04 июн 2023 · 08:47    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Сегодня подстаканниками пользуются сравнительно редко, они представляют интерес для сборщиков образцов декоративного искусства, а ещё активно используются на железных дорогах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Простой вопрос Как и почему появился подстаканник.jpg", "filesize": 223550, "height": 702, "pic_id": 594421, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/04/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81_%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83_%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA.jpeg", "width": 1176}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Существует точка зрения, что подстаканники вообще-то изобрели в России. В пользу этой теории говорит то, что в России исторически принято очень долго пить чай, причём не в пять часов и не по утрам, а в любое время суток; этот процесс может длиться чуть ли не бесконечно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, подстаканники очень редко можно встретить на картинах мировых художников, в кино- и телевизионных фильмах, и даже собрания музеев и коллекционеров чаще всего ограничиваются единичными образцами."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Простой вопрос Как и почему появился подстаканник1.jpg", "filesize": 61197, "height": 559, "pic_id": 594422, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/04/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81_%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%B8_%D0%BF%D0%BE%D1%87%D0%B5%D0%BC%D1%83_%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA1.jpeg", "width": 596}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самые первые подстаканники в России появились в середине XVIII столетия. Их дизайн был простым и лаконичным, оформление самым топорным, что недвусмысленно намекало на основную аудиторию продукции. Делали их на разных заводах, где-то в качестве материала использовалось железо, где-то медь или латунь. Чеканка, резьба, филигрань — ничего этого не было, о художественности речь не шла. Это была вещь для народа, имевшая чисто бытовой, прикладной функционал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ближе к концу XIX века, впрочем, ситуация переменилась. Подстаканники вошли в модельный ряд ювелирных фирм, их стали делать из серебра как синоним и символ благополучия и изобилия: знать и богатое купечество теперь едины, блюдце с баранками ушло в прошлое, теперь в моде строгое изящество высокого стакана в серебряном подстаканнике с вензельком."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Их делали и на крупных казённых заводах большими партиями, и в небольших мастерских. Нередко богачи заказывали себе индивидуальные решения, хотя чаще практиковались типовые, в самом разном стиле — от классики и барокко до модерна и ампира."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "подстаканник «Колокольчики»", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "подстаканник «Колокольчики».jpg", "filesize": 149939, "height": 731, "pic_id": 594424, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/04/%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA_%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%87%D0%B8%D0%BA%D0%B8.jpeg", "width": 727}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подстаканники отливали, чеканили и штамповали, применяя самые разные способы и мотивы декоративной отделки: от пухлых купидонов до геральдических львов и орлов. Орнамент мог быть геометрическим или растительным, включать самые разные мотивы жизни и облик фантастических зверей. В Царстве Польском популярностью пользовались парные изделия, что всеми признавалось весьма романтичным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В общем, подстаканник, вышедший из рук мастера — Грачев, Ольсониус, Лорье или Карл Фаберже — становился настоящим произведением декоративного и прикладного искусства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Захват путей сообщения"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Идея использовать ставшую популярной утварь впервые пришла в голову министру путей сообщения Сергею Витте. Это было в 1892 году. Начали вводить подстаканники с кают первого класса."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Согласно документальным данным, первые серийные подстаканники оставались скорее произведением искусства, нежели просто удобным аксессуаром: их украшали позолотой, гранатами и изумрудной крошкой, в общем — шик, блеск, красота. Это было дорого и непрактично; металлы быстро нагревались и подстаканник становилось невозможно взять в руку, а вделанные в ручку камни часто выпадали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Решение предложил купец первой гильдии Александр Кольчугин; в своем имени во Владимирской губернии он открыл завод по производству подстаканников из латуни и стали специально для удовлетворения потребностей железнодорожной отрасли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Захват путей сообщения.jpg", "filesize": 168839, "height": 664, "pic_id": 594426, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/04/%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B2%D0%B0%D1%82_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.jpeg", "width": 1183}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Их так и назвали — кольчугинскими и стали закупать массово не только для ветки между Москвой и Санкт-Петербургом, но и для других дорог империи, в том числе концессионных. Подстаканники кольчугинской конструкции применяются и по сей день, невзирая на бури революционных событий."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ведь, казалось бы, чего проще — объявить пришедший из вагонов первого класса подстаканник пережитком тёмного прошлого и статусным элементом классовой розни? Но ничего подобного не случилось. Есть распространённая точка зрения, что залогом этого стала популярность подстаканников у новой когорты советского чиновничества."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Захват путей сообщения1.jpg", "filesize": 133016, "height": 814, "pic_id": 594427, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/06/04/%D0%97%D0%B0%D1%85%D0%B2%D0%B0%D1%82_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B5%D0%B9_%D1%81%D0%BE%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F1.jpeg", "width": 1088}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А в 1924 году самым крупным заказчиком конфискованного в доход молодой Советской Республики кольчугинского завода стало Министерство путей сообщения СССР."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Подстаканник в СССР, да и в постсоветской России, стал символом целой эпохи, а заодно и путешествий по железным дорогам."}], "attributes": []}], "selectedRange": [3961, 3961]}
Комментарии 0