09 янв 2023 · 12:00    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В наше время, по поводу космических кораблей написано множество всевозможных материалов и сделаны сравнения между ними. Тем не менее, никто не будет спорить с тем фактом, что вершиной космической отрасли, стал американский Спейс шаттл, созданный в последней четверти 20 века. Конечно, кто-то скажет, что вершиной пилотируемой космонавтики стал наш «Союз» или ракетоплан «Буран». Спорить тут нет никакого смысла, так как «Союз» другой в принципе и он, действительно, лидер в своем классе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Шаттл \"Челленджер\", STS-7, 24.06.1983 год. Взято из Яндекс-картинок", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "шаттл.jpg", "filesize": 420814, "height": 899, "pic_id": 354810, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/%D1%88%D0%B0%D1%82%D1%82%D0%BB.jpeg", "width": 1599}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Буран» же после своего единственного полета 15 ноября 1988 году, стал жертвой распада Советского Союза: программа была закрыта в начале 1990-х ввиду того, что в космической отрасли России начался кризис и недофинансирование. Кроме того, изменилась сама внешнеполитическая конъюнктура и надобность в «Буране» отпала сама собой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И тут, на олимп пилотируемой космонавтики выходит американский Спейс шаттл. Конечно, в нем были определенные недочеты, например, он возвращался с орбиты на Землю ни так совершенно, как это умел наш «Буран», но тем не менее, Спейс шаттлы отлетали, в общем, более 30 лет и это заслуживает уважения. Кроме того, эти «птички» сделали много работы на орбите Земли, например: при строительстве МКС и выводе космического телескопа «Хаббл». В общем, эти «грузовики» оказались как раз при месте и вовремя, так сказать, своевременно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Последний полет по программе \"Спейс шаттл\". Шаттл \"Атлантис\", STS-135? 8.07.2011 г. Взято из Яндекс-картинок", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "59c9189e25acc239008b56d3.jfif", "filesize": 190425, "height": 1141, "pic_id": 354813, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/59c9189e25acc239008b56d3.jpeg", "width": 2029}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но все же, ответим на банальный вопрос: «Почему Спейс шаттлы, будучи совершенные технически, стали экономически невыгодными и в конце концов, программу просто закрыли по экономическим соображениям»? Но будем честны, программу закрыли не только по этой причине. а также потому что построенные в 1980-х-1990-х гг. Спейс шаттлы стали морально устаревать к 2010 годам с ними стали случаться некоторые сбои при подготовке к запуску на орбиту."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Повлияла и катастрофа с шаттлом «Колумбия», произошедшая над штатом Техас в 2003 году. Все эти факторы и сыграли свою роль в окончательном закрытии программы, произошедшем в 2011 году. Содержать такие дорогие по стоимости запуски шаттлов, которые становились морально устаревшими и имели некоторые риски - стало экономическим бременем для всей космической отрасли США."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Шаттл \"Индевор\". Последний из построенных челноков. Был построен в 1987-1991 гг. Взято из Яндекс-картинок", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "20197-4k-space-wallpapers-3840x2160-fuer-macbook.jpg", "filesize": 969274, "height": 2157, "pic_id": 354815, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/20197-4k-space-wallpapers-3840x2160-fuer-macbook.jpeg", "width": 3835}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вообще, изначально Спейс шаттл разрабатывался для более крупной космической программы по строительству станции на орбите Земли, освоению Луны в 1970-х гг., но программу не осуществили, хотя шаттл был одобрен и его разработка была доведена до конца и на выходе был получен всем известный Спейс шаттл, отлетавший более 30 лет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За время действия программы «Спейс шаттл» с 12. 04. 1981 года по 21. 07. 2011 г. было совершено 135 полетов этих кораблей. Всего было построено пять челноков, два полномасштабных макета для испытаний и один прототип шаттла, который никогда не взлетал в космос. Два челнока были потеряны при крушении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Шаттл \"Атлантис\" на орбите Земли. Взято из Яндекс-картинок", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "STS117_Atlantis_approaches_ISS2.jpg", "filesize": 862974, "height": 1705, "pic_id": 354817, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/STS117_Atlantis_approaches_ISS2.jpeg", "width": 3031}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всего, к 2006 году вся программа «Спейс шаттл» обошлась бюджету США в 160 млрд долларов. Один запуск шаттла, в среднем, стоил около 450 млн долларов. Это огромные суммы по тем временам. Уже после 2006 года НАСА стало понимать, что программа экономически нерентабельна и нужно что-то решать с этим вопросом. Не найдя никакого решения по продлению программы - в 2011 году она была окончательно закрыта, а оставшиеся челноки стали музейными экспонатами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вывод напрашивается сам собой. Экономическая нерентабельность, риск, моральная и техническая изношенность челноков - стали основными причинами закрытия программы «Спейс шаттл». Тем не менее, программа осталась в истории мировой космонавтике как вершина космического кораблестроения. На данный момент, ничего лучше Спейс шаттла придумано не было и, вряд ли, аналогичный проект, вообще, будет создан когда-нибудь в таких огромных масштабах, чтобы корабль стал частью культуры и целой эпохи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Рады вашему лайку и подписке на канал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Картинка для статьи благодарность внизу.jpg", "filesize": 352799, "height": 250, "pic_id": 354818, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D0%B4%D0%BB%D1%8F_%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8_%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B2%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D1%83_wtvNCdk.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 487]}
Комментарии 0