15 дек 2022 · 12:17    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Еще синий жакетик с меховой оторочкой, синий атласный без меха и красный. Но самый впечатляющий, конечно, желтый атласный с мехом кролика, чем-то напоминающий мех горностая. Он так меня поразил, что я решила изучить, были ли еще похожие жакетики и оказалось, что не просто были, а их носил чуть ли не весь средний класс в ту эпоху."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ян Вермеер. Хозяйка и служанка. 1666-1667. Холст, масло. Коллекция Фрика, Нью-Йорк", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1_Vermeer_Lady_Maidservant_Holding_Letter.jpg", "filesize": 178747, "height": 1023, "pic_id": 312301, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/1_Vermeer_Lady_Maidservant_Holding_Letter.jpeg", "width": 896}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ян Вермеер. Женщина с жемчужным ожерельем. 1663-1664. Холст, масло. Картинная галерея, Берлин", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2_200px-Jan_Vermeer_van_Delft_-_Young_Woman_with_a_Pearl_Necklace_-_Google_Art_Project.jpg", "filesize": 348851, "height": 1396, "pic_id": 312303, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/2_200px-Jan_Vermeer_van_Delft_-_Young_Woman_with_a_Pearl_Neckl_HPhmBPc.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ян Вермеер. Женщина, читающая письмо. 1663. Рейксмузеум, Амстердам", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1709px-Vermeer,_Johannes_-_Woman_reading_a_letter_-_ca._1662-1663.jpg", "filesize": 706562, "height": 2048, "pic_id": 312304, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/1709px-Vermeer_Johannes_-_Woman_reading_a_letter_-_ca._1662-1663.jpeg", "width": 1709}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Такие жакеты были модным предметом женского гардероба в Голландии в 1650-1670 годах. Только желтый жакет своей супруги Вермеер пишет по меньшей мере 6 раз. Не секрет, что художники обладали определенными предметами одежды или аксессуарами, которые использовались ими не единожды. Например, брошь у да Винчи возникает сначала на платье Мадонны с Гвоздикой, а затем у Мадонны Бенуа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Леонардо да Винчи. Мадонна с гвоздикой. 1478. Старая пинакотека, Мюнхен", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Leonardo_da_Vinci_Madonna_of_the_Carnation.jpg", "filesize": 696566, "height": 2125, "pic_id": 312325, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/Leonardo_da_Vinci_Madonna_of_the_Carnation.jpeg", "width": 1630}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Леонардо да Винчи. Мадонна Бенуа. 1478-1480. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "WOA_IMAGE_1.jpg", "filesize": 1333062, "height": 1998, "pic_id": 312326, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/WOA_IMAGE_1.jpeg", "width": 1406}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но то, сколько раз возникает такой жакет у голландских художников, кажется превосходит, все что я видела прежде. В разных вариациях этот наряд встречается более чем в 50 полотнах, что дает возможность увидеть всё их разнообразие, а где-то даже рассмотреть крой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но для начала определимся, что это за предмет одежды и для чего он создавался. "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Эти жакеты были голландским изобретением и назывались «jak» в Амстердаме и «manteltje» в Делфте, Дордрехте и Роттердаме."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " Оба слова в словаре 1691 года переводятся, как жакет. Еще ряд источников уточняют, что этот жакет предназначался для утренних встреч и домашних дел."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Герард Терборх. Бокал лимонада. Ок. 1664. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "3_Gerard_ter_Borch_(II)_-_The_Glass_of_Lemonade_-_WGA22118.jpg", "filesize": 293578, "height": 1476, "pic_id": 312330, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/3_Gerard_ter_Borch_II_-_The_Glass_of_Lemonade_-_WGA22118.jpeg", "width": 1179}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Габриэль Метсю. Завтрак. 1662. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "5_200699.jpg", "filesize": 303648, "height": 1060, "pic_id": 312333, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/5_200699.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шились такие «жаки» из модной в то время атласной или бархатной ткани ярких цветов (красного, желтого, зеленого, синего, голубого). Края изделий оторачивались мехом, что наравне с ярким цветом ткани, придавало изделию буржуазности. Скорее всего именно возвышение буржуазии после революционных восстаний в середине XVII века стало катализатором возникновения таких жакетов и их огромной популярности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Герард Терборх. Урок музыки. Ок. 1668. Холст, масло. Музей Гетти, Лос-Анджелес", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "8_1274550513.jpg", "filesize": 89132, "height": 700, "pic_id": 312337, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/8_1274550513.jpeg", "width": 574}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Голландские домашние жакеты были просты и удобны, прикрывали все непристойности (конечно, при условии, что они застегнуты), а также удачно заменяли корсеты выходных платьев голландских женщин. А женские образы в таких жакетах, дополненные жемчужными украшениями и изящными прическами, получались интересными и целостными, что особенно хорошо прослеживается не только в полотнах Яна Вермеера, но и у Герарда Терборха, Габриэля Метсю, Франца ван Мириса, Питера де Хоха, Яна Стена, Якоба Охтервелта и многих других."