01 фев 2023 · 11:00    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Недавно я пересматривал «Весёлых ребят» Александрова и решил о них написать. Понимаю, что писать о «Весёлых ребятах» - занятие неблагодарное, все равно, что об «Иронии судьбы», но попробую"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Афиша фильма", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "1.png", "filesize": 1543303, "height": 693, "pic_id": 399279, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/31/1_t7pRQRx.jpeg", "width": 999}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Жить стало лучше"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот фильм - важнейшая веха в истории развития нашего кино. Как в 1908 творение кинопримитивиста Василия Гончарова «Стенька Разин» породило главный киножанр николаевской эпохи - экранизацию песни, так и в 1934-м «Веселые ребята» породили главный жанр эпохи сталинской - музыкальную комедию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До начала 30-х Александров был скромным ассистентом великого Эйзенштейна. Путешествуя с создателем «Броненосца Потемкина» по Америке и Голливуду, он старательно изучал западные киноприемы. Говорят, для этого у него даже была специальная книжечка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вот, когда Эйзенштейн с Александровым "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/samyi-ekzoticheskii-film-sergeia-eizenshteina-634fd92d1f9dab161af1942b"}, "string": "вернулись из загранкомандировки"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", у товарища Сталина возникла блестящая идея. Отец народов решил, что жить стало лучше, жить стало веселей, поэтому советским людям срочно необходима новая звуковая и музыкальная комедия. Конечно, комедии в СССР тогда были. Один только "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/prazdnik-sv-iorgena-ili-kogda-nemoi-zagovoril-634c5d4be323fa46e6129cc4"}, "string": "Яков Протазанов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " за 20-е годы наснимал их немало. Но все они были немые или почти немые. Новая комедия должна была отвечать реалиям наступившей звуковой эры и новым запросам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "- Секретарь! Бюрократ! Чемберлен! Марья Ивановна!", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "2.png", "filesize": 1229031, "height": 955, "pic_id": 399286, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/31/2_qftJrvJ.jpeg", "width": 1203}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Люди-саксофоны"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И у Эйзенштейна и у Александрова было свое мнение насчёт соцзаказа вождя. Эйзенштейн собирался снять что-то вроде Ивана Васильевича, меняющего профессию: о том как советский человек попадает в Московскую Русь, а в страну советов попадают бояре. Но проект завернули. Александров же в итоге умудрился снять один из самых любимых фильмов Сталина. Хотя Эйзенштейн тоже приложил руку к «Весёлым ребятам». Он создал серию эскизов "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/volgavolga-i-disnei-ehali-na-lodke-6355846423b65b0ff3e5235a"}, "string": "к знаменитой драке музыкантов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". Эскизы были довольно сюрные, изображали людей-виолончелей и людей-саксофонов, но в дело пошли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одним из авторов сценария будущей «джаз-комедии» стал Николай Эрдман - выдающийся драматург, писавший в 20-е годы довольно язвительные пьесы на грани (или даже за гранью) антисоветчины. И его же вместе с соавтором Владимиром Массом арестовали прямо на съёмочной площадке «Весёлых ребят»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вернувшись из мест не столь отдаленных, Николай Робертович утратил большую часть своего чувства юмора и переключился с драматургии на идеологически выдержанные сценарии для кино и мультфильмов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ох, крепкая! Быка свалить может!", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "3.png", "filesize": 418774, "height": 521, "pic_id": 399287, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/31/3_TMyaDrg.jpeg", "width": 697}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Супербоевик «Пастух» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Многие критики обвиняли «Весёлых ребят» в непоследовательности сюжета. И это не удивительно. В фильм не вошла примерно половина материала, которая была в изначальном варианте сценария под названием «Пастух». В том числе много мультяшных вставок, трюков в духе Бастера Китона и даже исполнение джаза на крыле самолёта. Кроме того, в финале Костя Потехин должен был приехать с гастролями в родной колхоз и снова встретиться со своим учителем Карлом Ивановичем. Также взаимоотношения Кости и Анюты были в сценарии более последовательными."