23 дек 2022 · 19:36    
{"document":[{"text":[{"type":"attachment","attributes":{"presentation":"gallery"},"attachment":{"caption":"","contentType":"image/jpeg","filename":"FB_IMG_1671812511882.jpg","filesize":95031,"height":932,"pic_id":328823,"url":"https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/23/FB_IMG_1671812511882.jpeg","width":857}},{"type":"string","attributes":{},"string":"\nСредневековые процессы над ведьмами до сих пор не дают покоя историкам и антропологам. Еще бы, за два десятилетия инквизиторы умудрились сжечь сотни тысяч девочек, девушек, матерей по обвинению в связях с дьяволом. Мы прочитали одну из новейших книг о прошлом – «Суды над колдовством» Николая Бессонова – и собрали самые интересные факты о тех, кого называли ведьмами.\n\n1.Не уродливая старуха, а красавица\n\nМы с детства привыкли к тому, что ведьма – это дряхлая трясущаяся старуха, нищая и сварливая. Этот образ нам рисуют сказки, мультики, картины и даже пословицы. Злая как ведьма, обиженная на весь мир, пышущая ненавистью и желающая уничтожить весь мир.\n\nКак выяснилось еще в начале 15 века, обвинения в колдовстве — верный способ поквитаться с неугодными, будь это даже писаные красавицы. Горькая доля Агес Бернауэр тому лучший пример.\n\nИтак, сказка: Альбрехт III, сын баварского герцога влюбляется в очаровательную дочь владельца бани. Он увозит её в родовой замок, играет свадьбу и называет «своей герцогиней». Увы, простая горожанка, вознёсшаяся так высоко, пришлась не по сердцу отцу юноши. Правитель Баварии решил, что нужно принимать радикальные мера, чтобы простушка не успела нарожать детей. Он отправляет сына на охоту, а его молодую жену объявляет ведьмой. Агнес якобы приворожила, то есть околдовала, наследника.\n\nКазнили осуждённую долго и неумело. Шёл 1435 год. Ведовские процессы в Германии только начинались. Палач плохо связывает ей руки. Брошенная с моста, Агнес ухитряется избавиться от пут и выплыть. Тогда её топят вторично — обмотав длинные волосы вокруг железного лома. В дальнейшем конфуз не повторится и красавица Агнес все таки погибнет. Кстати, после этого случая еще несколько столетий немок будут сжигать, прикрутив цепями к столбу.\n\nВпрочем, старухи тоже были постоянными жертвами истерии вокруг ведьм.\n\n2. Женщина – значит ведьма!\n\nИменно к этому и сводился главный манускрипт средневековья – «Молот ведьм» монахов Шпренгера и Инститориса. Эта книга направила отлаженную машину инквизиции против женщин всех возрастов. С какой ненавистью пишут авторы об «отвратительных грешницах», ради красоты которых мужчины готовы вывернуть наизнанку свои кошельки! Их бесит их женское кокетство, стремление к нарядам, сколько возмущения в строках о том, что в любовных объятиях люда забывают о Боге!\n\n«Молот ведьм» приписывает женщинам все пороки. Это по их вине гибнут души и рушатся царства. То, за что сжигали тысячи женщин шесть веков назад, сегодня, в 21 веке вводится в культ поклонения женственности и красоты.\n\nЕсли у мужчины была возможность снять с себя обвинения, то у женщин — никакой. Например, любое движение глаз во время пыток интепретировалось против неё. Уставилась в одно место — смотрит на своего господина, Сатану. Закрыла глаза — не хочет выдавать его присутствия. Вращает глазами — следит за летающими нечистыми духами.\n\n3. Не знаешь, в чём обвинить, обвини в шабаше\n\nПредставление о шабаше ведьм росло подобно живому дереву. Сборище ведьм поначалу не было монументальной картиной, которую мы привыкли видеть на средневековых картинах. В ранних описаниях XIII века шабаш — это просто сходка еретиков, на коей присутствует сам дьявол (так называемая синагога Сатаны). Многие детали легенды ещё не придуманы. Тот инквизитор, который сочинил сказку о шабаше, наверняка и сам не подозревал, что запустит чудовищную машину репрессий, основанную на этой идее, втянет и перемелет сотни тысяч человеческих жизней.\n\nУвы, задумка инквизитора пришлась ко двору. Описания тайных сборищ замелькали в следственных бумагах всё чаще. Верхушка католической Церкви с удовольствием ухватилась за инструмент, позволяющий без лишних хлопот отправить на костёр любого еретика. Но всё когда-нибудь кончается.\n\nНастала пора, когда еретические секты ослабли и оказались близки к исчезновению. Однако мифу, созданному инквизицией для борьбы с инакомыслящими, не суждено было умереть. Нашлись новые жертвы, беззащитные и многочисленные — женщины. А суды нам ними из церковных превратились во вполне светские, просто потому что почему бы и нет. В конце концов, вера и власть вроде как были едины.