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ян Стен. Больная девушка (Визит врача). 1660. Холст, масло. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "6_3717.jpg", "filesize": 80947, "height": 700, "pic_id": 312342, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/6_3717.jpeg", "width": 562}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А теперь заглянем под «жаки». Благо, голландцы очень любили жанровые сцены с пьянками и умирающими от любви молодыми девушками, которых приводили в чувства доктора. Именно эти произведения дают возможность разглядеть, что скрывал этот чудесный домашний жакетик."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На первой из трех картин Яна Стена в карусели ниже вы можете увидеть, что под жакетами дома носили белую блузку с рукавами или без них и простой корсет, часто кораллового цвета. В двух следующих картинах женщины одеты совсем просто. Вероятно, «жаки» с мехом были недешевыми и менее обеспеченные дамы не могли позволить их себе, однако исподнее очень схоже на всех трёх картинах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ян Стен. Влюбленная девушка. Ок. 1660. Холст, масло. Музей Метрополитен, Нью-Йорк", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "11_main-image.jpg", "filesize": 158415, "height": 1042, "pic_id": 312345, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/11_main-image.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ян Стен. Праздничная попойка. 1668. Холст, масло. Музей Гессен Кассель, Кассель", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "12_478235.jpg", "filesize": 305051, "height": 800, "pic_id": 312348, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/12_478235.jpeg", "width": 1051}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, я подобрала несколько картин, где представлены не только дамы в домашних жакетах, но и в выходных платьях. На них очень хорошо видно, что домашнее и выходное одеяние имеет одну общую деталь – атласную юбку, фасон которой не менялся. А вот корсеты были самыми разными. С еще одной верхней распашной юбкой и без нее, украшенные кружевами, бантами, тесьмой. Верх мог быть в тон юбки, а мог быть контрастного цвета (возможно от другого платья). Но как бы он не выглядел, сшит он всегда был очень искусно и дома не носился, и вот его-то как раз и заменял домашний жакет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Франц ван Мирис. Прерванная песня. 1671. Дерево, масло. Рейксмузеум. Амстердам", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "14_The_interrupted_song,_by_Frans_van_Mieris_the_elder.jpg", "filesize": 337562, "height": 1023, "pic_id": 312360, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/14_The_interrupted_song_by_Frans_van_Mieris_the_elder.jpeg", "width": 827}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Герард Терборх. Танцующая пара. Ок. 1660-1665. Холст, масло. Национальный фонд, Великобритания", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "15_Gerard_ter_Borch_(II)_-_The_Dancing_Couple_-_WGA22129.jpg", "filesize": 92536, "height": 970, "pic_id": 312364, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/15_Gerard_ter_Borch_II_-_The_Dancing_Couple_-_WGA22129.jpeg", "width": 873}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ян Вермеер. Бокал вина. 1658-1660. Картинная галерея, Берлин", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1186px-Jan_Vermeer_van_Delft_-_The_Glass_of_Wine_-_Google_Art_Project.jpg", "filesize": 322993, "height": 1024, "pic_id": 312365, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/1186px-Jan_Vermeer_van_Delft_-_The_Glass_of_Wine_-_Google_Art_Project.jpeg", "width": 1186}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, несколько восхитительных аутентичных платьев XVII века можно увидеть в экспозиции Гардеробной Курфюрстов в Дрезденском замке-резиденции. Несмотря на то, что эти платья принадлежали курфюрстине Магдалене Сибилле Саксонской, их фасон и декор корсета схожи с платьями дам среднего класса, которых изображали в своих картинах Ян Вермеер и другие голландцы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Платье курфюрстины Магдалены Сибиллы Саксонской. Ткань: итальянская золотая парча. Пошив: Дрезден, 1650-е годы. Дрезденский замок-резиденция", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_2400.jpg", "filesize": 121010, "height": 1000, "pic_id": 312368, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/scale_2400_aAbcVGT.jpeg", "width": 667}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Платье курфюрстины Магдалены Сибиллы Саксонской. Ткань: итальянский желтый шелк. Пошив: Дрезден, 1650-е годы. Дрезденский замок-резиденция", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_2400 (1).jpg", "filesize": 150755, "height": 1000, "pic_id": 312370, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/scale_2400_1.jpeg", "width": 666}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А теперь поговорим о деталях самих жакетиков. Помимо того, что они были разных цветов, они различались по материалу, крою и декоративным элементам. Сегодня можно отличить, как минимум, 5 фасонов домашних жакетов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Фасон I "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "– оторочен мехом целиком и имеет параллельные защипы на рукавах в районе локтей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Габриэль Метсю. Молодая женщина, сочиняющая музыку. 