26 сен 2022 · 14:03    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Как-то так!", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "писатель.JPG", "filesize": 44677, "height": 833, "pic_id": 167480, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/09/26/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C.jpeg", "width": 706}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не полистать ли нам старую добрую детскую энциклопедию от крупного издательского дома? Вы точно удивитесь результату!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Здравствуйте все, кто не спит! Была у меня когда-то статья, написанная для одной соцсети, которую не хотелось бы упоминать всуе. Статья написана под впечатлением случайного захода в книжный магазин, где попалась мне одна, не побоюсь этого слова, книга. Решил представить ее (статью) здесь после некоторой доработки. Итак, вот она:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уже много лет на полках наших книжных магазинов стоят книги серии «Энциклопедия для детей» от издательства «Аванта+». Книги хорошие, спору нет. Но, в семье не без урода. Как-то просмотрел по диагонали одну из книг этой серии - «История Великой Отечественной войны». И сразу же засада: в числе авторов всего два человека - Борис Соколов и Константин Залесский. Впрочем, последний только для мебели. Более 95% статей написаны Соколовым. Заглянул в Википедию: Залесский - ответственный редактор издательского дома «Аванта+» и крупный знаток жизнедеятельности нацистских бонз (ну, хобби такое). С ним все ясно, как говорится. Соколов Борис - и вовсе в представлениях не нуждается. Это даже забавно. Кому же еще писать историю войны для детей?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А теперь посмотрим объективно на труд маэстро Бориса Соколова, держа в уме то обстоятельство, что перед нами энциклопедия для детей!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первая попавшаяся мне статья - о Халхин-Голе. Вкратце авторские мысли можно сформулировать следующим образом:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- граница между Китаем и Монголией в данном районе до 1939 года не демаркировалась. По словам автора, пустыня никому не была нужна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Монгольские пограничники проникли без всякой цели на эти ненужные, но спорные территории до местечка Номонган."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Командование квантунской армии Китая (!) желая удержать ненужную, но спорную территорию, ввело войска до реки Халхин-Гол."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "- Целью этой акции было прощупать намерения и возможности Красной Армии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По предыстории данного военного конфликта у автора все! А почему хотя бы не рассказать детям, откуда на китайско-монгольской границе взялись японские и советские войска?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Далее идет краткое описание военных действий, но это к теме статьи не относится. Вся статья заняла 2 страницы вместе с картинками. И это, как написано в аннотации, ценное пособие для детей и даже ученых?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но главное, оценим объективность, логику и связность изложения! Попробуем разобраться по порядку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Допустим, что граница действительно не демаркировалась. Но на приложенной тут же схеме граница проведена четко и ясно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Исходное, предвоенное расположение войск и маневры РККА явно учитывают эту границу. А окружение японской группировки проводилось по ломаной линии, точно повторяющей конфигурацию границы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очевидно, что автор просто не видел этой схемы, украшающей его же собственную статью, или не посчитал нужным увязать ее содержание с этой статьей. А ведь схема прямо говорит, что автор лжет! Редакторы этого не увидели? А ведь там сплошь кавалеры всяческих наград именно за работу над этой энциклопедией. Бывает же."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Идем далее. Почему квантунская армия названа китайской? Полагаю, что даже нынешние школьники уверены в японской принадлежности этой армии. Если автор располагает иными данными на этот счет, то хотелось бы услышать подробности? Впрочем, рассказывая о событиях 1945 года, Борис уже перекрасил это войско в японские цвета."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Следующий вопрос. С каких пор командование какой-либо армии, пусть даже квантунско-китайской, само решает - вторгаться ли ей куда-нибудь, и с какой целью вторгаться? Эти вопросы явно находятся в компетенции правительства, и школьники об этом, наверное, догадываются. Поэтому Соколов Борис, чья объективность гарантирована нам во вводной статье, должен был бы как-то разъяснить ситуацию. Не разъяснил."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, автор, как маститый историк, прекрасно знает, что в описываемую им эпоху Японская империя стояла перед философским выбором: направить свою экспансию на север (советский Дальний Восток) или на юг (Тихоокеанский регион). Но, вместо того, чтобы рассказать юным читателям об этом, Борис поведал им байку о зловредных монгольских пограничниках, разрушивших мир и покой Восточного полушария. Видимо, по мысли автора, тут виновны лишь монголы со своими советскими союзниками."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вкратце пролистал и некоторые другие статьи этой книги. Описывая предысторию подписания пакта Молотова-Риббентропа, автор еще более дерзко обнажает свое презрение к логике. Например, Сталин на XVIII съезде партии (март 1939) выразил мысль, что политика попустительства агрессору ведет к развязыванию мировой войны. Вроде простая и не новая мысль, даже банальность. Но, как свежо и непредвзято Борис ее комментирует: - «Это было воспринято в Берлине как сигнал к сближению». Действительно, ведь через пару месяцев, в мае 1939 года Наркоминдел возглавил Молотов, сменив Литвинова. Видимо, после смещения Литвинова, фюрер перечитал еще раз речь Сталина на партийном съезде и все понял? Ну-ну, а что же должен был сказать Сталин по поводу позорной сдачи Чехословакии ее гарантами? Причем так сказать, чтобы Гитлер с Борисом не восприняли это как сигнал к сближению?