Родители меня не хвалили, как позже выяснилось, боялись сглазить. Ребёнком я была послушным, некапризным и усидчивым. Ругали меня за всю мою детскую жизнь лишь пару раз. Впервые за то, что после школы засиделась у подружки до позднего вечера. Другой раз – часа на три убежала с одноклассниками смотреть ледоход на Волге. Сотовых тогда не было.
Успехи были, и очень хотелось, чтобы похвалили, но их будто не замечали. Я не знала, хорошо это или плохо, пока не наткнулась на цитату М. Горького: «Человека обязательно надо хвалить, и говорить это ему прямо в лицо, это придает ему силы и уверенность» (по памяти).
Поверила. Обижаться на родителей не стала, нет этого в моей природе, философ по натуре. Так и жила, переживая свои победы в гордом одиночестве, что-то вроде: «Кто молодец? Я – молодец!»
В те времена Горький был моим любимым писателем, я даже со сцены читала его Песню о Соколе. Помните выражение «Рожденный ползать летать не может»? Оттуда. Но если честно, я до сих пор не определилась, кто я: уж или сокол, скорее – уж, я даже по восточному гороскопу змея.
Однажды с отцом попала на реке в очень сильную грозу. Мы кувыркалась на огромных волнах в маленькой лодке. Было страшно и темно, но я совсем не боялась, а про себя возбужденно-радостно декламировала из Песни о Буревестнике: «Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный...»
Короче говоря, М. Горький был для меня большим авторитетом, и я поверила, что хвалить надо и говорить это прямо в лицо. Так и жила.
Но однажды я увидела сон, очень странный, сразу поняла, что не простой, вещий. Ярко-розовая актиния, красивая, жирная, щупальца в воде развеваются. Понимаю: она – это я, вернее, нечто хорошее во мне.
Изображение создано автором с использованием нейросети Кандинский 2.2
Вдруг появляются какие-то дяди (почему-то в серых плащах и шляпах, так я представляла шпионов) и начинают меня хвалить. Первая льстивая похвала, как комок энергии, летит в актинию и (бац!) сжигает один из щупальцев, который моментально превращается в обугленную культю. Потом вторая похвала, и другой щупалец превращается в черный обрубок. Не помню, была ли третья атака, но, ещё находясь во сне, я с недоумением стала соображать: что бы это значило?
Сон меня сильно озадачил. Я совершенно однозначно поняла его значение: каждая похвала убивает что-то хорошее во мне. Это не соответствовало моей картине мира, ведь Горький говорил совсем другое, а я ему верила беззаветно.
А потом стала замечать. Как только кто-то из знакомых начинал меня хвалить, внутри тут же возникал протест: а почему вы меня вообще оцениваете? Кто вы такие? Кто дал вам такое право? Если вы меня хвалите, значит, будете и ругать, если вам что-то не понравится.
Долгое время я находилась в диссонансе. Потом пришло решение: не надо хвалить людей, надо хвалить их дела. Например, не говорить: «Молодец, да ты – настоящий художник!», а восхищаться результатом: «Какая красивая картина!» Чтобы сам человек посмотрел на неё со стороны и восхитился: «Действительно, какая красота! Это не я! Я бы так не смог.»
Ведь недаром великие писатели и художники утверждают, что Некто диктует им и водит их рукой, а композиторы слышат готовую музыку. Всё хорошее, что мы имеем и на что способны – от Великого Творца, наша творческая энергия лишь отражение той Божественной энергии, которой Он творит мир.
Если хвалить хорошие дела, то люди будут стремиться их повторить. Особенно это важно в детстве, чтобы человек вырос не гордым и тщеславным, а щедрым и достойным того дара, которым наделил его Творец.
Вот так мы с Горьким разошлись, у него были свои университеты, у меня – свои.
Комментарии 22