06 янв 2023 · 10:22    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изучала некоторое время назад подборку произведений 1913 года и мой взгляд привлекло потрясающее полотно «Святая Бригита» шотландского художника-символиста Джона Маккерди Дункана."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Джон Дункан. Святая Бригита. 1913. Национальная галерея Шотландии", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "John_Duncan_(1913)_Saint_Bride.jpg", "filesize": 1490635, "height": 1634, "pic_id": 345242, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/John_Duncan_1913_Saint_Bride.jpeg", "width": 1920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Джон Дункан родился в шотландском городе Данди. В его семье не было художников, но мальчик был художественно одаренным и в 11 лет родители отдали его учиться в местную школу искусств. За три года обучения его талант развился настолько, что в 14 лет он бросил школу и устроился в местную газету «Волшебник Севера» сначала иллюстратором, а спустя некоторое время получил должность помощника в разделе новостей из мира искусства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1888 году Дункан принял решение уехать на континент, где в течение года обучался в Антверпенской королевской академии изящных искусств и в Академии художеств Дюссельдорфа, а после много путешествовал по Европе, побывав в Париже, Риме, Флоренции и Венеции. В Италии на него произвели огромное впечатление полотна мастеров кватроченто, в первую очередь Боттичелли и Фра Анджелико. Вернувшись в Шотландию, Дункан решил полностью посвятить себя искусству и вскоре стал известен, как один из ведущих художников «Кельтского Возрождения», представители которого исследовали легендарное прошлое Британии и создавали новую культурную идентичность."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Джон Дункан. Эскиз к работе \"Святая Бригита\". 1913", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "John_Duncan_1866-1945_-_Study_for_St_Bride.jpg", "filesize": 454642, "height": 786, "pic_id": 345243, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/John_Duncan_1866-1945_-_Study_for_St_Bride.jpeg", "width": 631}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помимо искусства, Дункан посвятил себя преподаванию. Сначала он преподавал художественное мастерство и графический дизайн в образовательных учреждениях своего родного Данди, затем в 1900-1902 годах занимал должность профессора в Чикагском институте. В 1902 году он возвращается из Америки обратно и устраивается преподавателем в Эдинбургский колледж искусств, в последние годы там же работал библиотекарем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Творчество Дункана связано со многими направлениями в европейском искусстве. Значительную роль в сложении его авторского стиля сыграли Прерафаэлиты и движение «Искусств и ремесел», а кроме того, художник испытывал влияние европейского символизма и модерна, в частности, произведений его ведущего английского представителя – Чарльза Ренни Макинтоша."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но главным вдохновением для Дункана стало британское эстетическое движение «Кельтское Возрождение», возникшее в XVIII веке и ставшее особенно популярным на рубеже XIX и XX веков. Многие деятели искусства и литературы обращались в то время к кельским традициям, фольклору и мифологии, способствуя возрождению интереса к средневековой истории и культуре своей страны. Специалисты проводили археологические и исторические исследования, направленные на изучение местного наследия. Композиторы предпринимали попытки возродить национальную музыку, а в моду вошли кельтские орнаменты, которые активно использовались в живописи, графике, архитектуре и декоративно-прикладном искусстве."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Джон Дункан. Эскиз к работе \"Святая Бригита\". 1913. Национальная галерея Шотландии", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "71562.jpg", "filesize": 88504, "height": 722, "pic_id": 345244, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/71562.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Картина «Святая Бригита» – один из ярчайших примеров «Кельтского Возрождения» в живописи. На ней Дункан изобразил эпизод шотландской народной легенды, когда в канун Рождества, ангелы переносят Святую Бригиту с ирландского острова Айона в Вифлеем, где она должна принять роды у Девы Марии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Святая Бригита является одной из самых почитаемых святых в Ирландии, образ которой восходит к языческой богине, покровительнице огня. В V веке с распространением христианства богиня Бригита перешла из кельтского пантеона в новую религию, превратившись в Святую Бригиту. По преданию, Святая Бригита была дочерью короля-язычника Лейнстера, а ее мать была рабыней из числа пиктов, обращенной в христианство Святым Патриком, который крестил и Бригиту. Позже она основала христианский монастырь в местечке Килдэр рядом со священной дубовой рощей друидов. Использование в легендах о Святой Бригите элементов из дохристианской истории делало ее связующим звеном между дохристианскими верованиями и христианством."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересно, что легенда о Бригите-повитухе Девы Марии по сути является анахронизмом, но специалисты считают, что для кельтов не имело значения, как ирландская святая V века могла присутствовать на Ближнем Востоке I века, гораздо важнее было, что два мира сливались в единое целое, а образ Святой Бригиты получал еще большую значимость."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На своей картине Джон Дункан запечатлел сам момент полета над морем. Два ангела в праздничных одеждах несут на своих руках погруженную в волшебный сон Бригиту, облаченную в белые одежды и сложившую руки в молитвенном жесте. Этот мотив был заимствован художником из литературного источника – рассказа Фионы Маклауд (псевдоним шотландского писателя Уильяма Шарпа) «Muime Chroisd» (гэльск. «Приёмная мать Христа»), согласно которому Бригита впадает в забытьё, испив воды из источника вечной юности, и пробуждается уже в Вифлееме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Джон Дункан. Святая Бригита. Фрагмент. 1913. Национальная галерея Шотландии", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "John_Duncan_(1913)_Saint_Bride4.jpg", "filesize": 126591, "height": 529, "pic_id": 345245, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/John_Duncan_1913_Saint_Bride4.jpeg", "width": 655}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Джон Дункан. Святая Бригита. Фрагмент. 