21 фев 2023 · 09:19    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сезон 1911 года стал один из самых успешных в истории «Русских балетов» Сергея Дягилева. В тот год увидели свет две абсолютно потрясающие постановки – «Видение розы» и «Петрушка». В этой статье я расскажу историю создания первого балета."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "le-spectre-de-la-rose-nijinsky-karsavina-d0bdd0b8d0b6d0b8d0bdd181d0bad0b8d0b92.jpg", "filesize": 376652, "height": 964, "pic_id": 434193, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/le-spectre-de-la-rose-nijinsky-karsavina-d0bdd0b8d0b6d0b8d0bdd_hZnIoOs.jpeg", "width": 1303}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Видение розы» или как его еще называют «Призрак розы», был маленьким по формату – всего 8 минут, но огромным по значению шедевром Михаила Фокина."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тогда, в начале 1911 года к Дягилеву пришел очарованный «Русскими сезонами» французский поэт Жан-Луи Водуайе, который предложил поставить для Нижинского небольшой балет на концертную пьесу Карла фон Вебера «Приглашение к танцу». Дягилев загорелся этой идеей и Водуайе написал либретто, в основу которого легли две строки из стихотворения Теофиля Готье: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Взгляни – я только призрак розы, что приколола ты на бал…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Теофиль Готье. 1857. Wikimedia Commons", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Théophile_Gautier_1857.JPG", "filesize": 944782, "height": 2048, "pic_id": 434167, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/Th%C3%A9ophile_Gautier_1857.jpeg", "width": 1623}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот и все стихотворение в переводе на русский язык:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Отри сверкающие слезы,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Час пробуждения настал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Взгляни — я только призрак розы,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Что приколола ты на бал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Твоя рука меня сорвала,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Еще покрытую росой"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "И в шумном вихре карнавала"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Весь вечер я была с тобой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Теперь не время укоризны:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Мне так завидуют, любя!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "И кто не отдал бы всей жизни,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Чтоб быть так близко от тебя!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Я смерти слышала угрозы,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Я не забыла ничего."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Всю ночь танцует призрак розы"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "У изголовья твоего."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Не бойся, в гробовом молчанье"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Я De profundis не пою."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Душа моя — благоуханье,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "И расцветаю я в раю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "(Теофиль Готье, 1847)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Блестящая музыкальная пьеса «Приглашение к танцу» – одно из лучших произведений Карла фон Вебера. В 1819 году композитор был в самом рассвете своих творческих сил и однажды задумался о том, чтобы создать сочинение для фортепиано из нескольких связанных между собой вальсов. Так и возникло это восхитительное произведение, которым можно заслушиваться бесконечно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новую жизнь пьеса получила в середине XIX века, когда французский композитор Гектор Берлиоз, большой поклонник Вебера, оркестровал «Приглашение к танцу». Именно в его оркестровке она вдохновила хореографа Михаила Фокина и художника Льва Бакста на такой воздушный, романтический балет, идея которого как бы продолжает закодированную в музыке историю."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У Вебера действие разворачивается на балу, где юноша знакомится с девушкой и приглашает ее на вальс. Они кружатся в танце, юноша объяснятся ей в любви, но бал завершается и молодые люди расстаются. У Фокина история получает логичное продолжение – девушка возвращается с бала, любуясь своей розой, что сопровождала ее в этот волшебный вечер. Уставшая, она засыпает в кресле и тут ее роза превращается в прекрасное видение, которое кружит с ней по комнате в нежном танце, а с первыми лучами солнца исчезает в окне. Девушка пробуждается и подняв с пола розу улыбается своему сновидению."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в балете \"Видение розы\". 1911", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "le-spectre-de-la-rose-nijinsky-karsavina-d0bdd0b8d0b6d0b8d0bdd181d0bad0b8d0b9.jpg", "filesize": 975846, "height": 1865, "pic_id": 434168, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/le-spectre-de-la-rose-nijinsky-karsavina-d0bdd0b8d0b6d0b8d0bdd_t5RyVIY.jpeg", "width": 1305}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фокин поставил балет для двух танцовщиков, но в первую очередь, конечно, для Вацлава Нижинского, чтобы он всячески мог продемонстрировать свою фантастическую элевацию. В итоге за 8 минут балета Нижинский исполняет 28 прыжков, в том числе свой легендарный прыжок в окно. После него публика ликовала каждый раз, потому что не видела, как Нижинский приземлялся. Создавалось ощущение, что он просто улетал в окно."