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Таким и я был каких-то сорок лет назад", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "4.png", "filesize": 638911, "height": 765, "pic_id": 399289, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/31/4_cnWPzju.jpeg", "width": 985}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "С миру по нотке"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О композиторе «Весёлых ребят» Исааке Дунаевском говорили: с миру по нотке - Дунаевскому мелодия. Примерно то же можно сказать и о режиссёре Александрове. Само собой, в фильме очень много самобытного и оригинального: ещё бы, сам Чаплин был от него в восторге, но и заимствований хватает. Они начинаются с первых же кадров. Достаточно один раз взглянуть на мультяшную корову, чтобы убедиться, что она полностью срисована с Диснеевского оригинала. А что до пьяного поросёнка и дебоша животных, - что-то очень похожее было в американском фильме В. Мурнау "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/YwkNc3QtGhtrrETb"}, "string": "«Восход солнца» 1927"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " года. Сцена, где Утесов-Костя Потехин раздает цветы барышням в мюзик-холле уж очень напоминает "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/novye-vremena-chaplina-parodiia-na-nemeckuiu-fantastiku-63344671a987c5581a85e1da"}, "string": "Чаплина"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", а бесконечные погони - картины "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/navigator-1924-komediiakatastrofa-bastera-kitona-634eb3d10d7c6c67875be66d"}, "string": "Бастера Китона"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " и Гарольда Ллойда. Хотя, Александров этого даже не скрывает, заявляя в титрах, что вышеупомянутые товарищи в его фильме не участвуют."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тем не менее оригинальных находок в «Весёлых ребятах» предостаточно. Та же рыба, которую Утесов вытаскивает из собственных плавок и бросает точнехонько на сковороду. Или операторская работа в сцене, где Лена идёт знакомиться с парагвайским дирижёром, а камера скользит по отдыхающим на пляже. Такого плавного и длинного кадра я в лентах 20-30-х больше нигде не видел. Ну и, конечно, как не вспомнить первое выступление битбоксеров в кино:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Ребята, играем!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- На чем?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- На губах!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "- Еще одна репетиция и я вас выгоню!", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "5.png", "filesize": 280180, "height": 531, "pic_id": 399290, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/31/5_8Om04r8.jpeg", "width": 689}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Первая и последняя ласточка"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В чем феномен «Весёлых ребят»? Почему это единственная по-настоящему смешная комедия сталинского времени и почему этот фильм и теперь на слуху в отличие от более поздних опусов Александрова, вроде «Светлого пути» или "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/media/blackwhitemovie/volgavolga-i-disnei-ehali-na-lodke-6355846423b65b0ff3e5235a"}, "string": "«Волги-Волги» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "? Я думаю, в пору, когда снимали «Весёлых ребят», наши художники ещё умели радостно и искренне смеяться. Они ещё не совсем забыли свободный творческий дух 20-х годов. А потом (в тот же самый 1934-й год, когда «Веселые ребята» вышли на экраны) произошло убийство Кирова. Машина сталинских репрессий заработала в полную силу и всем стало не до смеха. То есть, конечно, после «Весёлых ребят» музыкальная комедия стала господствующим жанром в нашем кино, но юмор этих комедий теперь был сдержанным и осторожным: не дай бог ляпнуть сдуру что-нибудь контрреволюционное. Кстати, поначалу и «Весёлых ребят» не хотели выпускать на экраны. Как же так, джазы, танго, какие-то нэпманские мещанские ужимки и никакой идейности! Картину спасло только то, что она очень уж понравилась товарищу Сталину."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Сердце, тебе не хочется покоя...", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "6.png", "filesize": 914964, "height": 851, "pic_id": 399291, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/31/6_efyevNO.jpeg", "width": 1175}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И да: в американском прокате фильм вышел под названием «Москва смеется». Канонический восстановленный вариант, над которым работал сам Александров, датируется 1978 годом, а раскрашенный, который меня раздражает - 2010-м."}], "attributes": []}], "selectedRange": [5458, 5458]}
Комментарии 2