08 май 2023 · 11:09    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Это просто праздник какой-то!» - других слов, чтобы охарактеризовать картину советского грузинского режиссера Котэ Макаберидзе «Моя бабушка», попросту не находится"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Афиша фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный1.jpg", "filesize": 198883, "height": 589, "pic_id": 550603, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B91_cBb7KY7.jpeg", "width": 811}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Светлый образ бюрократа"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это сюр, психоделия и авангард в чистом виде, до которых далековато даже французским фовистам и дадаистам. Но при том в «Моей бабушке» есть четкий сюжет и не менее четкий идеологический посыл, а в эстетике режиссер ориентировался скорее на «Клопа» и «Баню» Маяковского, чем на мировой авангард."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Моя бабушка» легла на полку сразу после производства в 1929 году. Тогдашним бонзам от культуры не угодила даже не ее авангардность, а то, что она разоблачала бюрократов, пороча тем самым «светлый образ» советского чиновника. Только в 70-е ее разыскали и восстановили."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Круглый стол бюрократии", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный2.jpg", "filesize": 144658, "height": 469, "pic_id": 550604, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B92_0U2ZZzT.jpeg", "width": 793}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Кафка и Маяковский"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В первой части «Бабушки» есть что-то от «Процесса» Кафки, с той разницей, что у австрийского экспрессиониста не смешно, а у Макаберидзе совсем наоборот. Огромный круглый стол. Стулья со спинками в виде дверей, на каждой из которых табличка: «управдел», «главбух», «не входить, идёт совещание» и проч. За столом, среди огромных куч скомканных бумаг сидят, а точнее, живут «серьезные» служащие «серьезного» учреждения, каждый из которых занят «серьезным» делом. Директор с наслаждением катает по столу игрушечную машинку, а его заместитель завидует и плачет. Глава одного из отделов плюет в ползающего по полу таракана, глава другого кидает машинистке самолётики с любовными записками. А когда в учреждении появляется суровый рабочий-пролетарий с просьбой выдать 50 рублей на нужды цеха, его заявление возвращается сверху донизу покрытое сплошной вязью резолюций."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Перед зрителем проходит череда фантасмагорических персонажей - чиновник с полными карманами рекомендательных писем, привратник в драном пиджачке, бегающий туда-сюда по делам солидных занятых людей, и другие."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Делягин не вынес бремени увольнения", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный3.jpg", "filesize": 41673, "height": 333, "pic_id": 550605, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B93_oNr49FZ.jpeg", "width": 459}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Скромное обаяние бюрократии"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторая часть - история управдела Делягина, который получил в грудь большущее самописное перо и вылетел со службы. От безысходности он решает повеситься, а в это время домой возвращаются его жена и дочка. Они так рады, что разжились дефицитом у спекулянтов, что даже не замечают висящего посреди комнаты папу - все танцуют и веселятся. Наконец, девочка поднимает глаза кверху и спрашивает:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Папа, а что ты там делаешь?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Да так, упражняюсь, - отвечает повешенный Делягин и преспокойно вылезает из петли. На протяжении этой сцены, где жена и дочь уволенного бюрократа весело танцуют вокруг его свисающей с потолка фигуры, так и ждёшь, когда же, наконец, они это заметят и их веселье прекратится. Но веселье жены Делягина прекращается только тогда, когда она узнает об увольнении мужа. Ведь теперь ей не будет ни служебного авто, ни дефицита, ни контрамарок, ничего. Мигом из жизнерадостной женщины она превращается в разъяренную фурию, от которой Делягину приходится спасаться бегством. По дороге несчастный бюрократ встречает своего бывшего коллегу - того самого, с полными карманами рекомендаций, и просит помочь куда-нибудь устроиться, пока жена не сжила его со света. Тот советует найти бабушку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Делягин в поисках \"бабушки\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный4.jpg", "filesize": 66418, "height": 457, "pic_id": 550606, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B94_0S6kqYF.jpeg", "width": 683}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "С бабушкой не легче"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это такой не-то грузинский, не-то бюрократический жаргон и «бабушка» в фильме означает протекцию, рекомендацию. Пройдя через семь кругов бюрократического ада, Делягин таки получает вожделенную бабушку-рекомендацию, и даже прорывается с ней в кабинет директора «солидного учреждения». Но всякий раз как он пытается вручить директору свой конвертик, начальственное кресло становится пустым и на месте прежнего директора возникает новый. Директора меняются один за другим, пока в кресле не оказывается тот самый суровый рабочий-пролетарий, что приходил когда-то в «солидное учреждение» просить 50 рублей. Он обосновался здесь всерьез и надолго, но Делягину с его липовой «бабушкой» от этого, конечно, не легче."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Делягин и его жена в кабинете директора треста", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Безымянный5.jpg", "filesize": 111984, "height": 553, "pic_id": 550607, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/05/03/%D0%91%D0%B5%D0%B7%D1%8B%D0%BC%D1%8F%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B95_ZPv6cZF.jpeg", "width": 717}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Нельзя развидеть"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Психоделический эффект картины усиливают анимационные вставки. Там есть и «живые», настойчиво ползающие по столу бумаги (привет Гарри Бардину), и жутковатого вида куклы - обезьянка, пупс и усатый грузин, с сочувствием наблюдающие за мучениями Делягина, и рисованная анимация, совмещённая с реальной съемкой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К «Моей бабушке» Макаберидзе можно относиться по-разному, но забыть и «развидеть» все это после просмотра уже невозможно."}], "attributes": []}], "selectedRange": [3807, 3807]}
Комментарии 1