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Дойдя до «Зимней войны», автор уже совсем ослабел (а ведь вся ВОВ еще впереди!): «Только сумасшедшему могла прийти мысль о возможности нападения Финляндии на СССР» - возмущается наш маэстро."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-первых, в 1918-1922 годах так и было, «профессор»! Финляндия напала на РСФСР и отхватила кое-какие территории. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во-вторых, не Финляндии опасался СССР, а тех, кто мог использовать ее территорию для агрессии против СССР (например, Германии, как это и было в реальности). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автор, правда, уверяет, что Германия никак не могла разместить свои войска в Финляндии, мол, Англия (в 1939 году) помешала бы. Но это просто наглость автора! Общеизвестно, что в 1939 году, как раз во время «зимней войны», в самом разгаре была «странная война», и никто, кроме Бориса, не мог гарантировать, что та же Англия, например, или Франция, не замирятся с фюрером и не помогут Германии в ее будущей священной борьбе с большевизмом. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И вообще, почему это Англия не помешала фюреру разместить войска в Австрии, Чехословакии, Польше (да и во всей Европе), а вот в Финляндии уперлась бы? Кого Борис хотел обмануть? Детей или ученых? "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Описание Варшавского восстания в августе 1944 года сводится к примитивной попытке доказать единоличную вину Сталина за его поражение. В ход идут тщательно извращенные факты и аккуратно оборванные, невнятные цитаты. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Борис говорит, что Рокоссовский хотел освободить родной город, но Сталин не дал ему такой возможности. Главком ждал, пока немцы уничтожат Армию Крайову. При этом Боря цитирует немецкого генерала Типпельскирха, а Сталину и Рокоссовскому слова не предоставил, ссылаясь лишь на их мысли, неведомо откуда известные автору. Но даже немец прямо говорит, что к моменту начала восстания сила удара русских иссякла, и они отказались брать город с ходу. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Неужели Борис ничего не слышал о тесных связях немцев с верхушкой Армии Крайовы. А почему лондонское правительство Польши ничего не сделало для координации усилий восставших и Красной Армии, не оповестило наше командование, и даже своих друзей англичан? А почему Борис не процитировал польского генерала Андерса по поводу этого восстания? Не потому ли, что он честно и прямо назвал настоящих виновников - авантюристов из польской военной верхушки? Да и не он один их называл. Обо всем этом у нашего Бори не нашлось ни слова!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Какую ценность для детей, студентов и ученых может иметь это желтое чтиво? К сожалению, небольшую, и только как образец профанации и циничной лжи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При чтении книги легко убедиться, что автор при описании любых сложных вопросов приводит, обычно, аргументы лишь одной стороны – идеологических противников СССР. Более того, он вообще представляет дело так, будто никаких других точек зрения не существует (Варшавское восстание – яркий пример). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Боря, это же энциклопедия, а не пропагандистский листок! Она должна давать максимально полную картину событий, показывать всю сложность поднимаемых вопросов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть и другой момент. А думал кто-нибудь в редакции, какое впечатление производит эта книга на детей? На мой взгляд, ничего, кроме депрессии и стыда за историю своей страны эта книжонка вызвать не может. Взрослый поймет, что дело не в истории, просто книга такая. А ребенок? Допустим, тоже поймет, но что он подумает о своей стране, которая позволяет издание таких книг? И не просто позволяет, но и поощряет. На суперобложке надпись «Премия Президента РФ …, 2001 год». Рядом еще надпись «При поддержке Департамента…». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Понятно, что имеется в виду вся серия книг, но именно на этом томе такие надписи вызывают специфические чувства. Интересно, читал ли президент и министр образования эту непристойную писанину? Весьма странный способ знакомить детей с историей своей страны выбрали авторы издания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почему ознакомление детей с нашей историей отдано на откуп какому-то проходимцу Борису, чье полное имя даже нигде в книге не указано? Разве энциклопедии пишутся одним человеком?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такая вот получилась статья. Запоздалая, конечно, но кто же знал, что такое бывает."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "PS: Статья, конечно, старая и вдвойне запоздалая. Казалось бы. Так ведь никто Аванту+ и Б. Соколова не наказал, книгу не изъял. Все по-прежнему - все тома, вышедшие в серии «Энциклопедия для детей» рекомендованы Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. Список рекомендателей и «одобрятелей» этого чтива весьма впечатляет. Приводить здесь его не буду. В Википедии все представлено в подробностях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще раз повторюсь - к остальным книгам серии претензий нет - биология, химия и прочие разделы написаны профессионально, большими коллективами авторов, включая и членов РАН. А вот история Великой Отечественной Войны - это же просто, верно? Тут справится первый попавшийся фрик с улицы, например, Боря Соколов. Как это вообще возможно?"}], "attributes": []}], "selectedRange": [336, 336]}
Комментарии 2