1662-1663. Дерево, масло. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "9_Gabriel_Metsu_-_A_Young_Woman_Composing_Music_and_a_Curious_Man.JPG", "filesize": 246584, "height": 1627, "pic_id": 312375, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/9_Gabriel_Metsu_-_A_Young_Woman_Composing_Music_and_a_Curious_Man.jpeg", "width": 1200}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Фасон II"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – оторочен мехом целиком или с горловиной без меха, и имеет защипы на рукавах вдоль проймы со стороны спины и по спинке вдоль горловины."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Якоб Охтервелт. Урок музыки. 1667. Холст, масло. Музейный комплекс Райс-Энгельхорн, Мангейм", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "23_863px-Jacob_Ochtervelt_Musikstunde.jpg", "filesize": 212134, "height": 1024, "pic_id": 312379, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/23_863px-Jacob_Ochtervelt_Musikstunde.jpeg", "width": 863}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ян Вермеер. Дама, пишущая письмо. 1665-1667. Холст, масло. Национальная галерея искусства, Вашингтон", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "22_898px-Johannes_Vermeer_-_A_Lady_Writing_-_Google_Art_Project.jpg", "filesize": 188541, "height": 1024, "pic_id": 312380, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/22_898px-Johannes_Vermeer_-_A_Lady_Writing_-_Google_Art_Project.jpeg", "width": 898}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Фасон III"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – такой же, как фасон II, но не имеет оторочки мехом на рукавах, они завершаются сборкой над манжетой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Ян Стен. Доктор у большой женщины. 1663-1666. Холст, масло. Рейксмузеум, Амстердам", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "24_861px-Steen_Doctor_and_His_Patient.jpg", "filesize": 252080, "height": 1023, "pic_id": 312383, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/24_861px-Steen_Doctor_and_His_Patient.jpeg", "width": 861}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Фасон IV"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – оторочен контрастной тесьмой вместо меха, бантиками вместо застежек и декором в виде таких же бантиков на рукавах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Якоб Охтервелт. Уличные музыканты у дверей. 1665. Холст, масло. Художественный музей Сент-Луиса, штат Миссури", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "18_296004@2x.jpg", "filesize": 822687, "height": 2000, "pic_id": 312388, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/18_2960042x.jpeg", "width": 1666}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Фасон V"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " – похож на фасон II, но с тем отличием, что вдоль меха и на рукавах пришита тесьма, шитая серебряной нитью."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Якоб Охтервелт. Рыботорговец у дверей. 1663. Холст на панели, масло. Королевская галерея Маурицхёйс, Гаага", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "10_A_Fishmonger_at_the_Door_by_Jacob_Ochtervelt_Mauritshuis_195.jpg", "filesize": 153227, "height": 1024, "pic_id": 312392, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/10_A_Fishmonger_at_the_Door_by_Jacob_Ochtervelt_Mauritshuis_195.jpeg", "width": 806}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Якоб Охтервелт. Ломтик лимона. 1667. Дерево, масло. Частная коллекция", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "28_The_lemon_slice,_by_Jacob_Ochtervelt.jpg", "filesize": 173142, "height": 1024, "pic_id": 312395, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/28_The_lemon_slice_by_Jacob_Ochtervelt.jpeg", "width": 786}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Последний фасон жакетиков рассмотрите внимательно, а затем взгляните на изображение ниже. На нем вы можете увидеть еще один классический голландский корсет середины XVII века, схожий с теми, что я публиковала выше. Обратите внимание на отделку тесьмой и защипы на рукавах вдоль проймы со спины. Этот декор практически идентичен, что на жакете, что на выходном корсете. Схожа и посадка рукавов. Похоже, огромное желание буржуазии выглядеть роскошно даже дома сыграло свою роль, и портные, взяв за основу корсет, создали этой чудо-жакетик."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Франц ван Мирис. Дует. 1658. Дерево, масло. Музей Шверина, Шверин", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "30_unnamed.jpg", "filesize": 252951, "height": 1200, "pic_id": 312397, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/14/30_unnamed.jpeg", "width": 936}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на массовость и популярность этого предмета одежды, на сегодняшний день голландские домашние жакеты в коллекциях музеев мне найти не удалось. Возможно они не сохранились совсем, может пока не оцифрованы, а может мне еще просто не встретился музей, что хранит сегодня такой жакетик. Мне хотелось бы верить, что они все же сохранились, потому что платья XVII века, увиденные в Дрездене вживую впервые в жизни (в основном в музеях представлены платья XVIII – XX веков), произвели на меня невероятное впечатление и было бы здорово обнаружить однажды в одном из музеев этот чудесный голландский жакетик."}], "attributes": []}], "selectedRange": [5814, 5814]}
Комментарии 0