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Вацлав Нижинский в балете \"Видение розы\". 1911. Музей Виктории и Альберта", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Nijinski_1913.jpg", "filesize": 39368, "height": 760, "pic_id": 434172, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/Nijinski_1913.jpeg", "width": 512}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот прыжок не был новинкой, Нижинский придумал его еще в «Павильоне Армиды», когда однажды посреди па-де-труа решил сымпровизировать и, прыгнув недалеко от кулис, приземлился за ними. Его приземление оказалось вне поля зрения зрителей и это произвело на всех огромное впечатление. Теперь же Фокин сделал прыжок полноценной частью балета. Согласно свидетельствам современников, овации после прыжка были столь оглушительны, что оркестру часто не удавалось закончить музыку."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Очень метко об этом балете сказал художник Александр Бенуа, назвав его «грациозным пустячком в стиле салонных романтических баллад 1830-х годов». И правда, Льву Баксту мастерски удалось воссоздать атмосферу эпохи романтизма, со всеми свойственными бидермайеру атрибутами дамского будуара (там была арфа, вышивка на резной подставке, ваза с цветами, чудесный дамский столик и еще много разных мелочей)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лев Бакст. Эскиз бутафории к балету \"Видение розы\". 1911. Музей Виктории и Альберта", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2006AG8908.jpg", "filesize": 847067, "height": 2500, "pic_id": 434173, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/2006AG8908.jpeg", "width": 1645}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Образы двух главных героев тоже получились гармоничными и дополняющими друг друга. Призрачность Видения подчеркнута его ирреальным, фантастическим костюмом, представляющим собой комплект из розово-лилового трико, усыпанного лепестками роз и такой же, в лепестках, шапочки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лев Бакст. Эскиз костюма Вацлава Нижинского к балету \"Видение розы\". 1911", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Vaslav_Nijinsky_Le_Spectre_de_la_Rose_by_Léon_Bakst3.jpg", "filesize": 333336, "height": 1600, "pic_id": 434174, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/Vaslav_Nijinsky_Le_Spectre_de_la_Rose_by_L%C3%A9on_Bakst3.jpeg", "width": 1058}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лев Бакст. Костюм Вацлава Нижинского к балету \"Видение розы\". 1911. Музей Академии Вагановой. Фото с выставки \"Лев Бакст. К 150-летию со дня рождения\"", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "663976.jpg", "filesize": 53128, "height": 1024, "pic_id": 434175, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/663976.jpeg", "width": 677}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А образ Девушки, романтичный, земной, был создан Бакстом с помощью воздушного и по-своему эффектного белого атласного платья с пышной юбкой и рукавами-фонариками, дополненного капором, декорированным цветами и широкой лентой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лев Бакст. Платье Девушки из балета \"Видение розы\". 1911. Музей Виктории и Альберта", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2016JH1913.jpg", "filesize": 76216, "height": 982, "pic_id": 434176, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/2016JH1913.jpeg", "width": 735}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лев Бакст. Капор Девушки из балета \"Видение розы\". 1911. Музей Виктории и Альберта", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2020ML3641.jpg", "filesize": 35037, "height": 551, "pic_id": 434177, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/2020ML3641.jpeg", "width": 735}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Лев Бакст. Фоторепродукция эскиза костюма Девушки из балета \"Видение розы\". 1911. Национальная библиотека Франции", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "[Tamara_Karsavina_(en_robe_de_[...]Bakst_Lev_btv1b7002406c.JPEG", "filesize": 205398, "height": 880, "pic_id": 434178, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/Tamara_Karsavina_en_robe_de_...Bakst_Lev_btv1b7002406c.jpeg", "width": 667}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Среди всех балетных партий Карсавиной – эта моя самая любимая. Этот образ подчеркнул и ее прекрасную фигуру, и мягкую красоту. Она словно была создана для этой партии и, хотя лучшей считается ее Жар-птица, Девушка из «Видения розы» всегда будет занимать особое место в моем сердце."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Тамара Карсавина в балете \"Видение розы. 1911. Национальная библиотека Франции", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Le_spectre_de_la_rose_[...]Bert_Auguste_btv1b7002407s.JPEG", "filesize": 144097, "height": 910, "pic_id": 434181, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/Le_spectre_de_la_rose_...Bert_Auguste_btv1b7002407s.jpeg", "width": 660}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Тамара Карсавина в балете \"Видение розы. 1911", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Tamara_Karsavina_Le_Spectre_de_la_Rose.jpg", "filesize": 136931, "height": 800, "pic_id": 434182, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/Tamara_Karsavina_Le_Spectre_de_la_Rose.jpeg", "width": 572}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хореографию балета Михаил Фокин построил на сопоставлении воздушной техники танцовщика с мягкими плавными движениями рук, напоминающих вьющееся растение и земного, сомнамбулического танца