3
Бурлаки на Волге. Всё ли так? | Паблико
99 подписчики

Бурлаки на Волге. Всё ли так?


22 фев 2023 · 18:11    

Великий художник И. Е. Репин оставил нам в наследие серию замечательных картин, отражающих нашу непростую историю. Для современников он открывал глаза на проблемы, которые они не замечали или не хотели замечать. А сегодня уже мы по этим бессмертным полотнам узнаём, как жили люди 150 и более лет назад.

Вот только ТАК ли они жили?



image.png 357.04 KB


«Бурлаки на Волге». Все вы, наверное, не один раз видели этот шедевр. Бедные, несчастные люди! Как тяжела их участь! Кто же обрёк их на такую тяжёлую работу? 

А правда, кто? Мы не видим поблизости ни конвоиров, ни надзирателей. И даже Крепостное право давно отменено (1861, а картина написана в 1873-м).

Эти люди работают по найму, то есть выбрали её добровольно. Конечно, они бы лучше устроились посидеть у компьютера, но не было таких вакансий. И даже шофера - дальнобойщики не требовались. Ближайшая альтернатива - пароход, он на картине справа, уходит за горизонт. Там надо почти без отдыха забрасывать уголь в топку лопатой. Но сперва надо этот уголь добыть, а ведь даже отбойный молоток не был ещё изобретён. И при всём этом пароходы -таки шли на смену бурлачеству.

Это транспортное средство было изобретено в 1809-м году, но не надо думать, что с 1810-го вся Европа уже передвигалась по воде только на них. Пароходы надо было ещё понастроить тысячами, и сначала, конечно, строили в основном военные паровые корабли.

Мы видим, что баржа, увлекаемая нашими бурлаками, снабжена парусом. Но флаг на мачте и кораблик слева указывают, что ветер дует в противоположном направлении. Однако парус всё-таки есть, значит, им время от времени и пользуются. А по течению можно и без бурлаков, и без паруса обходиться. Выходит, баржа передвигается таким образом лишь иногда, когда обстоятельства так сложились. Ещё больше удивляет, когда наберёшь «бурлак» и щёлкнешь. Вот что получается.



image.png 31.25 KB


Как видим, речь о том, что эти люди не только тащили корабль, были у них и другие обязанности. Например, погрузка\разгрузка. По сути, это экипаж корабля. То, что мы видим на картине, бывало от случая к случаю. По какому случаю, например? Рассмотрим поближе фрагмент картины.



image.png 945.35 KB


Обратите внимание на три детали.

1. Второй конец бечевы, которую тянут работники, привязан к верхушке мачты. От этого корабль будет зарываться носом в воду, существенно увеличивая сопротивление.

2. Вам не кажется, что корабль смотрит на нас кормой? 

3. Если не кажется, посмотрите, как прикреплён парус к мачте. Рея с парусом позади мачты. А ведь так не должно быть! Вот другой пример.



image.png 447.45 KB


Хорошо видно, что парус с реей находятся впереди мачты. Да и корма на нас смотрит, точно, не нос.

Выходит, бурлаки тянут корабль задом наперёд. Странно, правда? Ничего странного, если корабль сел на мель, и его пытаются таким образом вызволить. В этом случае, конечно, тянуть надо задом наперёд, иначе ещё дальше на мель затащишь. Оттого, что канат привязан к верхушке мачты, корабль будет раскачиваться, что также поможет делу. Согласитесь, ситуация не совсем такая, как кажется на первый взгляд.

Но справедливости ради надо отметить, что парусник в реке чувствует себя неуютно. Тесно ему. Из-за изгибов реки часто приходится менять галсы, а это та ещё заморочка. И не очень-то полавируешь. Потому таким способом, вручную, преодолевалась значительная часть пути. До появления и распространения пароходов другого способа, в общем-то, и не было. На вёслах против течения лучше? Ох, едва ли.

Рабочая поза у этих людей вполне себе нормальная, если учесть, что бечева тянет их назад. Парень в центре только что сделал слишком большой шаг, в результате на мгновение оказалось, что он один пытается тащить этот корабль. Силёнок, конечно же, не хватило, вот и откинулся на полшага назад. Сейчас выправится. 

Изорванная в лохмотья одежда у всех выше пояса, где она контактирует с ремнём бечевы. Ещё перед работой надели порванее, чтоб потом выбросить не жалко было.

Двое курят - значит, не очень-то напрягаются. Мужик позади всех скорее всего, с большого бодуна.

Ещё одну мысль навевает картина в целом. 

Какая отсталая, дикая, необразованная Россия! Как варварски здесь обращаются с людьми! Вот в Западной Европе совсем не так. Там уже давно все корабли на подводных крыльях да на воздушной подушке, да с атомными реакторами. 

А правда, как там? А вот так.



image.png 303.46 KB




image.png 197.82 KB




image.png 312.42 KB




image.png 487.49 KB


Хоть и с натуры писал Репин картину, да впечатление от этих бурлаков, так скажем, не совсем соответствует действительности. 

А ещё один знаменитый сюжет Репин уж никак не мог зафиксировать ни с натуры, ни по памяти. Чисто плод его больного воображения - а мы воспринимаем его всерьёз. Но об этом - как-нибудь в другой раз. 

Великий художник И. Е. Репин оставил нам в наследие серию замечательных картин, отражающих нашу непростую историю. Для современников он открывал глаза на проблемы, которые они не замечали или не хотели замечать. А сегодня уже мы по этим бессмертным полотнам узнаём, как жили люди 150 и более лет назад.