1913. Национальная галерея Шотландии", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "John_Duncan_(1913)_Saint_Bride5.jpg", "filesize": 159489, "height": 482, "pic_id": 345246, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/John_Duncan_1913_Saint_Bride5.jpeg", "width": 682}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сопровождают ангелов белые чайки и тюлень, которых художник взял из другого текста Фионы Маклауд – пролога к сборнику «Пожиратель грехов и другие сказки» (1895), озаглавленного «С острова Айона». Кроме того, птицы и тюлень вместе с реалистическим изображением облачного неба на фоне создают интересный натуралистический контраст с мистическими образами двух ангелов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Джон Дункан. Святая Бригита. Фрагмент. 1913. Национальная галерея Шотландии", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "John_Duncan_(1913)_Saint_Bride2.jpg", "filesize": 305149, "height": 902, "pic_id": 345248, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/John_Duncan_1913_Saint_Bride2.jpeg", "width": 656}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Джон Дункан. Святая Бригита. Фрагмент. 1913. Национальная галерея Шотландии", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "John_Duncan_(1913)_Saint_Bride3.jpg", "filesize": 182152, "height": 667, "pic_id": 345247, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/John_Duncan_1913_Saint_Bride3.jpeg", "width": 535}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обращают на себя внимание богатейшие одеяния ангелов, украшенные вышивкой с кельтскими узорами и многочисленными сценами из жизни Христа. Исследователи отмечают, что в сцене Шествия волхвов на одежде первого ангела художник изобразил себя в образе миниатюрного юродивого, который сопровождает волхвов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Джон Дункан. Святая Бригита. Фрагмент. 1913. Национальная галерея Шотландии", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "John_Duncan_(1913)_Saint_Bride6.jpg", "filesize": 180106, "height": 540, "pic_id": 345249, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/John_Duncan_1913_Saint_Bride6.jpeg", "width": 691}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Создавая кельтские узоры на одеяниях ангелов Дункан вдохновлялся легендарным иллюминированным манускриптом – Келлской книгой, датированной началом XIX века и созданной в Монастыре Святого Колумба на том же острове Айона, с которым связана легенда о Святой Бригите."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Художественное оформление Келлской книги оказало значительное влияние на все «Кельтское Возрождение» в целом. Художники копировали орнаменты из книги и использовали их в декоративной резьбе по мебели, в ювелирном искусстве, в керамике и вышивке. Сам же Дункан впервые обратился к орнаментам Келлской книги, работая над циклом фресок Рэмси-Лодж в 1896 году."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Book of Kells. Folio 29r: Matthew I.I: Liber generationis. Circa 800. Trinity College Library Dublin", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200.jpg", "filesize": 664725, "height": 1200, "pic_id": 345258, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/scale_1200_4WZO1FZ.jpeg", "width": 920}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Book of Kells. Folio 29r: Matthew I.I: Liber generationis. Circa 800. Trinity College Library Dublin", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_2400.jpg", "filesize": 915035, "height": 1317, "pic_id": 345260, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/scale_2400_E451Zrt.jpeg", "width": 1021}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Book of Kells. Folio 28v: Matthew; Portrait of Matthew. Circa 800. Trinity College Library Dublin", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_2400 (1).jpg", "filesize": 2813806, "height": 2400, "pic_id": 345262, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/scale_2400_1_mihSSxE.jpeg", "width": 1925}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Book of Kells. Folio 28v: Matthew; Portrait of Matthew. Circa 800. Trinity College Library Dublin", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_2400 (2).jpg", "filesize": 953423, "height": 1329, "pic_id": 345263, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/scale_2400_2.jpeg", "width": 1056}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как и большинство станковых произведений Дункана, «Святая Бригита» демонстрирует стремление художника к плоскостности и декоративизму. Но, похоже, он намеренно создает такой эффект, отдавая предпочтение темпере и при этом с большой любовью разрабатывая каждую деталь одежд ангелов, их потрясающие крылья, закатное небо в облаках и неспокойное море. Дункан делает картину похожей на фреску или гобелен и это сходство усиливается благодаря орнаментальной рамке, в которую художник заключает свой сюжет. В то же время его персонажи изображены так, что они частично перекрывают рамку и это придает полотну объемность и создает ощущение движения, словно ангелы и птицы вот-вот вылетят из изображенного мира в реальный."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Джон Дункан. Святая Бригита. Фрагмент. 1913. Национальная галерея Шотландии", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "John_Duncan_(1913)_Saint_Bride333.jpg", "filesize": 610071, "height": 921, "pic_id": 345264, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/03/John_Duncan_1913_Saint_Bride333.jpeg", "width": 1401}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "После завершения картины в 1913 году, Джон Дункан представил ее на выставке Шотландской академии художеств, где полотно было по достоинству оценено критиками. Рецензент выпускавшейся в Глазго газеты «Геральд» писал, что Дункан "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«показывает нам образец чистого девичества, влекомого собственным инстинктивным желанием содействовать обновлению мира» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". И дальше: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Господин Дункан в «Святой Бригите» не пытается придать ангелам достоверное сходство с человеком. Но зато он всеми доступными средствами переносит нас в такую сферу мыслей и чувств, где мы уже без усилий погружаемся в мистическое созерцание, в котором воображению предстают истины внутреннего опыта»"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1946 году, через год после смерти Дункана, произведение было куплено Национальной галереей Шотландии, в постоянной экспозиции которого находится сегодня."}], "attributes": []}], "selectedRange": [7384, 7384]}
Комментарии 0