16 янв 2023 · 11:01    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Отец Сергий» (1917-1918) по одноименной повести Л. Толстого - главный отечественный фильм переходного периода. Съемки начались вскоре после отречения Николая II от престола, а закончились уже при большевиках"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Афиша фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "000cocos1.jpg", "filesize": 233883, "height": 623, "pic_id": 369339, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/15/000cocos1.jpeg", "width": 797}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Полузапрещенная повесть Льва Толстого"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот так начнёшь писать о Протазанове и не остановишься. Действительно, о режиссёре, который снял 80 фильмов до революции, а после нее "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/aelita-1924-grezy-injenera-losia-i-marsianskaia-revoliuciia-6321c2c8dd1b7e17e7c4e29d"}, "string": "«Аэлиту» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", «Человека из ресторана», «Закройщика из Торжка», "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/profile/editor/id/61962a6440cd6c5568672745/634c5d4be323fa46e6129cc4/edit"}, "string": "«Праздник святого Йоргена» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и многое другое, можно говорить до бесконечности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Отца Сергия» режиссер задумал вскоре после съёмок «Пиковой дамы» в 1916-м., но в те годы экранизация этой вещи Толстого была мягко говоря невозможна. Во-первых, сама повесть была не то, чтобы запрещена цензурою, но и не совсем разрешена. Во-вторых, если тот же товарищ Сталин не возражал, когда его образ воплощали на экране, то в случае с венценосными особами это было под строжайшим запретом. Тем более немыслимо было показать на экране государя императора, который крутит романчик со светской дамой. Также под запретом были съёмки православного богослужения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Февральская революция 1917 года все эти запреты упразднила, так что Протазанов смог со спокойной душой приступить к съемкам «Отца Сергия». Съёмки начались при Керенском, а закончились уже при большевиках, в начале 1918-го. Остаётся только удивляться, как в разрушенной войной и революцией стране режиссеру удалось снять одну из величайших лент не только отечественного, но и мирового кинематографа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Мозжухин-кадет перед Николаем I в начале фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "000cocos2.jpg", "filesize": 136483, "height": 577, "pic_id": 369340, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/15/000cocos2.jpeg", "width": 847}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Такой разнообразный Мозжухин"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Отец Сергий» - это, пожалуй, самая выдающаяся работа в кино Ивана Мозжухина. У Протазанова он уже играл Германна в "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/kino-rossiiskoi-imperii-karty-dengi-jeltyi-dom-632046f1d59b89790c5829a9"}, "string": "«Пиковой даме» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и в некоторых других фильмах. Мозжухин сам по себе был всегда актером неординарным, но в «Отце Сергии» ему предстояла очень непростая задача прожить на экране целую жизнь. В первых кадрах он предстает угловатым подростком-кадетом, а в финале - дряхлым лысым стариком с глубокими морщинами и спутанной седой бородой. Несмотря на чересчур театральный грим (а другого тогда, скорее всего, и не было), Мозжухин одинаково убедителен и в роли юноши и в роли светского повесы-офицера и в роли старца. Конечно, сегодня таким перевоплощением мало, кого удивишь. Но не припоминаю, чтобы кто-нибудь до Мозжухина в «Отце Сергии» отваживался на такие экранные метаморфозы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Толстовская история о блистательном князе Касатском, который, разочаровавшись в светской жизни ушел в монастырь, а после ушел и из монастыря, была созвучна советской идеологии. «Он пытался молиться, но молиться было некому - гласят титры в конце фильма. - Бога не было». Фильм никогда не запрещали в СССР, а в конце 70-х даже вышла новая экранизация с Бондарчуком (старшим)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "И все тот же Мозжухин в финале", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "000cocos3.jpg", "filesize": 110355, "height": 697, "pic_id": 369342, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/15/000cocos3.jpeg", "width": 991}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Разные концы"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Финал ленты Протазанова отличается от финала в повести Толстого. И на этот счёт я, к сожалению, не нашел никакой информации. У Толстого, насколько я помню, Сергий, уйдя из монастыря и помыкавшись по белу свету, встречает хорошую женщину-крестьянку и остаётся с ней жить. Фильм Протазанова кончается тем, что Сергий сослан в Сибирь за бродяжничество и «беспачпортность». Соответственно, меняется тон: в повести Толстого финал жизнеутверждающий. После всех мытарств, разуверившийся во всем герой обретает тихую гавань и тихую радость. У Протазанова финал неопределенный, открытый, оставляющий впечатление, что ничего хорошего героя больше не ждет. Либо финальные кадры «Отца Сергия» не сохранились, либо Протазанов намеренно отказался от хеппи-энда, сделав финал созвучным эпохе создания фильма: таким же неопределенным и непредсказуемым."}], "attributes": []}], "selectedRange": [1513, 1513]}
Комментарии 0