15 мар 2023 · 10:23    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Львиную долю развития человеческой цивилизации людей тянуло к воде. Первоначально для этого использовали челны-однодревки или плотики из связанной древесины и тростника. Затем человеку удавалось создать всё более сложные конструкции, а дальность плавания увеличивалась, что сформировало потребность в механизме или устройстве, которое бы позволило при необходимости держать судно на одном месте, невзирая на течение и ветер."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "История простых вещей кто и когда изобрел корабельный якорь.jpg", "filesize": 112091, "height": 812, "pic_id": 473847, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%85_%D0%B2%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%B9_%D0%BA%D1%82%D0%BE_%D0%B8_%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0_%D0%B8%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BB_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8C.jpeg", "width": 1221}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Каменюга"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во времена появления судоходства — ориентировочно 5-6 тысяч лет назад — появились и первые якоря, которые представляли собой обвязанные веревками камни. Чаще всего использовали сухожилия и лианы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Наряду с камнями первобытный человек применял мешок из кожи или корзинку, сплетённую из лозы и набитую камнем и землёй. Всё это также привязывали на верёвке и при необходимости могли поднять обратно на борт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Каменюга.jpg", "filesize": 63417, "height": 369, "pic_id": 473851, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/%D0%9A%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8E%D0%B3%D0%B0.jpeg", "width": 688}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конструкция обладала множеством недостатков: при опрокидывании содержимое просыпалось, веревки рвались, а узлы развязывались. Тем не менее, простота и универсальность сделали такие каменные якоря популярными практически повсеместно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Они упоминаются в трудах древнегреческого историка Геродота, посвящённых древнеегипетской истории: во время каботажных плаваний по Нилу жители Египта применяли камни-якоря, чтобы снизить скорость судна за счёт волочения-трения камня по дну."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такой якорь сбрасывали с кормы, и он тормозил движение. Если же возникала необходимость полностью остановить транспортные корабли, в воду скидывали до десятка таких камней, дополнительно забрасывая концы на берег и закрепляя их там на деревьях, среди прибрежных камней, либо на искусственных сооружениях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "рыбаки.jpg", "filesize": 111892, "height": 562, "pic_id": 473852, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/%D1%80%D1%8B%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B8.jpeg", "width": 1006}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С течением времени конструкция совершенствовалась, для упрощения крепления применяли сначала желоб, а затем и сквозное отверстие, в которое удобно было продевать верёвку. Затем появилась модификация с дырками в нижней части — в них вставляли деревянные крючья, помогавшие цеплять грунт."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Такие якоря из камня применяли не только египтяне, но и финикийцы, и римляне, и мореходы греков и карфагенян. Даже якорь знаменитого «Арго» был каменным!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, нечто похожее используется и в наши дни — на небольших рыбацких суденышках или плоскодонных катерах, в особенности в местах, где дно каменистое или илистое и якорь с крючьями попросту не нужен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Деревяшка"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот азиаты пошли другим путём — и сразу правильным, хотя бы в части конструктива. 5000 лет назад они делали двурогие деревянные якоря со штоком."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Для их изготовления использовали тяжёлую и плотную древесину тяжелее воды. Считается, что спустя два тысячелетия эта модель добралась до Средиземноморья (хотя отдельные историки полагают, что европейцы сами додумались)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Китайский двурогий якорь", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Китайский двурогий якорь.jpg", "filesize": 52460, "height": 312, "pic_id": 473853, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B4%D0%B2%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8C.jpeg", "width": 781}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К середине первого тысячелетия до нашей эры шток стали делать из свинца — это позволяло якорю лучше цепляться за грунт, компенсировав тем самым дефицит прижатия к поверхности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Впрочем, нужда в штоке возникала лишь на твёрдых грунтах: в мягкий якорь заглублялся самостоятельно, под действием силы тяжести и корабля, который тянул верёвку на себя (иногда якоря подтягивали при помощи кабестана — лебёдки)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Когда появились железные якоря?"