\n\nМногочисленные пытки склоняли женщин к «откровенности». Чтобы остановить мучения, каждая готова была придумать любую деталь, которая удовлетворит мучителей. Для учёных книг находился всё новый и новый материал.\n\nТрактаты по демонологии писали во Франции, в Италии, в Германии. Миф о шабаше на глазах обрастал подробностями. Если поначалу утверждалось, что на шабаше происходит оргия участников, то теперь ни у кого не было сомнений, что в распутстве участвуют злые духи.\n\nЧувственность колдунов утоляют демоны в женском обличье, а ведьмам составляют компанию черти, принявшие мужской облик. Казнь за плотскую связь с дьяволом стала заурядным событием. Так погибли еще тысячи «ведьм»\n\n4. Танцуешь? На костер!\n\nТанцы для судей-инквизиторов неспроста были включены в схему бесовского действа. Первые судьи были монахами. Они ненавидели танцы как часть мирской суетной жизни и напоминали грешникам, что развлечения неугодны Богу. Только молитвой и смирением можно заслужить милость неба — неуёмное веселье, напротив, ведёт к погибели души! Нотации святых отцов, конечно, не могли укротить народное жизнелюбие. Изжить стихию карнавала было не под силу даже Церкви.\n\nПредставим Женеву при Кальвине. Под запретом протестантских властей оказались женские украшения и нарядные платья. Город облачился в серое и чёрное. Число праздников было уменьшено. Умеренность, умеренность и ещё раз умеренность — вот чего требовал Кальвин от своих сторонников. Ограничения вводились на еду, одежду, убранство домов. Наверное, не случайно именно здесь в некогда весёлом швейцарском городе, разворачивается действие истории, которую пересказал Боден. Танец фигурирует в его книге как средство смутить покой христиан:\n\n«Поскольку именно в Женеве танцы особо ненавидели, дьявол дал женевской юной девушке железный прут, принуждавший плясать любого, до кого она дотронется. Она насмехалась над судьями и говорила, что они не в состоянии причинить ей зла, — но после ареста вся её дерзость исчезла, и она стала сетовать, что покинута своим владыкой, обещавшим избавить её от гибели».\n\n5. Любое чудо – от дьявола\n\nОднажды бедный крестьянин вслух пожаловался на свою тяжёлую долю, и его восьмилетняя дочка, стоявшая рядом, по простоте душевной вызвалась помочь. Она замутила пальцем воду в ручье, после чего на засыхающую ниву хлынул ливень. Удивлённый отец стал допытываться, как это получилось. Ведьмочка рассказала, что волшебству её научила мама. Будучи истинным католиком, крестьянин ужаснулся и донёс на жену. Разумеется, колдунью сожгли немедленно, ни разу не усомнившись в рассказе человека, живущего в эпоху, когда развод с неугодной супругой невозможен.\n\nИли вот другая история. Одна знатная девушка, прекрасная собой, оказалась беременна. Родители стали донимать её расспросами, и она призналась, что некий красавец навещал её днём и ночью, но как он входил и выходил, ей неведомо. На третью ночь после этого служанка позвала родителей к покоям госпожи. С треском вылетела выбитая дверь, и глазам изумлённого отца предстал мерзкий монстр.\n\nДочь держала его в объятьях. На счастье в спальню вбежал и оказавшийся как нельзя более кстати священник. Слуга Божий не растерялся и начал творить молитву. Демон не устоял перед святыми словами и улетел с ужасным шумом, а стоящая в комнате мебель вспыхнула ярким пламенем.\n\nЕщё через три дня молодая дворянка произвела на свет урода, которого бросили в огонь, дабы от дьявольского отродья и следа не осталось…\n\nВ такие небылицы полагалось верить, хотя вполне вероятно, что случился скандал в благородном семействе, и дело осложнялось тем, что девица не просто родила вне брака, но ещё и, вероятно, инвалида. Случись это в деревне, церемониться бы не стали: сожгли бы и мать, и ребенка. Но дворянская семья располагала влиянием и связями, чтобы выгородить попавшую в беду дочь (а может быть, пошли в ход и деньги — на подкуп священника). Выдумка, надо признать хороша. Девушка предстаёт не сообщницей дьявола, а невинной жертвой соблазнения и обмана. Повезло, в общем.\n\nАвтор текста: Дарья Ионина"},{"type":"string","attributes":{"blockBreak":true},"string":"\n"}],"attributes":[]}],"selectedRange":[0,0]}
Комментарии 0