Вот только ТАК ли они жили?



image.png 357.04 KB


«Бурлаки на Волге». Все вы, наверное, не один раз видели этот шедевр. Бедные, несчастные люди! Как тяжела их участь! Кто же обрёк их на такую тяжёлую работу? 

А правда, кто? Мы не видим поблизости ни конвоиров, ни надзирателей. И даже Крепостное право давно отменено (1861, а картина написана в 1873-м).

Эти люди работают по найму, то есть выбрали её добровольно. Конечно, они бы лучше устроились посидеть у компьютера, но не было таких вакансий. И даже шофера - дальнобойщики не требовались. Ближайшая альтернатива - пароход, он на картине справа, уходит за горизонт. Там надо почти без отдыха забрасывать уголь в топку лопатой. Но сперва надо этот уголь добыть, а ведь даже отбойный молоток не был ещё изобретён. И при всём этом пароходы -таки шли на смену бурлачеству.

Это транспортное средство было изобретено в 1809-м году, но не надо думать, что с 1810-го вся Европа уже передвигалась по воде только на них. Пароходы надо было ещё понастроить тысячами, и сначала, конечно, строили в основном военные паровые корабли.

Мы видим, что баржа, увлекаемая нашими бурлаками, снабжена парусом. Но флаг на мачте и кораблик слева указывают, что ветер дует в противоположном направлении. Однако парус всё-таки есть, значит, им время от времени и пользуются. А по течению можно и без бурлаков, и без паруса обходиться. Выходит, баржа передвигается таким образом лишь иногда, когда обстоятельства так сложились. Ещё больше удивляет, когда наберёшь «бурлак» и щёлкнешь. Вот что получается.



image.png 31.25 KB


Как видим, речь о том, что эти люди не только тащили корабль, были у них и другие обязанности. Например, погрузка\разгрузка. По сути, это экипаж корабля. То, что мы видим на картине, бывало от случая к случаю. По какому случаю, например? Рассмотрим поближе фрагмент картины.



image.png 945.35 KB


Обратите внимание на три детали.

1. Второй конец бечевы, которую тянут работники, привязан к верхушке мачты. От этого корабль будет зарываться носом в воду, существенно увеличивая сопротивление.

2. Вам не кажется, что корабль смотрит на нас кормой? 

3. Если не кажется, посмотрите, как прикреплён парус к мачте. Рея с парусом позади мачты. А ведь так не должно быть! Вот другой пример.



image.png 447.45 KB


Хорошо видно, что парус с реей находятся впереди мачты. Да и корма на нас смотрит, точно, не нос.

Выходит, бурлаки тянут корабль задом наперёд. Странно, правда? Ничего странного, если корабль сел на мель, и его пытаются таким образом вызволить. В этом случае, конечно, тянуть надо задом наперёд, иначе ещё дальше на мель затащишь. Оттого, что канат привязан к верхушке мачты, корабль будет раскачиваться, что также поможет делу. Согласитесь, ситуация не совсем такая, как кажется на первый взгляд.

Но справедливости ради надо отметить, что парусник в реке чувствует себя неуютно. Тесно ему. Из-за изгибов реки часто приходится менять галсы, а это та ещё заморочка. И не очень-то полавируешь. Потому таким способом, вручную, преодолевалась значительная часть пути. До появления и распространения пароходов другого способа, в общем-то, и не было. На вёслах против течения лучше? Ох, едва ли.

Рабочая поза у этих людей вполне себе нормальная, если учесть, что бечева тянет их назад. Парень в центре только что сделал слишком большой шаг, в результате на мгновение оказалось, что он один пытается тащить этот корабль. Силёнок, конечно же, не хватило, вот и откинулся на полшага назад. Сейчас выправится. 

Изорванная в лохмотья одежда у всех выше пояса, где она контактирует с ремнём бечевы. Ещё перед работой надели порванее, чтоб потом выбросить не жалко было.

Двое курят - значит, не очень-то напрягаются. Мужик позади всех скорее всего, с большого бодуна.

Ещё одну мысль навевает картина в целом. 

Какая отсталая, дикая, необразованная Россия! Как варварски здесь обращаются с людьми! Вот в Западной Европе совсем не так. Там уже давно все корабли на подводных крыльях да на воздушной подушке, да с атомными реакторами. 

А правда, как там? А вот так.



image.png 303.46 KB




image.png 197.82 KB




image.png 312.42 KB




image.png 487.49 KB


Хоть и с натуры писал Репин картину, да впечатление от этих бурлаков, так скажем, не совсем соответствует действительности. 

А ещё один знаменитый сюжет Репин уж никак не мог зафиксировать ни с натуры, ни по памяти. Чисто плод его больного воображения - а мы воспринимаем его всерьёз. Но об этом - как-нибудь в другой раз. 

Читайте также

Комментарии 12

Войдите для комментирования
■ Свой человек 24 фев 2023 в 10:03
👍
■ terminator2-5 24 фев 2023 в 11:13
😀
■ Истории от Павлины 23 фев 2023 в 00:51
Никогда не вникала в детали картины
■ terminator2-5 23 фев 2023 в 06:27
А по-крупному? Ведь в те времена (почти) любая работа требовала значительных физических усилий, и так везде, не только в России.
■ Алёна Телегина 22 фев 2023 в 23:34
Ну уж не знаю, у меня как-то все сложилось в картине и я Репину верю. Но и Вашей статье лайк поставила, т.к. Вы показали, что не только в России такая трудная работа была
■ terminator2-5 23 фев 2023 в 06:31
Так это главная мысль и есть, что так и везде тогда было, нисколько мы других не хуже. Просто время такое было. Рад, что удалось донести.
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