05 дек 2022 · 11:00    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Разгадывать истории создания картин, наверное, одно из самых увлекательных занятий искусствоведа. И особенно интересно разгадывать истории тех картин, о которых мало что известно. В одной из прогулок по постоянной экспозиции «Искусство ХХ века» в Новой Третьяковке мой взгляд зацепило большое и впечатляющее полотно Петра Вильямса «Автопробег»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Петр Вильямс. Автопробег. 1930. ГТГ", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1280px-Вильямс_Автопробег.jpg", "filesize": 351757, "height": 901, "pic_id": 289631, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/1280px-%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D1%81_%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B3.jpeg", "width": 1280}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На нем потрясающие ретро-автомобили несутся вперед по грунтовой дороге мимо огромного строящегося завода, а собравшиеся вдоль дороги люди радостно приветствуют машины, приветствуют прогресс и наступление автомобильной эры. Но тут же картина вызвала у меня целый ряд вопросов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Почему она появилась именно тогда и что могло вдохновить художника на ее создание?"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что за завод строится на заднем плане?"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И, что более всего интересовало меня, как любителя ретро-автомобилей, машины каких марок изображены на картине?"}], "attributes": ["bulletList", "bullet"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Описание, размещенное на сайте Третьяковской галереи хотя и достаточно точное, но очень обтекаемое."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Картина отражает романтическое видение действительности и социальный оптимизм в Советской России 1920-х – начала 1930-х годов. Произведение Вильямса абсолютно соответствует тому, как воспринимался баланс будущего и настоящего в культуре этого времени. Перед нами будто фотография «виртуальной реальности» тех лет, фиксация стремительного бега жизни от прошлого к настоящему, от крестьянской лошадки к «железному коню», от аграрной страны к индустриальной державе, от темного прошлого к «светлому будущему». Вытянутые корпуса машин, преображенные движением, диагональ дороги – все придает композиции динамику и создает ощущение скорости."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Романтическая действительность», «виртуальная реальность», «светлое будущее», все это не дало ответов ни на один из моих вопросов. И мне совершенно не верилось, что эта картина возникла просто на общем впечатлении от эпохи рубежа 1920-х — 1930-х годов, без каких-то более конкретных происходивших тогда событий. К тому же автомобили, хоть и были изображены художником в скоростном движении, исказившим их корпуса, все же они достаточно точно воспроизводят облик реальных автомобилей тех лет. В попытках решить эту головоломку и понять, что же это за машины я провела почти неделю, но так и не нашла ответ. Однако стоило мне бросить эту загадку, как вдруг мне попадается статья, с которой началась цепь интереснейших находок."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Статья \"Большой северный автопробег\". Журнал \"За рулем\" №17, 1929", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "за рулем 17 август 1929.jpg", "filesize": 255739, "height": 453, "pic_id": 289640, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/%D0%B7%D0%B0_%D1%80%D1%83%D0%BB%D0%B5%D0%BC_17_%D0%B0%D0%B2%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%82_1929.jpeg", "width": 1227}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это статья из 17 номера журнала «За рулем» за 1929 год, посвященная Большому северному автопробегу, в котором участвовало 5 легковых автомобилей – 4 «Форда» и 1 «Шевроле». И на картине мы видим 5 машин. Интересное совпадение. Или нет?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Таблица моделей автомобилей \"Форд\" 1928-1930 годов", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "28ee13a3bd6ba55f133d4eb3068b8d70.jpg", "filesize": 79139, "height": 830, "pic_id": 289645, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/28ee13a3bd6ba55f133d4eb3068b8d70.jpeg", "width": 505}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В современной таблице моделей «Форда» за 1928-30 годы не составит труда отыскать прототипы изображенных на картине моделей, однако поиски фотографий Северного автопробега или архивов самого Вильямса ни к чему не привели, и я решила подробно изучить журнал «За рулем». И в нем мне открылось очень много интересного и косвенно связанного с картиной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Журнал «За рулем» был основан в апреле 1928 году и уже с первого номера громко заявлял о поддержке автомобилизации в стране, много писал о зарубежных автомобильных выставках, выпуске новых моделей, рассуждал о будущем советской автомобильной промышленности, о дорогах в деревнях и отношении крестьян к автомобилизации, о ремонте машин, об автогонках и других всевозможных вопросах, касающихся автомобилей и дорог."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обложка первого номера журнала \"За рулем\". 