3
Здесь начинается КУЗБАСС - Горелая гора. | Паблико

Здесь начинается КУЗБАСС - Горелая гора.


22 окт 2022 · 09:58    

В Кемерово на правобережье Томи недалеко от Кузнецкого моста находится интересный природно-исторический памятник - Горелый камень. Это красивое скальное обнажение, размытое рекой Томью, где видны отложения дна доисторического моря с пластами углей в окружении красноватых алевролитов и песчаников. Яркие обожженные породы в этом геологическом обнажении стали результатом древнего подземного пожара. В последствие, это место стали именовать Красная горка. Здесь же расположен одноименный музей-заповедник «Красная горка». Именно с Горелого камня начинается история одного из главных индустриальных центров России - Кузбасса.



Музей-заповедник "Красная горка" с высоты


Здесь, в 1721 году, рудознатец Михайло Волков обнаружил выход мощного угольного пласта. На самом деле, первооткрыватели искали здесь серебро, чтобы чеканить монеты. На тот момент своего драгоценного металла в Российской империи не было, его завозили из Европы. Но, что интересно, Михайло Волков не знал, что нашел уголь. Он думал, что нашел серебряную руду, потому что ее искали все. Только в 1722 году те образцы, которые он собрал, были идентифицированы как уголь. Но нельзя недооценить это открытие. Пусть и угольная промышленность начала развиваться намного позже, первый шаг был сделан именно тогда.



"Мизайло Волков с добытым углем"



Томский казак рудознатец Михайло Волков в окрестностях Верхтомского острога в 1721 году впервые обнаружил здесь место пожара и обнажение углей. Остяки и кочующие татары боялись приближаться к Горелой горе, многие годы здесь горела земля, вызывая у них суеверный ужас. К поездке Михайло Волкова гора уже не горела ярко, почти погасла, лишь изредка напоминала о себе чахлым дымком. Этот факт стали расценивать как первую находку угля в Кузбассе. Издали гора выглядела багрово-оранжевой, до трети ее уже сгорело, да и камни кое-где были горячими, особенно у кромки воды. Осматривая местами багровые камни, мастера рудознатцы поднялись на склон. В некоторых местах поработали лопатами, обнаружили, что внутри горы была зияющая пустота выжженных пород. В неглубоком проеме сделали яму и достали из нее черные камни. Они уже знали, что это «уголье земляное». Чуть позже в Берг-коллегию было донесено сообщение с образцами угля и железной руды от Михайло Волкова. Только через двести лет со строительством Транссиба потребность в угле возрастала, и был заложен Кемеровский рудник.



Пример горения угольного пласта


Со смотровой площадки музея-заповедника «Красная горка» можно увидеть старую пристань - именно туда и стоит сходить, ведь с пристани открывается красивый вид Горелую гору. С высоты она кажется совсем небольшой, но на самом деле это стена высотой больше шести метров. Старая пристань примечательна тем, что построена в 15-17 годах прошлого столетия из непривычного для того времени камня - песчаника.



Горелая гора и каменная пристань


Чтобы пройти к пристани, необходимо сначала спуститься с горы – по достаточно крутой тропинке. Тропинка выводит к берегу Томи. Идти нужно мимо скалистого берега к Горелой горе. На противоположном берегу видна покосившаяся опорная башня.



Опорная башня, на которой крепилась канатная дорога


Это оставшийся фрагмент от канатной дороги, которая служила для того, чтобы переправлять уголь, добываемый в шахте «Центральная» через Томь в сторону железной дороги и ТЭЦ (сегодня это ГРЭС). Шахта была построена в 1915 году и через два года сдана в эксплуатацию. Сейчас опора канатной дороги кажется хрупкой, так как ее покосил сильнейший ледоход. А шахта ликвидирована в 1961 году.



Канатная дорога, первая половина ХХ века


В окрестностях остались заложенные штольни. Што́льней называется горизонтальная или наклонная горная выработка (шахта), имеющая выход на поверхность, проведённая на местности со сложным рельефом. По пути неоднократно встречается зарытый в землю стальной канат.



Старая заложенная штольня


Далее, по пути встречается ручей, который носит поэтичное название Серебряный. Насколько он серебряный, можно понять по резкому запаху сероводорода. Говорят, что в водах ручья повышенное содержание серебра.

Вскоре оказываемся непосредственно на старой пристани, которая была построена так, чтобы пароходам было удобнее причаливать: они перевозили на баржах местный уголь в Томск, потому что до строительства железной дороги единственной транспортной магистралью была река Томь. Дамба-причал - это одна из самых старинных построек областного центра. Причал выполнен в виде дуги, чтобы во время ледохода глыбы льда не разрушали, а огибали его. Кроме того, причал играл роль защитной дамбы, закрывая от затопления, находившиеся за ним штольни (береговые шахты). Трудно поверить, но ещё каких-то 30 лет назад здесь ходили теплоходы, на которых жители Кемерово могли плыть до Томска. Однако сегодня река значительно обмелела.



