26 окт 2022 · 14:28    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Продолжая тему немецкого немого кино 20-х, не могу не вспомнить имя Фридриха-Вильгельма Мурнау, создателя легендарного «Носферату» - первого фильма ужасов. Эмигрировав в США еще в конце 20-х, Мурнау снял «Восход солнца» (Sunrise, 1927), который принято считать лучшим немым фильмом всех времен. Об этой ленте сегодня и поговорим"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Афиша фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "464512_original.jpg", "filesize": 2541595, "height": 1482, "pic_id": 197495, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/21/464512_original.jpeg", "width": 1976}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Окрасился месяц багрянцем"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как по мне, утверждение насчет непревзойденности «Восхода солнца» чуточку спорное. К примеру, многие отечественные ленты того времени может, и уступают по спецэффектам, но уж по драматизму и актерской игре явно превосходят. К сожалению те, кто определяет, какие фильмы были лучшими во все времена, а какие нет, чаще всего совершенно не учитывают советско-российского киноматериала. Что ж, оставим это на их совести и вернёмся к шедевру Мурнау. Что в этой картине больше всего поражает воображение? Со знаком минус то, что Фридрих-Вильгельм, кажется, попутал жанры. Начинается фильм как этакая мрачная драма, продолжается как комедия, а кончается... ну, как сопливенькое немое кино про всречи-разлуки-несчастную любовь. Ну ладно, мне показалось, что сия лента - это вообще попытка экранизировать русскую народную песню «Окрасился месяц багрянцем». Со знаком плюс, что в «Восходе солнца» намечен прием «не промолвив даже слова ты все сказал», который позднее, в эпоху кино звукового будет активно использовать Йос Стеллинг. Не то, чтобы титры вообще отсутствуют, но их мало, и очень часто, чтобы понять происходящее на экране никаких текстовых пояснений не требуется."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фермер с женщиной из города", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "BpeYWbYRBNzbaI40jl1FI3D8XWGdl5nNT6-jHzoi3bW52-VKFTtNPUVzKYjWp-_6hpB_rrQ8y9uy1z3OswoVBFUK.jpg", "filesize": 243190, "height": 720, "pic_id": 197497, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/21/BpeYWbYRBNzbaI40jl1FI3D8XWGdl5nNT6-jHzoi3bW52-VKFTtNPUVzKYjWp-_e1qphOZ.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Фермер и его женщины в странных шляпах"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Место действия «Восхода солнца» некая условная польско-немецкая глубинка, из которой можно сначала на лодке, а потом на трамвае легко доехать до мегаполиса с небоскрёбами и неоном, типа Нью-Йорка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В глубинку приезжает женщина из города в дурацкой шляпе и уводит главного героя из семьи. Надо сказать, у ГГ такая карма - связывать свою жизнь с женщинами в дурацких шляпах, ибо то великолепие, которое носит его жена, я могу назвать только «шляптем» (шляпой, сплетенной из лыка по технологии лаптя). Видя первый раз в кадре это чудо, невольно вспоминаешь голого Таппера Тайлера из романа К. Саймака «Все живое», который, хвастаясь своей шляпой, гордо заявляет: «Сам сплел!» (О его отечественной экранизации я рассказывал в "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://zen.yandex.ru/media/blackwhitemovie/mogut-li-cvety-myslit-porusski-6307a2548d3c4c4aab5dfc7a"}, "string": "предыдущей статье"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ")."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так вот, разгуливая в модных туфельках по деревенской грязюке, женщина из города действует не из добрых чувств, а из самых корыстных побуждений: выкупает у местных фермеров землю и заставляет их переселяться в город. По логике фильма это очень-очень плохо, а женщина - само сатано. Соблазнив ГГ, она подговаривает его утопить собственную жену. И ГГ соглашается, хотя и чует подвох. На следующее утро жена, которая носит на голове шляпоть, говорит сыну и бабке, что они с мужем поедут по воде, а когда вернутся - неизвестно. И вот, когда они садятся в лодку и плывут, происходит самый трогательный момент картины. Верный пёс срывается с цепи и бежит за любимой хозяйкой на причал, а потом плывет за ней и запрыгивает в лодку. Надо сказать, что после этой трогательной сцены пёс в кадре больше не появляется. Ну, доплыл, ну, решил не оставлять хозяйку в опасный момент. А потом куда-то делся и все."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда супруги добираются до середины реки, муж со страшным лицом встаёт в лодке и начинает ее раскачивать. Но в последний момент у него не поднимается рука. Ему удается только основательно напугать жену, но не утопить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "И с женой в шляпте", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "c2b2424f3d2980f9481dd0d910361c12.jpg", "filesize": 188046, "height": 697, "pic_id": 197503, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/21/c2b2424f3d2980f9481dd0d910361c12.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Из драмы в комедию"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После этого ГГ шустро работает веслами, и когда они с женой достигают лесистого берега, начинается отчаянная погоня. Жена орет: караул! спасите! и, теряя шляпоть, устремляется в чащобу, а за ней муж с криком: don't be afraid me! (Следующие полчаса фильма он повторяет это «не бойся меня» постоянно: он так извиняется). И вот они бегут, и добегают до остановки трамвая в чаще леса (sic!) и на трамвае едут в город - в тот самый Нью-Йорк прямиком из немецкой глубинки. В городе драма кончается и начинается комедия. Помирившиеся супруги отрываются, танцуют народные танцы, пьянствуют и пр. Здесь одну за другой Мурнау демонстрирует несколько весёлых сценок. Например, со сбежавшей свиньёй, которая напугала колоритно выпивающего метрдотеля и налакалась вина из разбитой бутылки. (В этой сцене отчётливо чувствуется Александров с его «Весёлыми ребятами». Подозреваю, что Григория Васильевича, который в свое время старательно учился у Голливуда, вдохновил именно «Восход солнца»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лесной трамвай", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "w1500_48691233.jpg", "filesize": 443131, "height": 1074, "pic_id": 197504, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/21/w1500_48691233.jpeg", "width": 1434}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "И опять в драму"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нагулявшись, счастливые супруги возвращаются обратно в деревню. Сначала на лесном трамвае, потом на лодке. Но тут случается шторм и муж теряет вновь обретенную жену вместе с ее шляптем в бушующей пучине. Домой он возвращается один, и безутешно страдает, двигаясь как бредущий со смены рабочий в фильме «Метрополис» земляка Мурнау Фрица Ланга. А в это время коварная разлучница из города возникает у него под окном, стоя и требуя любви. Муж выскакивает к ней и начинает драматично ее душить. Но додушить не успевает. Ему кричат, что жену таки выловили и она в добром здравии. Муж бросает ведьму из города, кидается к жене и счастливый встречает у ее постели восход солнца."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такое вот кино. В нем много красивых спецэффектов в духе раннего Эйзенштейна, построенных на использовании комбинированных съёмок, и вообще в нем все прекрасно. Особенно, шляпоть."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 0