1928", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "zr1928_01_pages-to-jpg-0001.jpg", "filesize": 639069, "height": 1513, "pic_id": 289650, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/zr1928_01_pages-to-jpg-0001.jpeg", "width": 999}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Он был богато иллюстрирован и выходил раз в месяц, тираж начался с 25 000 экземпляров – 1 номер (и это уже было больше, чем было автомобилей в стране), 35 000 – 2-4 номера, 40 000 – 5 номер и далее (всего в том году было 9 номеров), а кроме того с 1929 года журнал стал выходить раз в 2 недели (тираж тот же 40 000 экземпляров) и его цена снизилась. Переход на двухнедельный выпуск и удешевление номеров были продиктованы огромным спросом на журнал."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "При такой популярности журнала, не удивительно, что среди читателей мог быть и Петр Вильямс. Это теория, но в любом случае, пока лишь этот журнал смог дать ответы на все мои вопросы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Итак, на первые два опроса теоретический ответ получен чуть выше. Вильямса мог вдохновить Северный автопробег 1929 года, так как изображенные им автомобили схожи с моделями «Форда» 1929 года. Но у Вильямса, конечно не было такой супер-таблички, где изображены все модели этой марки машин, однако, как я уже сказала, журнал «За рулем» был богато иллюстрирован и во многих статья можно найти хорошие фотографии и графические иллюстрации моделей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так, в первом же номере за 1928 год вышла статья, посвященная новым моделям «Форда»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Статья \"Новый автомобиль Форда\" в журнале \"За рулем\" №1, 1928", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "zr1928_01_pages-to-jpg-0014.jpg", "filesize": 785632, "height": 1526, "pic_id": 289655, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/zr1928_01_pages-to-jpg-0014.jpeg", "width": 1043}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В номере 6 за 1928 год опубликована статья «Парад европейских машин», где приведены изображения 8 описываемых в статье автомобилей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Статья \"Парад европейских машин\" в журнале \"За рулем\" №6, 1928", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "e3bd5ab16a3e144c54f914e1de170e42-34.jpg", "filesize": 515182, "height": 762, "pic_id": 289659, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/e3bd5ab16a3e144c54f914e1de170e42-34.jpeg", "width": 1048}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 11 номере журнала за 1929 год в постоянной рубрике «Автодорожный экран» было опубликовано изображение нового 6-целиндрового «Шевроле»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Статья \"Автодорожный экран\" в журнале \"За рулем\" №11, 1929", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ZR1929_11_page-0026.jpg", "filesize": 2297822, "height": 2134, "pic_id": 289665, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/ZR1929_11_page-0026.jpeg", "width": 1473}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А чуть раньше в номере 6 вышла первая наиболее полная отечественная классификация современных автомобилей с изображениями каждого кузова."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Статья \"Кузова легковых автомобилей\" в журнале \"За рулем\" №6, 1929", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ZR1929_06_page-0018.jpg", "filesize": 792288, "height": 1042, "pic_id": 289669, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/ZR1929_06_page-0018.jpeg", "width": 1442}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На мой взгляд, все это могло стать хорошим иллюстративным подспорьем художнику."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И последний вопрос – что за завод мы видим на картине и где он мог находиться? И снова обращаясь к журналу «За рулем», можно отметить, что запечатленная художником местность, отвечает многим его статьям. Выше я уже писала, что в журнале огромное внимание уделялось советским дорогам, особенно грунтовым дорогам в деревнях и отдаленных от столицы городах. В картине о деревнях и все еще актуальном в них гужевом транспорте напоминает босоногий крестьянский мальчик на обочине в правом углу картины, успокаивающий испугавшегося машин жеребенка."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Кстати, и целью Большого советского автопробега, с которого я начала свой рассказ было не только определение экономичности и технического состояния автомобилей, которые предполагалось собирать в Советском союзе, но и привлечение внимания к проблеме грунтовых дорог в регионах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теперь о заводе. Изображенный завод, конечно, мог быть любым заводом в любом городе Советского союза. В 1928-м году был объявлен первый пятилетний план развития народного хозяйства, призванный превратить СССР из аграрной страны в индустриальную."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Яков Гуминер. Плакат первого пятилетнего плана. 