Причал-дамба и Горелая гора выше


С пристани открывается великолепный вид на Горелую гору. Она покрыта зарослями, но, по мнению научных сотрудников музея «Красная горка», это идет ей на пользу. Когда-то горка была выше, у нее был навес, который интересно выглядел. Но и сейчас гора не менее эффектно выглядит.



Горелая гора


Сам по себе причал выполнен из монолитного железобетона. Поверх железобетона причал облицован необработанным песчаником из местных карьеров. Плитки песчаника, имеющие разный цвет и узор, придают сооружению живописный вид. У основания пристани лежат красные камни - обгоревшие куски породы и песчаник, которым облицована стена пристани. Вода, которая много лет точила стену, оставила на песчанике неповторимые полукруглые узоры.



Стена причала-дамбы, покрытая песчаником


Особый интерес представляет небольшой тоннель, уходящий вглубь дамбы. Это место окутано множеством легенд. Например, по одной из них считается, что здесь живет призрак. Именно через этот тоннель на баржи выгружался уголь. Раньше это отверстие было сквозным, сегодня тоннель ничем не заканчивается.



Тоннедь дамбы




Тоннедь дамбы


Недалеко от Горелого камня сохранилось здание конторы Акционерного общества «Копикуз»  (акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей), которое в 1912-1919 годах создало в городе Кемерово большой углепромышленный комплекс, состоящий из шахт, коксохимического завода и железной дороги. Сегодня главная контора «Копикуза» является архитектурным памятником регионального значения. Здание полностью сохранено, правда, попасть туда можно только по разрешению, так как находится в частной собственности, обнесено высоким забором и охраняется.



Главная контора КОПИКУЗ, первая половина ХХ века




Шахта "Центральная", первая половина ХХ века


Спасибо за внимание! Жмите на ♥ и подписывайтесь на мой канал в знак поддержки!

В Кемерово на правобережье Томи недалеко от Кузнецкого моста находится интересный природно-исторический памятник - Горелый камень. Это красивое скальное обнажение, размытое рекой Томью, где видны отложения дна доисторического моря с пластами углей в окружении красноватых алевролитов и песчаников. Яркие обожженные породы в этом геологическом обнажении стали результатом древнего подземного пожара. В последствие, это место стали именовать Красная горка. Здесь же расположен одноименный музей-заповедник «Красная горка». Именно с Горелого камня начинается история одного из главных индустриальных центров России - Кузбасса.



Музей-заповедник "Красная горка" с высоты


Здесь, в 1721 году, рудознатец Михайло Волков обнаружил выход мощного угольного пласта. На самом деле, первооткрыватели искали здесь серебро, чтобы чеканить монеты. На тот момент своего драгоценного металла в Российской империи не было, его завозили из Европы. Но, что интересно, Михайло Волков не знал, что нашел уголь. Он думал, что нашел серебряную руду, потому что ее искали все. Только в 1722 году те образцы, которые он собрал, были идентифицированы как уголь. Но нельзя недооценить это открытие. Пусть и угольная промышленность начала развиваться намного позже, первый шаг был сделан именно тогда.



"Мизайло Волков с добытым углем"



Томский казак рудознатец Михайло Волков в окрестностях Верхтомского острога в 1721 году впервые обнаружил здесь место пожара и обнажение углей. Остяки и кочующие татары боялись приближаться к Горелой горе, многие годы здесь горела земля, вызывая у них суеверный ужас. К поездке Михайло Волкова гора уже не горела ярко, почти погасла, лишь изредка напоминала о себе чахлым дымком. Этот факт стали расценивать как первую находку угля в Кузбассе. Издали гора выглядела багрово-оранжевой, до трети ее уже сгорело, да и камни кое-где были горячими, особенно у кромки воды. Осматривая местами багровые камни, мастера рудознатцы поднялись на склон. В некоторых местах поработали лопатами, обнаружили, что внутри горы была зияющая пустота выжженных пород. В неглубоком проеме сделали яму и достали из нее черные камни. Они уже знали, что это «уголье земляное». Чуть позже в Берг-коллегию было донесено сообщение с образцами угля и железной руды от Михайло Волкова. Только через двести лет со строительством Транссиба потребность в угле возрастала, и был заложен Кемеровский рудник.



