25 ноя 2022 · 15:05    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Четвертая история будет посвящена "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Теофилю Стейнлеру, автору самого известного постера с черным котом,"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " который знаком каждому, кто хоть раз был в Париже, потому что миллионы копий этого постера в виде открыток, магнитов и репродукций постеров наполняют все сувенирные лавочки столицы Франции. Даже я попала под чародейский магнетизм этого демонического кота и теперь с моего холодильника взирает привезенный из Парижа мини- «Ша нуар»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Théophile Steinlen. 1913. Bibliothèque nationale de France", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "01.jpg", "filesize": 34594, "height": 626, "pic_id": 252062, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/19/01_kYGzCKL.jpeg", "width": 459}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Теофиль-Александр Стейнлер (1859 – 1953)"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " родился в Лозанне и в Париж приехал на рубеже 1870-1880-х годов. Сперва будущий выдающийся график работал техником-чертежником, но некоторое время спустя он переехал на Монмартр, где быстро сошелся с процветавшей здесь художественной и артистической средой и левым сообществом Франции. Именно его социалистические взгляды и борьба за права рабочего класса определили Стейнлера как художника-графика, поскольку только графика была достаточно массовой, чтобы служить инструментом сопротивления угнетению. Художник создавал многочисленные иллюстрации, в которых старался как можно более прямо отразить хроники рабочего класса, однако гораздо более известен Стейнлер стал в искусстве плаката."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Théophile Steinlen. Tournée du Chat Noir de Rodolphe Salis (Tour of Rodolphe Salis' Chat Noir). 1896. Zimmerli Art Museum at Rutgers University", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "02.jpg", "filesize": 1464613, "height": 3385, "pic_id": 252063, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/19/02_tAZK543.jpeg", "width": 2457}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Свой легендарный плакат с черным котом, с которого начался сегодняшний рассказ, Стейнлер создал в 1890-х годах для кабаре «Черный кот», которым владел поэт и шансонье Аристид Брюан."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " В этой истории тоже не обошлось без социалистического подтекста, Стейнлер считал Брюана своим соратником и еще в 1880-х часто приходил слушать его провокационные песни о жизни парижской бедноты и рабочего класса, в которых жестко высмеивались буржуазные традиции. Брюан и Стейнлер подружились и «Черный кот» стал началом плодотворного сотрудничества двух творцов Монмартра. Учитывая взгляды обоих, провокационность концепции плаката совершенно не удивляет."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Théophile Steinlen. Tournée du Chat Noir de Rodolphe Salis (Tour of Rodolphe Salis' Chat Noir). Details. 1896. Zimmerli Art Museum at Rutgers University", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "03.jpg", "filesize": 342197, "height": 954, "pic_id": 252065, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/19/03_hRSkX6t.jpeg", "width": 1113}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На пустом бежево-коричневом фоне крупно изображен гордый и надменный черный уличный кот, представленный как святой с ажурным готическим ореолом вокруг головы, напоминающим окно-розу. Рассматривая ореол, можно заметить любопытный девиз "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "«Montjoye Montmartre»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Montjoye» — это архаичное и даже несколько насмешливое написание слова «Montjoie», являвшегося частью традиционного боевого клича, который кричали средневековые французские воины, когда шли в бой. В этот клич обязательно входило имя святого, связанного с правителем. Так, например, солдаты Короля Франции кричали «Montjoie! Saint Denis!», а солдаты герцогов Бургундских – «Montjoie! Saint Andrieu!»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У Стейнлера клич «Montjoye Montmartre» заявляет о верности черного кота Монмартру – богемному сердцу Парижа рубежа веков, а всем последователем предписывает поклоняться Черному коту, как святому покровителю Монмартра."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Théophile Steinlen. Compagnie Française des Chocolats et des Thès. 1895. Metropolitan Museum of Art", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "776px-Compagnie_Française_des_Chocolats_et_des_Thès_MET_DT270090.jpg", "filesize": 281556, "height": 1024, "pic_id": 252068, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/19/776px-Compagnie_Fran%C3%A7aise_des_Chocolats_et_des_Th%C3%A8s_MET_DT270090.jpeg", "width": 776}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Théophile Steinlen. Des Chats par Steinlen. 1898. Artnet", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "e4b8732933a7d70ed0489dcb633d5fb8.jpg", "filesize": 142498, "height": 881, "pic_id": 252070, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/19/e4b8732933a7d70ed0489dcb633d5fb8.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Плакат с черным котом стал одной из первых значимых работ на кошачью тему, которая пришла в творчество Теофиля Стейнлера с его переселением на Монмартр. Вместе с художественной богемой на Монмартре жили десятки бездомных котов, которых Стейнлер постоянно подкармливал и обращал в героев не только своих плакатов и иллюстраций, но и "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "потрясающего монументального полотна «Апофеоз кошек», созданного в 1885 году "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "(по другим данным в 1880-х — 1900-х годах). Картина размерами 164. 5 см х 300 см представляет очевидно ту самую ораву парижских котов, которые, как возможно представлялось Стейнлеру, собирались в полнолуние на крышах домов, влекомые возможно тем самым Черным Котом – покровителем Монмартра (в центре композиции), священным сиянием которому служит огромная луна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Théophile Steinlen. The apotheosis of the cats. 1885. Musée du Petit Palais, Geneva", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "584885.jpg", "filesize": 631096, "height": 800, "pic_id": 252073, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/19/584885.jpeg", "width": 1428}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но у меня при взгляде на эту карту возникает иная ассоциация."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И название и ее сюжет схожи с еще одним культовых кошачьим произведением современности – "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "мюзиклом Сэра Эндрю Ллойда Уэббера «Кошки» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", повествующим о ежегодном грандиозном кошачьем бале, на который собираются тысячи кошек «Племени избранных» со всех концов Земли. Каждая из кошек рассказывает свою историю, чем она исключительна и почему ее можно считать избранной, а в финале стая выбирает самого достойного на роль вожака, который удостаивается чести попасть в кошачий рай и возродиться к новой жизни на Земле."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Кадр из мюзикла «Кошки» Сэра Эндрю Ллойда Уэббера. Pinterest", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "58e7567876b90eeeea4e14409adf4208--theatre-geek-musical-theatre.jpg", "filesize": 68807, "height": 736, "pic_id": 252075, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/11/19/58e7567876b90eeeea4e14409adf4208--theatre-geek-musical-theatre.jpeg", "width": 736}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нет оснований полагать, что Уэббер мог вдохновляться «Апофеозом кошек» Стейнлера, по его собственным воспоминаниям сюжет он собирал из разрозненных писем и черновиков поэта Томаса Эллиота, чей цикл стихов «Сказки Старого Опоссума о практичных кошках» лег в основу мюзикла. Но на мой взгляд картина прекрасно отражает финал кошачьего бала, когда стая выбрала вожака и лишь мгновение отделяет его от попадания в желанный кошачий рай. И свет полной луны словно в последний раз выхватывает силуэт избранного и кажется еще секунда и он растворится в нем, а коты разойдутся восвояси, ожидая нового бала в следующем году."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 0]}
Комментарии 0