1931", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Yakov_Guminer_-_Arithmetic_of_a_counter-plan_poster_(1931).jpg", "filesize": 162676, "height": 1051, "pic_id": 289673, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/Yakov_Guminer_-_Arithmetic_of_a_counter-plan_poster_1931.jpeg", "width": 723}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Масштабное строительство заводов только началось и в 1929-1930-х годах, когда создавалась картина, еще не могло быть завершено, чтобы искать в изображенном комплексе какое-то сходство с реальным заводом. Однако, логично предположить, что на фоне художник мог изобразить именно автомобильный завод, как место, которое непосредственно будет способствовать автомобилизации страны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И снова всю информацию о новом советском автомобильном заводе мы находим в журнале «За рулем». В первом январском номере 1929 года редакция журнала высказала пожелание, чтобы год стал началом строительства огромного завода на 100 тысяч автомобилей в год."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Статья \"Перед годом решительного перелома\" в журнале \"За рулем\" №1, 1929", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ZR1929_01_page-0003.jpg", "filesize": 1857992, "height": 2132, "pic_id": 289678, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/ZR1929_01_page-0003.jpeg", "width": 1440}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "4 марта 1929 года было принято решение о строительстве такого завода (приказ №498 ВСНХ СССР) и в 7 номере журнала опубликована об этом статья, где редакция известила, что отныне будет подробно освещать весь ход строительства завода. Обещание свое она выполнила и отныне в каждом номере помещалась статья, посвященная будущему заводу. Из 12 и 13 номеров мы узнаем о соглашении между ВСНХ СССР и американской фирмой Ford Motor Company об оказании технической помощи в строительстве автозавода и налаживании производства легковых и грузовых автомобилей."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Страницы из журнала \"За рулем\" №12 и №13, 1929", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ZR1929_12_page-0005.jpg", "filesize": 2711543, "height": 2112, "pic_id": 289685, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/ZR1929_12_page-0005.jpeg", "width": 2968}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Соглашение между ВСНХ СССР и американской фирмой Ford Motor Company. 31 мая 1929 года", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "31may_1929-2.png", "filesize": 863117, "height": 628, "pic_id": 289686, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/31may_1929-2.jpeg", "width": 816}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А уже с 16 номера в журнале появляется постоянная рубрика «На фронте автостроительства» подробно рассматривающая все вопросы строительства автомобильного завода в Нижнем Новгороде."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Статья из рубрики \"На фронте автостроительста\" в журнале \"За рулем\" №17, 1929", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ZR1929_17_page-0018.jpg", "filesize": 2286584, "height": 2082, "pic_id": 289691, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/ZR1929_17_page-0018.jpeg", "width": 1459}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Завод вступил в строй только в 1932 году, но глядя на фотографии с воздуха, сделанные в 1931 году можно увидеть определенные сходства завода с картины Вильямса и реального автосборочного производства в Нижнем Новгороде. Если Вильямс писал именно его, то заглядывая в будущее он можно сказать почти и не ошибся."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Общий вид завода с высоты. 1931", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "04-Igm31Cx1RLc.jpg", "filesize": 48856, "height": 434, "pic_id": 289696, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/04-Igm31Cx1RLc.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Общий вид завода с водонапорной башни. 14 ноября 1931 года", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "10-AIH6qDz9Cfs.jpg", "filesize": 43991, "height": 458, "pic_id": 289699, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/10-AIH6qDz9Cfs.jpeg", "width": 600}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Петр Вильямс. Автопробег. 1930. ГТГ (фрагмент картины)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1280px-Вильямс_Автопробег2.jpg", "filesize": 192694, "height": 549, "pic_id": 289701, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/12/04/1280px-%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC%D1%81_%D0%90%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%B32.jpeg", "width": 859}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, благодаря этому журналу я получила ответы на все вопросы, хотя на данный момент, как я уже сказала, лишь теория создания картины, требующая подтверждения в архивных источниках. Но все-таки такое экспериментальное авангардное полотно в духе монументального экспрессионизма, этот пойманный художником момент, полный динамики, света, предчувствия грядущих достижений вполне мог быть вдохновлен журналом «За рулем», где в каждой статье каждого номера можно прочувствовать невероятный энтузиазм, которым буквально горела редакция, пытавшаяся влиять на процесс автомобилизации страны."}], "attributes": []}], "selectedRange": [8331, 8331]}
Комментарии 0