Пример горения угольного пласта


Со смотровой площадки музея-заповедника «Красная горка» можно увидеть старую пристань - именно туда и стоит сходить, ведь с пристани открывается красивый вид Горелую гору. С высоты она кажется совсем небольшой, но на самом деле это стена высотой больше шести метров. Старая пристань примечательна тем, что построена в 15-17 годах прошлого столетия из непривычного для того времени камня - песчаника.



Горелая гора и каменная пристань


Чтобы пройти к пристани, необходимо сначала спуститься с горы – по достаточно крутой тропинке. Тропинка выводит к берегу Томи. Идти нужно мимо скалистого берега к Горелой горе. На противоположном берегу видна покосившаяся опорная башня.



Опорная башня, на которой крепилась канатная дорога


Это оставшийся фрагмент от канатной дороги, которая служила для того, чтобы переправлять уголь, добываемый в шахте «Центральная» через Томь в сторону железной дороги и ТЭЦ (сегодня это ГРЭС). Шахта была построена в 1915 году и через два года сдана в эксплуатацию. Сейчас опора канатной дороги кажется хрупкой, так как ее покосил сильнейший ледоход. А шахта ликвидирована в 1961 году.



Канатная дорога, первая половина ХХ века


В окрестностях остались заложенные штольни. Што́льней называется горизонтальная или наклонная горная выработка (шахта), имеющая выход на поверхность, проведённая на местности со сложным рельефом. По пути неоднократно встречается зарытый в землю стальной канат.



Старая заложенная штольня


Далее, по пути встречается ручей, который носит поэтичное название Серебряный. Насколько он серебряный, можно понять по резкому запаху сероводорода. Говорят, что в водах ручья повышенное содержание серебра.

Вскоре оказываемся непосредственно на старой пристани, которая была построена так, чтобы пароходам было удобнее причаливать: они перевозили на баржах местный уголь в Томск, потому что до строительства железной дороги единственной транспортной магистралью была река Томь. Дамба-причал - это одна из самых старинных построек областного центра. Причал выполнен в виде дуги, чтобы во время ледохода глыбы льда не разрушали, а огибали его. Кроме того, причал играл роль защитной дамбы, закрывая от затопления, находившиеся за ним штольни (береговые шахты). Трудно поверить, но ещё каких-то 30 лет назад здесь ходили теплоходы, на которых жители Кемерово могли плыть до Томска. Однако сегодня река значительно обмелела.



Причал-дамба и Горелая гора выше


С пристани открывается великолепный вид на Горелую гору. Она покрыта зарослями, но, по мнению научных сотрудников музея «Красная горка», это идет ей на пользу. Когда-то горка была выше, у нее был навес, который интересно выглядел. Но и сейчас гора не менее эффектно выглядит.



Горелая гора


Сам по себе причал выполнен из монолитного железобетона. Поверх железобетона причал облицован необработанным песчаником из местных карьеров. Плитки песчаника, имеющие разный цвет и узор, придают сооружению живописный вид. У основания пристани лежат красные камни - обгоревшие куски породы и песчаник, которым облицована стена пристани. Вода, которая много лет точила стену, оставила на песчанике неповторимые полукруглые узоры.



Стена причала-дамбы, покрытая песчаником


Особый интерес представляет небольшой тоннель, уходящий вглубь дамбы. Это место окутано множеством легенд. Например, по одной из них считается, что здесь живет призрак. Именно через этот тоннель на баржи выгружался уголь. Раньше это отверстие было сквозным, сегодня тоннель ничем не заканчивается.



Тоннедь дамбы




Тоннедь дамбы


Недалеко от Горелого камня сохранилось здание конторы Акционерного общества «Копикуз»  (акционерное общество Кузнецких каменноугольных копей), которое в 1912-1919 годах создало в городе Кемерово большой углепромышленный комплекс, состоящий из шахт, коксохимического завода и железной дороги. Сегодня главная контора «Копикуза» является архитектурным памятником регионального значения. Здание полностью сохранено, правда, попасть туда можно только по разрешению, так как находится в частной собственности, обнесено высоким забором и охраняется.



Главная контора КОПИКУЗ, первая половина ХХ века




Шахта "Центральная", первая половина ХХ века


Спасибо за внимание! Жмите на ♥ и подписывайтесь на мой канал в знак поддержки!

Читайте также

Комментарии 19

Войдите для комментирования
■ Наталья Пинаева 01 ноя 2022 в 09:25
Очень живописный вид у стены дамбы) разноцветные кирпичи👍
■ Руки не для скуки 26 окт 2022 в 11:21
Такие красивые фото...
Спасибо)
■ Radislavovna 24 окт 2022 в 11:12
Очень познавательно 🙏😊
Спасибо 🔥
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