партнерши, исполняющей свою партию на пальцах в полусне. И он же сам лучше всего описал характер своей хореографии:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "О «Spectre», как о композиции, хочу сказать, что при использовании всех ресурсов классического балета я считал эту постановку принадлежащей к достижениям именно нового балета. В нем не было танца для показа техники. Танец все время выразителен. Очень нова и красива тема танца Девушки. С закрытыми глазами ищет она, призывая свое Видение. Spectre ни в одном движении не похож на обычного танцовщика, исполняющего для удовольствия публики свои вариации. Это — дух. Это — мечта. Это аромат розы, ласка ее нежных лепестков, многое еще, для чего не найти определяющих слов, но это ни в коем случае не «кавалер», не «партнер балерины». Техника рук в этом балете совершенно отличная от крепких правильных рук старого балета. Руки живут, поют, а не исполняют «вариацию»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Вацлав Нижинский в балете \"Видение розы\". 1911", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "960.jpg", "filesize": 141563, "height": 1490, "pic_id": 434183, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/960.jpeg", "width": 960}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Вацлав Нижинский в балете \"Видение розы\". 1911. Национальная библиотека Франции", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Le_spectre_de_la_rose_[...]Bert_Auguste_btv1b7002409m.JPEG", "filesize": 132060, "height": 890, "pic_id": 434184, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/Le_spectre_de_la_rose_...Bert_Auguste_btv1b7002409m.jpeg", "width": 653}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, этот балет очень подходил Нижинскому, который, по воспоминаниям его сестры Брониславы, много работал над эластичностью своего тела, но в восторге от балета были все. Карсавина в своих мемуарах с большой теплотой вспоминает «Видение розы»:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Ах, «Призрак розы»!» – до сих пор вздыхают те, кто видел его; и такой огромной была его власть над сердцами, таким неуловимым, но всепроникающим был его аромат, что вздыхают и те, кто пропустил «Призрак розы». Для них это легенда. Благословение Терпсихоры лежит на этом балете; <... > Фокин сделал его на едином дыхании, в порыве вдохновения, ни находя не единой погрешности у исполнителей."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1911 году отмечалось 100-летие со дня рождения Теофиля Готье и Дягилев решил использовать это в рекламе и посвятил постановку юбилею. А Жан Кокто к премьерным показам в Париже и Монте-Карло сделал парные афиши с изображениями Карсавиной и Нижинского, известные сегодня во всем мире."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Жан Кокто. Афиша к балету \"Видение розы\" с изображением Тамары Карсавиной. 1911", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "5fb68a11858a03619e7656c4-preview.jpg", "filesize": 436126, "height": 1981, "pic_id": 434185, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/5fb68a11858a03619e7656c4-preview.jpeg", "width": 1244}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Жан Кокто. Афиша к балету \"Видение розы\" с изображением Вацлава Нижинского. 1911", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Nijinsky_-_Poster-2008-17-08.jpeg", "filesize": 224880, "height": 794, "pic_id": 434186, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/Nijinsky_-_Poster-2008-17-08.jpeg", "width": 498}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Балет был принят публикой с неописуемым восторгом и долгие годы сохранялся в репертуаре дягилевской антрепризы. В мемуарах Карсавина вспоминает забавный закулисный случай, который произошел перед премьерой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бакст носился по сцене, держа в руках клетку с канарейкой, которую он обязательно хотел куда-то поставить. Все, кроме Бакста понимали, что клетка не нужна, но художник считал ее важной частью декораций. Сначала он повесил ее над окном, откуда ее убрали, так как из окна появлялся Нижинский, над другим тоже нельзя – Нижинский в финале в него прыгал. Дягилев пытался угомонить своего друга: «Левушка, ради бога, брось ты свою канарейку, публика теряет терпение. Не будь идиотом, никто не ставит клетки с канарейками на комод», на что Бакст ему ответил: «Ты не понимаешь, Сережа, мы должны создать атмосферу». Задержав антракт, Бакст все же «создал атмосферу», повесив канарейку под карнизом. Но уже во время ближайших гастролей клетку «злонамеренно» потеряли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина в балете \"Видение розы\". 1911. Музей Виктории и Альберта", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2021MV7549.jpg", "filesize": 73888, "height": 577, "pic_id": 434187, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/2021MV7549.jpeg", "width": 735}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я очень люблю этот балет, он стал одним из нескольких, которыми в 2015 году я открыла для себя искусство балета, примерно тогда же мне повезло увидеть «Видение розы» на сцене Мариинского театра в исполнении талантливого премьера Владимира Шклярова, и в тот момент мое сердце было окончательно покорено и музыкой, и фокинской хореографией."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Владимир Шкляров в балете \"Видение розы\" в Мариинском театре. Фото: www.mariinsky.ru", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "2_rose_razina.jpg", "filesize": 409492, "height": 600, "pic_id": 434188, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/2_rose_razina.jpeg", "width": 900}}], "attributes": []}], "selectedRange": [239, 239]}
Комментарии 0