3
Бурлаки на Волге. Всё ли так? | Паблико
99 подписчики

Бурлаки на Волге. Всё ли так?


12 авг 2024 · 21:07    

Всем привет и всего самого наилучшего!

Опять ничего не придумывается, решил снова перетащить старую статью из Дзена. Хотя, кажется, я и здесь её уже публиковал, только давно. Но может, забыли уже.

Знаменитая картина И. Е. Репина. Всё-ли так?

30 марта 2021

Великий художник И. Е. Репин оставил нам в наследие серию замечательных картин, отражающих нашу непростую историю. Для современников он открывал глаза на проблемы, которые не замечали или не хотели замечать. А сегодня уже мы по этим бессмертным полотнам узнаём, как жили люди 150 и более лет назад.

Вот только ТАК ли они жили?



image.png 470.14 KB


«Бурлаки на Волге». Все, наверное, не раз видели этот шедевр. Бедные, несчастные люди! Как тяжела их участь! Кто же обрёк их на такую тяжёлую работу? А правда, кто? Мы не видим рядом ни конвоиров, ни надзирателей. И даже Крепостное право давно отменено (1861, а картина написана в 1873-м).

Эти люди работают по найму. Они сами выбрали такую работу. Тяжёлая? Но перенеситесь в то время. Работники посидеть у компьютера не требовались, шофера-дальнобойщики тоже. Ближайшая альтернатива - пароход, он на картине справа, уходит за горизонт. Там надо без конца забрасывать лопатой уголь в топку. Но сперва надо этот уголь добыть, а ведь даже отбойный молоток не был ещё изобретён. И при всём этом пароходы -таки шли на смену бурлачеству.

Картина «Бурлаки на Волге» была написана в ё870-1873 г. г., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам- расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Ещё в середине ХIХ в. труд бураков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной.

Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелёгкая Вас дёрнула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведён к нулю и скоро о нём не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрёл её для личной коллекции.

Пароход был изобретён в 1809-м году, но не надо думать, что с 1810-го вся Европа уже передвигалась по воде только на них. Их надо было ещё понастроить тыщами, и сначала, конечно, строили в основном военные паровые корабли.

Кораблик, который тащат наши бурлаки, снабжён парусом. Но флаг на мачте и парусник справа указывают, что ветер дует в противоположном направлении. Однако парус всё-таки есть, значит, им иногда и пользуются. А по течению можно и без бурлаков, и без паруса обходиться. Выходит, корабль передвигается таким образом только от случая к случаю. Ещё больше удивляет, когда наберёшь «бурлак» и щёлкнешь. Вот что получается.



image.png 32.88 KB


Не знаю, удалось ли Вам прочитать, но речь о том, что бурлаки не только тащили корабль, были у них и другие обязанности. Например, погрузка\разгрузка. По сути, это экипаж корабля. То, что мы видим на картине, бывало от случая к случаю. По какому случаю, например? Рассмотрим поближе фрагмент картины.



image.png 861.79 KB


1. Второй конец бечевы, которую тянут бурлаки, привязан к верхушке мачты. 2. Вам не кажется, что корабль смотрит на нас кормой? 3. Если не кажется, посмотрите, как прикреплён парус к мачте. Рея с парусом позади мачты. А ведь так не должно быть! Вот другой пример.



image.png 526.01 KB


Хорошо видно, что парус с реей находятся впереди мачты. Да и корма на нас смотрит, точно, не нос Выходит, бурлаки тянут корабль задом наперёд. Странно, правда? Ничего странного, если корабль сел на мель, и его пытаются таким образом вызволить. В этом случае, конечно, тянуть надо задом наперёд, иначе ещё дальше на мель затащишь. Оттого, что канат привязан к верхушке мачты, корабль будет раскачиваться, что также поможет делу. Согласитесь, ситуация не совсем такая, как кажется на первый взгляд.

Но справедливости ради надо отметить, что парусник в реке чувствует себя неуютно. Тесно ему. Из-за изгибов реки часто приходится менять галсы, а это та ещё заморочка. И не очень-то полавируешь. Потому таким способом, бурлачеством, преодолевалась значительная часть пути. До появления и распространения пароходов другого способа, в общем-то, и не было. На вёслах против течения лучше? Ох, едва ли.

