31 янв 2023 · 11:00    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Сегодня я продолжаю ворошить список 12 лучших фильмов всех времён и народов 1958 года. На очереди ещё один шедевр немецкого экспрессионизма. Свое место в списке он занимает по праву. Чтобы понять это, не нужно читать никаких киноведческих статей и монографий. Достаточно просто посмотреть. Я имею в виду картину Фридриха-Вильгельма Мурнау «Последний человек» (Der Letzte Man, 1924) или в советском прокате «Человек и ливрея» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Советская афиша фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "длдл5.jpg", "filesize": 108343, "height": 783, "pic_id": 396305, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/29/%D0%B4%D0%BB%D0%B4%D0%BB5_07KTCLe.jpeg", "width": 575}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Фишка создателя «Носферату» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О голливудском периоде творчества великого немца я уже писал в обзоре на его «Восход солнца» 1927 года. Правда, несмотря на схожие приемы, до «Последнего человека» «Восходу солнца» далековато."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В истории кино Мурнау запомнился, прежде всего, как создатель первого фильма ужасов «Носферату», но реалистический и даже приземлённый «Последний человек» намного круче. В чем тут дело? Все просто. «Последний человек» - это немое кино, достигшее совершенства в своем жанре. Это универсальный фильм, которому даже не нужен перевод на другие языки. Титры появляются здесь всего три раза, в начале, середине и конце. Все остальное время действие идет без каких бы то ни было пояснений. И не потому, что режиссер решил поиграть в очередной модернистский эксперимент, а потому что никаких пояснений и не требуется."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Швейцар гордится своей работой", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "длдл6.jpg", "filesize": 206105, "height": 733, "pic_id": 396306, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/29/%D0%B4%D0%BB%D0%B4%D0%BB6.jpeg", "width": 1015}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Швейцары тоже плачут"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "История постаревшего гостиничного швейцара, которого перевели с его почетной должности на постыдную - в служители уборной, понятна без слов. Каким-то чудом Мурнау удалось убрать из своего кино языковой барьер и сделать его доступным носителю любого языка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сегодня сходные приемы использует Йос Стеллинг и другие, но на мой взгляд «Последний человек» Мурнау все равно круче. Возможно, ещё и за счёт актерской игры. Эмиль Янингс играет удивительно, совсем не в манере немецкого экспрессионизма с его заламыванием рук и выкатыванием подведенных глаз. Для 20-х годов, да и для нашего времени он очень правдоподобен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Старик-швейцар гордится своей работой и своей швейцарской ливреей, чувствует себя приближенным к сильным мира сего, перед которыми услужливо распахивает двери гостиницы. Его сверкающая галунами ливрея имеет магическое воздействие даже на соседей, испытывающих за него своего рода, гордость. И вот, в один не очень прекрасный день все это у него отбирают. И уважение и ливрею. Потому что он, якобы, слишком стар, чтобы выполнять обязанности швейцара. Лишившийся ливреи старик становится похож на доктора Зойдберга без панциря, бесформенное студенистое тело которого оставлено без защиты и смысла. Кажется, только ливрея помогала ему ходить прямо, а не согнутым в три погибели. Ещё вчера он бодро бегал туда-сюда, встречая и провожая постояльцев, а сегодня еле волочит ноги. И зритель все отчётливее чувствует, что осталось ему уже немного."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "И страдает на новой должности", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "длдл7.jpg", "filesize": 98294, "height": 773, "pic_id": 396307, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/29/%D0%B4%D0%BB%D0%B4%D0%BB7.jpeg", "width": 885}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Не шинель, а ливрея"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кто-то из тех, кто писал о «Последнем человеке», помнится, сравнивал персонаж Янингса с Башмачкиным из гоголевской «Шинели». Да, сравнение, конечно, напрашивается, но по мне, так оно не совсем точное. Последний человек всю жизнь ощущал себя значимым и нужным, а Башмачкин - нет. Башмачкин всего на секунду ощутил себя значимым и тут же был за это наказан кражей шинели. Персонаж Янингса сам возвращает отобранную «шинель», которую поначалу решил украсть. В отличие от Башмачкина, большую часть жизни швейцар не был «лишним человеком» и тем горше ему приходится. Но... в своих фильмах Мурнау любил смешивать жанры. И «Последний человек» не исключение. А сейчас будет жирнюший спойлер: финал светлый и позитивный."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "И последние станут первыми", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "длдл8.jpg", "filesize": 128602, "height": 689, "pic_id": 396308, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/29/%D0%B4%D0%BB%D0%B4%D0%BB8.jpeg", "width": 957}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "И наконец"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме приема «не промолвив даже слова, ты все сказал», в картине есть много чего ещё. К примеру, режиссер не забывает, что его кино хоть и реалистическое, но экспрессионистское, поэтому активно показывает сны и видения персонажа, причем снятые очень интересно, с использованием искажающей оптики и других эффектов. Великолепно, одними только визуальными средствами, Мурнау передает и состояние похмелья от первого лица."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Словом, да что я все говорю? Фильм надо смотреть. Он действительно один из самых лучших и это не преувеличение."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 0