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Большинство исследователей сходится в том, что самые первые металлические якоря возникли в пятом веке до нашей веры, но относительно авторов такого единства уже не демонстрируют: одни полагают, что это были греки, другие — римляне."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Среди изобретателей или, что вернее, заказчиков называют даже полумифического царя Фригии Мидаса. Уважаемый источник в лице Плиния Младшего утверждает, что конструкцию разработал грек Евлампий, а параллельно якорь с лапами на оконцовках разработали древние этруски."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Когда появились железные якоря.jpg", "filesize": 30465, "height": 271, "pic_id": 473855, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/%D0%9A%D0%BE%D0%B3%D0%B4%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D1%8F%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%81%D1%8C_%D0%B6%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8F.jpeg", "width": 590}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Ещё один историк, Страбон, приписывает изобретение штокового якоря Анахорету, учёному скифского происхождения, перебравшемуся в Грецию и, вероятно, принесшему с Востока некую информацию об этом устройстве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При этом важно понимать, что металлические якоря в ту пору были штучным и редким товаром: железо шло в основном на оружие, чуть реже — на доспехи и статусные предметы, а также на сельскохозяйственные орудия, и то обычно в случае плуга вся конструкция была деревянной, и только ножи с отвалами оковывали металлом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Большую распространённость металлический якорь из железа приобрёл во втором столетии до нашей эры, когда римляне открыли крупные месторождения железа и усовершенствовали способы обработки этого металла."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До того мешала дороговизна, ведь качественное железо стоило в несколько десятков раз дороже меди и могло сравняться по стоимости с серебром (правда, не лучшей пробы), поэтому лишь очень богатые судовладельцы могли позволить себе роскошь в виде железных якорей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "якорь.jpg", "filesize": 257617, "height": 816, "pic_id": 473856, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D1%80%D1%8C.jpeg", "width": 810}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Потеря такого была большой бедой, имевшей ещё и символическое, сакральное значение. Чтобы избежать утраты, после того, как якорь заканчивали делать, его освящали на алтаре Зевса, воздавая всевозможные почести и проводя таинственные обряды, и украшали росписью или затейливой резьбой: её обычно посвящали уже божествам морским, в первую очередь — Посейдону."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Относиться к этому легкомысленно было нельзя, ведь моряки Античности на собственной шкуре неоднократно убеждались, что близость к берегу в штормовую погоду может быть смертельна — при условии, если судно не уцепится одним или несколькими якорями за морское дно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В языческой и ранней христианской традиции якорь стал символом надежды, а древние римляне считали эту символику знаком неизбежного возвращения домой после тягот плавания и приключений. Дополнительного символизма придавало то, что церковь иногда сравнивали с кораблём, а сам якорь имел довольно сильное сходство с крестом (в некоторых церквях параллели подчёркивались на вербальном и атрибутивном уровне)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Чем больше становились корабли, тем крупнее и совершеннее делались якоря. Например, на петровских линейных кораблях первого ранга было одновременно до пяти якорей, не считая хранящихся на борту запасных."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "группы якорей.jpg", "filesize": 49390, "height": 401, "pic_id": 473857, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/03/15/%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%BF%D0%BF%D1%8B_%D1%8F%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B9.jpeg", "width": 748}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Наиболее крупный, расположенный в передней части бака по правому борту, именовали плехтом, его левого «близнеца» — дагликсом, ещё чуть ближе к миделю укладывали бухт. Шварт — запаску, если в наших понятиях — хранили в трюме за грот-мачтой. Пятый, самый маленький, звался тоем, его закрепляли следом за плехтом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помимо этой большой пятёрки, якорями снабжались все корабельные шлюпки, а дополнительно в комплектацию парусного корабля могло входить несколько — до десятка — верповых якорей."}], "attributes": []}], "selectedRange": [2275, 2284]}
Комментарии 0