01 мар 2023 · 09:08    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Помню была середина ноября и в Петербурге, как обычно, было холодно и дождливо. Но, как обычно, радовали большие музейные выставки, на одной из которых я впервые увидела «Мост в Лондоне» Мстислава Добужинского. Увидела и влюбилась навсегда. Влюбилась в запечатленную художником атмосферу, которую, казалось, можно было ощутить физически."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Короткий осенний или зимний день, сумерки, и дождь, конца которому не видно. И ты мокнешь под этим дождем, засматриваясь на светящиеся окна доходников, особняков, дворцов на Невском, Литейном, Кирочной и хочется оказаться там, внутри, в тепле."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так и в этой работе, глядя сквозь лондонский ливень в сумерках на два светящихся окна, хочется попасть туда. Может, там живет смотритель моста, который угостит тебя горячим чаем и расскажет множество интересный историй о городе и жизни? Или, может, там хранятся залежи старых фотоальбомов, писем, приятных мелочей из чьего-то счастливого прошлого? Как бы наивно это не звучало, но стоя тогда в Русском музее и глядя на эти светящиеся окна Тауэр-бриджа, мне хотелось, чтобы за ними обязательно было что-то хорошее."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Мстислав Добужинский. Мост в Лондоне. 1908. Русский музей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "dobuzhinsky_07.jpg", "filesize": 948794, "height": 994, "pic_id": 434302, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/dobuzhinsky_07.jpeg", "width": 692}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "dobuzhinsky_072.jpg", "filesize": 264099, "height": 514, "pic_id": 434304, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/dobuzhinsky_072_n3z9vqX.jpeg", "width": 692}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В реальности же, если верить существующим историям, все было не столь романтично. В начале XX века верхнюю переходную площадку, подъем на которую осуществлялся через башни, облюбовали карманники и женщины легкого поведения из-за чего в 1910 году переход закрыли."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но, так или иначе, потрясающее творение Хораса Джонса было и остается одним из самых впечатляющих сооружений Лондона, а работа Добужинского – одним из лучших произведений лондонской серии мастера и не только."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Константин Сомов. Портрет Мстислава Добужинского. 1910. Третьяковская галерея", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "licensed-image.jpg", "filesize": 1979393, "height": 1936, "pic_id": 434305, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/licensed-image.jpeg", "width": 1515}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мстислав Добужинский был выдающимся живописцем, графиком, театральным художником и одним из наиболее значительных мастеров объединения «Мир искусства». Он родился и жил в России, затем в Литве, Америке, много путешествовал по Англии, Франции, Италии. Его своеобразный творческий метод сложился в жанре городского пейзажа, но, в отличие от других мастеров, Добужинского вдохновляла непарадная сторона города – главными героями его работ часто становились атмосферные городские закоулки и дворы. Как он сам писал в воспоминаниях:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Теперь я точно впервые увидел наяву то, что меня так смутно волновало в юности в романах Достоевского, и я всё больше чувствовал, что Петербург всем своим обликом, со всеми контрастами трагического, курьезного, величественного и уютного, действительно единственный и самый фантастический город в мире.... волновало то, что этот мир, каким я его увидел, кажется, еще никем не был замечен, и, как художник, я точно первый открываю его с его томительной и горькой поэзией»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Мстислав Добужинский. В ротах. 1904. Русский музей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "18507_mainfoto_01.jpg", "filesize": 284119, "height": 1200, "pic_id": 434307, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/18507_mainfoto_01.jpeg", "width": 1021}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Мстислав Добужинский. Петербург. 1914. Русский музей", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "18509_mainfoto_01.jpg", "filesize": 265789, "height": 1200, "pic_id": 434308, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/02/18/18509_mainfoto_01.jpeg", "width": 917}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кроме того, художника всегда привлекали острота композиционных решений и интересные ракурсы, усиливающие динамику и внутреннее напряжение. Таковы петербургские городские пейзажи мастера и таков «Мост в Лондоне». Мстислав Добужинский создал эту работу в 1908 году, после своей первой поездки в Лондон. Во время этого путешествия его, как и в Петербурге, манили непарадные, индустриальные места города, но и центр он показал с необычных точек зрения. Некую схожесть Лондона и Петербурга отмечает Добужинский в письме Александру Бенуа из своего второго путешествия в столицу Англии в 1914 году:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Лондон со дня на день все больше на меня «действует» и подбивает на работу. Я почти ежедневно ухожу с альбомом в неведанные места и каждый раз нахожу удивительные вещи. Ты знаешь, какое наслаждение делать «открытия», и в Лондоне масса неожиданностей и курьезов."}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\n"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "На меня Лондон действует совсем по-особенному. Париж – тот дает разнообразную радость. Лондон же часто пугает, как Петербург, и это ведь тоже неплохое ощущение»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эти «открытия» Добужинского всегда удивительны. Его взгляд – это взгляд человека будущего – фотографа или кинооператора. Из шумной и все более ускоряющейся повседневной жизни он выхватывает сиюминутные мгновения и запечатлевает их так, что у зрителя непременно возникает ощущение присутствия. Листы бумаги и картона Добужинский превращает в волшебные окна или кадры хроники, погружающие нас в жизнь мастера и позволяющие увидеть мир таким, каким видел его он сам."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4059, 4059]}
Комментарии 2