxiYpQG2tSxRbM2_FMuAQQ7L6WdY-2120oxpmyOVmyfHJWzWy_9NAhofVJgHR9yR6K3pyh.jpg", "filesize": 532882, "height": 1086, "pic_id": 386529, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/24/J_exhRcMNnvJ8aZGb4WxiYpQG2tSxRbM2_FMuAQQ7L6WdY-2120oxpmyOVmyfH_Kw1BcCF.jpeg", "width": 1460}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Уж не пародия ли он?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Метрополис» - шедевр немецкого экспрессионизма 1927 года провалился в прокате на родине, а в США вышел в сильно усеченном и перемонтированном виде. Тем не менее фильм очень быстро стал культовым. Он сумел повлиять на творчество большого числа мастеров киноискусства и продолжает влиять до сих пор. Я уже писал о японской интерпретации «Метрополиса» начала 2000-х, а сегодня хочу поговорить о влиянии картины на современников. Так вот, пересматривал я давеча «Новые времена» Чарли Чаплина (Modern Times, 1936) и аналогии, переклички и даже прямые заимствования из картины Фрица Ланга прямо таки бросились в глаза. Можно сказать, что «Новые времена» - это своеобразная пародия на фильм Ланга."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фредер изнемогает от работы", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "u5Ca5_z1Zp2gje8LCci-fNoGaF1a4rOjmTQ1HzJRgpccnwpnL62Yjv9qHvenrcBLF1WMGB6iBpq9Vj-LtZhj-FyE.jpg", "filesize": 158256, "height": 672, "pic_id": 386752, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/24/u5Ca5_z1Zp2gje8LCci-fNoGaF1a4rOjmTQ1HzJRgpccnwpnL62Yjv9qHvenrc_iAYfjkW.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Отсылки и параллели"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На «Метрополис» намекают уже начальные титры «Новых времен». Текст титров идёт на фоне часов, а часы - один из самых повторяющихся символов в «Метрополисе». Часы в кабинете хозяина города будущего Фредерсена символ того, что время - деньги, которые не пахнут. В сцене, где сын Фредерсена Фредер подменяет рабочего у машины и почти впадает в беспамятство от монотонных однообразных движений, снова появляются те же часы. Уже как видение. И, кстати, ланговский мотив физического и умственного истощения от монотонной работы пародийно обыгрывается у Чаплина: его маленький бродяга крутит бесконечные гайки у конвейера и в итоге попадает в психушку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Бродяжка изнемогает от работы", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "6iuYXNbx0toYl8O9PQ8NJYgsRJwNXnrBil7KNiWqnC4RPt4ApCerq6yes9gbzBEtdXkMcKrbOFF-4AhKrdy5vhTW.jpg", "filesize": 45575, "height": 360, "pic_id": 386755, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/24/6iuYXNbx0toYl8O9PQ8NJYgsRJwNXnrBil7KNiWqnC4RPt4ApCerq6yes9gbzB_INqcvg9.jpeg", "width": 480}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впервые на киноэкране в «Метрополисе» был показан сеанс видеосвязи: Фредерсен связывается по видео с главным инженером машины-сердца. Директор завода в «Новых временах», кстати, очень похожий на Фредерсена, тоже использует видеосвязь. На его заводе огромные экраны повсюду, даже в уборной: когда маленький бродяга в перерыве заходит в туалет покурить, там сразу же включается экран и директор грозно восклицает: «Почему не работаем?! Живо за работу!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фредерсен говорит по аппарату видеосвязи", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "NA2HGaH-MsyQkhcjtULg0Ss6T_Zn_BgVXS1Rm4Sp_DS_qOn4vyoNheALJjZXb2U8JJkyLnjviZAP4jlJykbXWaPS.jpg", "filesize": 42066, "height": 339, "pic_id": 386756, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/24/NA2HGaH-MsyQkhcjtULg0Ss6T_Zn_BgVXS1Rm4Sp_DS_qOn4vyoNheALJjZXb2_S3i8zod.jpeg", "width": 430}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "\"Новые времена\": видеосвязь в уборной завода", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Rn9aTT7O2BhI-NWNB8LqcZdHqfx4g5ZWjDQ0RWB8oV4CT1a4lHE4XACaF7TGSBf3UbE3YpLmuAZoPnIi7u_nTHyb.jpg", "filesize": 45312, "height": 405, "pic_id": 386758, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/24/Rn9aTT7O2BhI-NWNB8LqcZdHqfx4g5ZWjDQ0RWB8oV4CT1a4lHE4XACaF7TGSB_pyPkKH6.