Рабочая поза бурлаков вполне себе нормальная, если учесть, что бечева тянет их назад. Парень в центре только что сделал слишком большой шаг, в результате на мгновение оказалось, что он один пытается тащить этот корабль. Силёнок, конечно же, не хватило, вот и откинулся на полшага назад. Щас выправится. Изорванная в лохмотья одежда у всех выше пояса, где она контактирует с ремнём бечевы. Ещё перед работой надели порванее, чтоб потом выбросить не жаль было.

Двое курят - значит, не очень-то напрягаются. Мужик позади всех скорее всего, с большого бодуна.

Ещё одну мысль навевает картина в целом. Какая отсталая, дикая Россия! Как варварски здесь обращаются с людьми! Вот в Западной Европе совсем не так. Там уже давно все корабли на подводных крыльях да на воздушной подушке, да с атомными реакторами. А правда, как там? А вот так.



image.png 1.82 MB




image.png 712.12 KB




image.png 376.85 KB




image.png 647.43 KB


Хоть и с натуры писал Репин эту картину, да впечатление от неё, скажем, не совсем соответствует действительности. А ещё один знаменитый сюжет Репин уж никак не мог зафиксировать ни с натуры, ни по памяти. Чисто плод его больного воображения - а мы воспринимаем его всерьёз. Но об этом - как-нибудь в другой раз

Всем привет и всего самого наилучшего!

Опять ничего не придумывается, решил снова перетащить старую статью из Дзена. Хотя, кажется, я и здесь её уже публиковал, только давно. Но может, забыли уже.

Знаменитая картина И. Е. Репина. Всё-ли так?

30 марта 2021

Великий художник И. Е. Репин оставил нам в наследие серию замечательных картин, отражающих нашу непростую историю. Для современников он открывал глаза на проблемы, которые не замечали или не хотели замечать. А сегодня уже мы по этим бессмертным полотнам узнаём, как жили люди 150 и более лет назад.

Вот только ТАК ли они жили?



image.png 470.14 KB


«Бурлаки на Волге». Все, наверное, не раз видели этот шедевр. Бедные, несчастные люди! Как тяжела их участь! Кто же обрёк их на такую тяжёлую работу? А правда, кто? Мы не видим рядом ни конвоиров, ни надзирателей. И даже Крепостное право давно отменено (1861, а картина написана в 1873-м).

Эти люди работают по найму. Они сами выбрали такую работу. Тяжёлая? Но перенеситесь в то время. Работники посидеть у компьютера не требовались, шофера-дальнобойщики тоже. Ближайшая альтернатива - пароход, он на картине справа, уходит за горизонт. Там надо без конца забрасывать лопатой уголь в топку. Но сперва надо этот уголь добыть, а ведь даже отбойный молоток не был ещё изобретён. И при всём этом пароходы -таки шли на смену бурлачеству.

Картина «Бурлаки на Волге» была написана в ё870-1873 г. г., когда пароходы пришли на смену парусным лодкам- расшивам, и необходимость в бурлацком труде пропала. Ещё в середине ХIХ в. труд бураков стали заменять машинной тягой. То есть на тот момент тему картины уже нельзя было назвать актуальной.

Поэтому и разразился скандал, когда «Бурлаков» Репина в 1873 г. отправили на Всемирную выставку в Вене. Российский министр путей сообщения негодовал: «Ну какая нелёгкая Вас дёрнула писать эту нелепую картину? Да ведь этот допотопный способ транспортов мною уже сведён к нулю и скоро о нём не будет и помину!». Однако Репину покровительствовал сам великий князь Владимир Александрович, который не только одобрительно отзывался о работе художника, но даже приобрёл её для личной коллекции.

Пароход был изобретён в 1809-м году, но не надо думать, что с 1810-го вся Европа уже передвигалась по воде только на них. Их надо было ещё понастроить тыщами, и сначала, конечно, строили в основном военные паровые корабли.

Кораблик, который тащат наши бурлаки, снабжён парусом. Но флаг на мачте и парусник справа указывают, что ветер дует в противоположном направлении. Однако парус всё-таки есть, значит, им иногда и пользуются. А по течению можно и без бурлаков, и без паруса обходиться. Выходит, корабль передвигается таким образом только от случая к случаю. Ещё больше удивляет, когда наберёшь «бурлак» и щёлкнешь. Вот что получается.



image.png 32.88 KB


Не знаю, удалось ли Вам прочитать, но речь о том, что бурлаки не только тащили корабль, были у них и другие обязанности. Например, погрузка\разгрузка. По сути, это экипаж корабля. То, что мы видим на картине, бывало от случая к случаю. По какому случаю, например? Рассмотрим поближе фрагмент картины.



