25 окт 2022 · 15:50    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Благодаря многолетнему труду российских ученых успешно завершились испытания демонстратора клиновоздушного ракетного двигателя. Который призван совершить революцию в космонавтике. Конструкция постоянно совершенствуется, ее недостатки превращаются в преимущества. Проведенные испытания — еще один шаг к расширению покорения космоса, шаг, который не смогли совершить американцы после эпохи Вернера фон Брауна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 (19).jpeg", "filesize": 62778, "height": 589, "pic_id": 203492, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/25/scale_1200_19_cTyGH7e.jpeg", "width": 1199}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Идеальная пара"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Испытания прототипа прошли 7 октября на площадке АО «Научно-исследовательский институт машиностроения» в г. Нижняя Салда. Разрабатываемый жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) является частью проекта «Корона» по созданию ракеты многократного использования. Этот ЖРД относится к типу клиновоздушных двигателей. Его главная особенность — уникальная система охлаждения. Он работает на топливной паре кислород-водород, обеспечивающей максимальную энергетическую характеристику."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Это большой и волнительный шаг в нашем проекте, потому что топливная пара кислород-водород — это очень взрывоопасная смесь, мало кто в мире умеет работать с такими двигателями... только эта топливная пара обеспечит выполнение всех поставленных задач. Поэтому мы изначально ставили задачу перехода к кислороду и водороду, было много сомнений, потому что это очень сложно. Не всё сразу получилось, но запуск состоялся, центральное тело охлаждаемое, уже отработало. Без преувеличения, это мировой уровень. Нет ни одной научной публикации, которая бы описывала пуск демонстратора двигателя с охлаждаемым центральным телом на кислороде и водороде, поэтому можно сказать, что эти два пуска, которые состоялись, — первые в мире», — прокомментировал испытания Сергей Ваулин, проректор ЮУрГУ по научно-образовательным центрам и комплексам."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200 (16).png", "filesize": 747947, "height": 702, "pic_id": 203493, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/25/scale_1200_16_CDlLFpK.jpeg", "width": 1170}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Коронованная» ракета"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Реализацией этой части проекта «Корона» занимаются НОЦ «Передовые производственные технологии и материалы», «Государственный ракетный центр имени академика В. П. Макеева» и АО «Научно-исследовательский институт машиностроения». Испытанная установка-демонстратор состоит из 16 двигателей и системы управления с искусственным интеллектом. Разработка не имеет аналогов в мире. Благодаря усилиям ученых удалось уменьшить диаметр ракетного двигателя и снизить его массу. В планах — откалибровать все параметры установки и масштабировать ее до реальных размеров."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итогом всех работ должна стать ракета многократного использования. Одноразовых деталей в ней не будет. Конструкция предусматривает одну ступень, то есть запуск будет происходить без отделения ступеней, как это происходит сейчас. Планируется, и есть техническая возможность, создать ракету для отправки в космос грузов массой до колоссальных 300 тонн."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200 (17).png", "filesize": 846178, "height": 706, "pic_id": 203494, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/25/scale_1200_17_XAjdWc9.jpeg", "width": 1051}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Клин клином вышибают"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Уникальность испытанного демонстратора в том, что двигатель является клиновоздушным. В истории ракетостроения были попытки создать космический корабль с такой установкой, но все они завершились неудачно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Традиционно в ракетных двигателях используется сопло Лаваля. Это два соединенных усеченных конуса. Газы, образовавшиеся в результате сгорания топлива, выбрасываются в сопло. Его стенки не дают газовому потоку рассеяться по сторонам, а создают однонаправленную струю с большой тягой. Основным недостатком этой конструкции является влияние окружающей среды на газовый поток. С увеличением высоты атмосферное давление уменьшается, что приводит к изменению тяги. Это в свою очередь ведет к перерасходу топлива. Иногда он достигает 30%."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Решением проблемы стал клиновоздушный двигатель. В его центре располагается клиновидная часть, вокруг верхней части которой расположено несколько камер сгорания. Вырывающийся из них газ направляется вдоль центральной части и формирует единый поток. В качестве наружной стенки сопла выступает поток воздуха. Клиновоздушные ракетные двигатели (КВРД) могут изменять давление истекающей газовой струи в зависимости от атмосферного давления. КВРД позволяет экономить топливо, которое перерасходуется в обычных двигателях. Однако и у этой конструкции есть недостатки: центральная часть имеет большой вес, а также нагревается до сверхвысоких температур."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "scale_1200 (18).png", "filesize": 1004559, "height": 722, "pic_id": 203497, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/10/25/scale_1200_18_9iZuvlo.jpeg", "width": 1013}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Легкий и холодный"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ученые много лет пытаются решить проблемы охлаждения центрального тела КВРД. Они пробовали применять топливные пары спирт-кислород, метан-кислород. В основе всех исследований лежала регенеративная система охлаждения. Компоненты жидкого топлива, находясь в криогенном состоянии, пропускаются по каналам охлаждения перед попаданием в камеру сгорания."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Российским ученым удалось создать первый в мире рабочий КВРД на водородно-кислородном топливе с системой охлаждения. Использование жидкого водорода с температурой -253°C облегчило задачу подбора материала для клиновидной части двигателя, которая должна быть невероятно жаростойкой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё один позитивный эффект кроется в свойствах водорода. Компрессор, подающий топливо в камеру сгорания, должен делать это с огромным давлением. После пропускания через систему охлаждения водород нагревается и стремится перейти в газообразное состояние. Из-за этого увеличивается давление в системе. Получается, что сам водород может компенсировать часть необходимого давления. Эта особенность позволяет уменьшить габариты и массу компрессора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Успешные испытания прототипа клиновоздушного ракетного двигателя приближают появление российского многоразового носителя. Это будет прорыв в космической отрасли. Благодаря проекту «Корона» исследование космоса станет экономичнее, интенсивнее и эффективнее."}], "attributes": []}], "selectedRange": [128, 128]}
Комментарии 0