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Жертвы Молоха"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Новые времена» - фильм о современной Чаплину эпохе. Само собой, в 30-е годы ни о видеосвязи, ни о кормящих машинах и тому подобном ещё и речи не шло. Скорее всего великий американский комик просто процитировал великую немецкую антиутопию, намекая, что если новые времена будут настолько круто менять жизнь обычного человека, общество в конце концов придет к тому, что было показано у Ланга. К подземным городам для похожих на зомби серых рабочих, и другим «радостям»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Мир шестеренок победил", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ukwd8HBKIydVLHervgGdYiSfW4DZCA735KlGK7pMUmEB9P8UINU5W4IDOMlDxjJ_EeauAc3wD17mMYyGQOG2AONm.jpg", "filesize": 174952, "height": 508, "pic_id": 386773, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/24/ukwd8HBKIydVLHervgGdYiSfW4DZCA735KlGK7pMUmEB9P8UINU5W4IDOMlDxj_23rXbh7.jpeg", "width": 904}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, о рабочих. У Чаплина они, конечно, носят не одинаковые серые робы, а шляпы и костюмы, но первые кадры «Новых времён», где рабочие рано утром, пошатываясь, бредут на завод, очень напоминают знаменитую сцену пересменки из «Метрополиса»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Машины на заводе у Чаплина выглядят хотя и не настолько эпично как в немецком фильме, но тоже явно на них намекают. Характерен и мотив застревания человека в машине, особенно, когда механик попадает между гигантскими шестернями, а маленький бродяга пытается накормить его ленчем. Имхо эта сцена пародирует знаменитое видение Молоха из «Метрополиса», когда машина-сердце превращается в демоническое лицо с распахнутым ртом и поглощает серые шеренги рабочих. То есть, здесь человек уже не просто проглочен Молохом, но пытается приспособиться, устроиться поудобнее в его утробе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Рабочие Метрополиса шагают в пасть Молоха", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "HkU5Ykabd6kJWULtW1Sie2iQGRXjkDQfXubrFzBDDg6Sbatc-LnLPmGRzGDMXWRWLGHxr0oMGTAn2ByXhtH9WQOe.jpg", "filesize": 251483, "height": 1215, "pic_id": 386765, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/24/HkU5Ykabd6kJWULtW1Sie2iQGRXjkDQfXubrFzBDDg6Sbatc-LnLPmGRzGDMXW_nkEsq2p.jpeg", "width": 1600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А еше..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При желании можно увидеть в герое Чаплина своеобразный антипод ланговского Фредера, а в девушке из порта намек на Марию. Тем более, подобно Марии девушка тоже перевоплощается из оборванки в звезду эстрады. Но это уже, конечно, домыслы, поэтому не будем. В любом случае влияние одного великого кино на другое вполне очевидно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Бродяжка кормит одну из \"жертв Молоха\" ленчем", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "VqVgadqC11mRLGaTvhcqPgVd2tjhpux-uvn_xqhpuxuOiDdBDIyOyBXcsOtEAMdFt2S_sz1s6s5-UHmKfuQhwj8N.jpg", "filesize": 146755, "height": 720, "pic_id": 386768, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/24/VqVgadqC11mRLGaTvhcqPgVd2tjhpux-uvn_xqhpuxuOiDdBDIyOyBXcsOtEAM_NmYmPFc.jpeg", "width": 960}}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 0