image.png 861.79 KB


1. Второй конец бечевы, которую тянут бурлаки, привязан к верхушке мачты. 2. Вам не кажется, что корабль смотрит на нас кормой? 3. Если не кажется, посмотрите, как прикреплён парус к мачте. Рея с парусом позади мачты. А ведь так не должно быть! Вот другой пример.



image.png 526.01 KB


Хорошо видно, что парус с реей находятся впереди мачты. Да и корма на нас смотрит, точно, не нос Выходит, бурлаки тянут корабль задом наперёд. Странно, правда? Ничего странного, если корабль сел на мель, и его пытаются таким образом вызволить. В этом случае, конечно, тянуть надо задом наперёд, иначе ещё дальше на мель затащишь. Оттого, что канат привязан к верхушке мачты, корабль будет раскачиваться, что также поможет делу. Согласитесь, ситуация не совсем такая, как кажется на первый взгляд.

Но справедливости ради надо отметить, что парусник в реке чувствует себя неуютно. Тесно ему. Из-за изгибов реки часто приходится менять галсы, а это та ещё заморочка. И не очень-то полавируешь. Потому таким способом, бурлачеством, преодолевалась значительная часть пути. До появления и распространения пароходов другого способа, в общем-то, и не было. На вёслах против течения лучше? Ох, едва ли.

Рабочая поза бурлаков вполне себе нормальная, если учесть, что бечева тянет их назад. Парень в центре только что сделал слишком большой шаг, в результате на мгновение оказалось, что он один пытается тащить этот корабль. Силёнок, конечно же, не хватило, вот и откинулся на полшага назад. Щас выправится. Изорванная в лохмотья одежда у всех выше пояса, где она контактирует с ремнём бечевы. Ещё перед работой надели порванее, чтоб потом выбросить не жаль было.

Двое курят - значит, не очень-то напрягаются. Мужик позади всех скорее всего, с большого бодуна.

Ещё одну мысль навевает картина в целом. Какая отсталая, дикая Россия! Как варварски здесь обращаются с людьми! Вот в Западной Европе совсем не так. Там уже давно все корабли на подводных крыльях да на воздушной подушке, да с атомными реакторами. А правда, как там? А вот так.



image.png 1.82 MB




image.png 712.12 KB




image.png 376.85 KB




image.png 647.43 KB


Хоть и с натуры писал Репин эту картину, да впечатление от неё, скажем, не совсем соответствует действительности. А ещё один знаменитый сюжет Репин уж никак не мог зафиксировать ни с натуры, ни по памяти. Чисто плод его больного воображения - а мы воспринимаем его всерьёз. Но об этом - как-нибудь в другой раз

Читайте также

Комментарии 21

Войдите для комментирования
■ Отшельница 13 авг 2024 в 11:38
Художник - не тот кто пишет на заказ, художник тот кто пишет то, что считает нужным и важным и он вовсе не обязан отображать реальность, он ведь не фотограф. Он мыслит шире. Хочется спросить, а если бы не изобрели более современную технику кто- нибудь посочувствовал бы этим бурлакам и прочим? Много мы сегодня сочувствием работягам, что пашут по 24 на 7? Эта картина "Бурлаки" вечно актуальна, ибо люди как были жестокие ослы так и остались ими
■ terminator2-5 13 авг 2024 в 13:38
Впрочем, всё вовсе и не так. Я на конкретном примере показал, как мы любим сами себя поливать грязью. Сами придумываем себе грехи, которых и не совершали. Или совершили грешок, а потом сами раздуваем до невероятных пределов.
■ Отшельница 13 авг 2024 в 17:00
Я думаю Репин показал рабский труд в принципе. Он был и даже сей час ещё не изжит. Художник заострил внимание на явление. И никакие страны и эпохи тут ни при чём. Репин потому и велик, что он надвременной художник, а не журналист вовсе
■ terminator2-5 13 авг 2024 в 13:02
Возможно, так и есть.
■ Жил-Был 13 авг 2024 в 10:34
А мне так понравилось. Я вот на эти тонкости как-то не обращал внимания, да и многие, наверное, тоже
■ terminator2-5 13 авг 2024 в 12:59
А я вот обращаю внимание.
■ Амалия Литвинова 12 авг 2024 в 23:45
Конечно, во времена СССР эта картина пропагандировалась, ибо показывала, как плохо жили люди в царское время. Всегда и везде пропаганда.
■ terminator2-5 13 авг 2024 в 09:13
Как же без этого? Сегодня -то все мы знаем, как плохо жилось в СССР!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