09 окт 2023 · 18:49    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фараоны воздвигали в свою славу дворцы — для земной жизни, и вечные пристанища — пирамиды, мастабы и (с Нового царства) гробницы — для потусторонней. Зодчим, камнетёсам и ваятелям, трудившимся ради своего великого владыки, помогали Птах и его сын Имхотеп — покровитель ремёсел, искусств, мудрости, знаний и наук."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "a6cce890c44087f4c3d49963a5a9f6de.jpg", "filesize": 117769, "height": 1203, "pic_id": 722952, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/09/a6cce890c44087f4c3d49963a5a9f6de.jpeg", "width": 735}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Исторически Имхотеп — визирь фараона Джосера (III династия), зодчий, строитель ступенчатой пирамиды Джосера в Саккара, Имхотепу приписывалось авторство «Книги планов храма» — свода архитектурных канонов и наставлений для скульпторов и зодчих («Книга» не сохранилась; неизвестно, существовала ли она в действительности). В Поздний период Имхотеп был обожествлен и стал считаться сыном Птаха. Греки отождествляли его с Асклепием."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "a1f1f2691226b2b5bf033178dd24263c.jpg", "filesize": 88307, "height": 736, "pic_id": 722953, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/09/a1f1f2691226b2b5bf033178dd24263c.jpeg", "width": 736}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все ваятели, зодчие и писцы перед началом работы совершали возлияния в честь Имхотепа, а во время работы отождествлялись с ним. Только благодаря Имхотепу и великому Птаху-Татенену они смогли воздвигнуть храмы, поражающие своим великолепием."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Древнеегипетский храм начинался с аллеи сфинксов; величественные каменные изваяния, стоящие в ряд по обе стороны аллеи, оказывали психологическое воздействие на идущего в храм, помогая ему отрешиться от суетных мирских мыслей и настроиться на общение с божеством. Аллея сфинксов обычно начиналась от берега Нила — от того места, куда во время разлива доходила вода (символ границы жизни и смерти)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "91c4078a2d77166e017c72bc2e4dba0f.jpg", "filesize": 86674, "height": 891, "pic_id": 722954, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/09/91c4078a2d77166e017c72bc2e4dba0f.jpeg", "width": 736}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце аллеи возвышались пилоны (греч.; егип. бехен) — плоские башни с наклонными стенами. Проход между пилонами был узкий: во время наплыва народа в дни религиозных празднеств толпа, протискиваясь сквозь проход, редела и, таким образом, порядок устанавливался сам по себе. Пилоны были покрыты росписями, перед каждым пилоном высился обелиск, мачты с флагами и стояли статуи фараонов и богов."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За пилонами находился колонный двор. Здесь можно было творить молитвы у изваяний богов бесплатно. В конце колонного двора, напротив пилонов, был вход в гипостильный колонный зал; чтобы войти туда, надо было уплатить пеню жрецам. Зал освещался через окна в потолке; окна прорубались наискось, чтобы в помещение попадали только косые, нежаркие лучи. Капители колонн имели вид связок папируса или бутонов лотоса. «Залы как бы воспроизводили нильские заросли, где расцветшие стволы папирусов возвышаются над рядами ещё не успевших распуститься стеблей. Такая трактовка зала хорошо сочеталась с общей древней символикой храма как дома божества <... >, которое <... > рождается из цветка лотоса. <... > Крылатый солнечный диск, обычно рельефно изображавшийся над дверью, как бы вылетал из нильских зарослей» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "f2ea0f17f2de9b07dbf9a4cf17142e53.jpg", "filesize": 83083, "height": 730, "pic_id": 722955, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/09/f2ea0f17f2de9b07dbf9a4cf17142e53.jpeg", "width": 735}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце храма находилась комната, где хранилось главное изваяние бога, которому посвящен храм — «святая святых». Входить туда имели право только жрецы и фараон и только в определённые дни. (Таким образом, весь древнеегипетский храм построен на идее стремления к божеству и невозможности его познать.) Во время празднеств статую бога облачали в парадные одежды и на священной ладье (тоже хранившейся в храме) выносили к торжественному шествию, иногда — открытую для всеобщего обозрения, иногда — завешенную покрывалом, чтобы ее не оскверняли взгляды черни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Заупокойные (поминальные) храмы первоначально пристраивались к пирамидам с восточной стороны. В эпоху Нового царства, когда от строительства пирамид и мастаб-мавзолеев отказались, заупокойные храмы строили на берегу Нила, обычно в том месте, куда во время разлива доходила вода, а гробницу прорубали напротив храма в скале. Назначение заупокойных храмов — место поминовения и принесения жертв душе Ка усопшего. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "b945cecfa580e2594ab97c3718fbe8e2.jpg", "filesize": 260033, "height": 1110, "pic_id": 722956, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/09/b945cecfa580e2594ab97c3718fbe8e2.jpeg", "width": 735}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Магическое Око"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Око Уаджет «Зелёное», то есть воскресшее (подобно тому, как зеленеет воскресшая весной природа) — самый сложный, поддающийся лишь приблизительной дифференциации образ древнеегипетской мифологии. Оно имеет множество ипостасей и фигурирует во многих мифах и символических изображениях. Раскрыть значение этого образа в одном разделе не представляется возможным, — поэтому символику и представления, связанные с Оком Уаджет, читателю предстоит постигнуть постепенно, на протяжении всей книги."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Две главные ипостаси Ока Уаджет — Око Ра и Око Хора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Око Ра, или Солнечное Око, олицетворяет могущество и власть. Чаще всего оно изображается в виде кобры-урея, и поэтому отождествляется с богиней-коброй Уаджет, покровительницей Нижнего Египта. Око-урей охраняет справедливость и закон и убивает своими лучами всех врагов миропорядка. На многих памятниках египетского искусства изображен крылатый урей в виде богини Уаджет, защищающий Амона от злых сил; корона Амона тоже увенчана двумя уреями. Солнечное Око отождествлялось также с Маат Нехбет, Хатхор и со всеми богинями, изображавшимися в виде львицы: Тефнут, Мехит, Сохмет и другими."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1a0a5d533ac7fb11a062a2b9f35bbf74.jpg", "filesize": 132700, "height": 900, "pic_id": 722951, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/09/1a0a5d533ac7fb11a062a2b9f35bbf74.jpeg", "width": 720}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Око Хора символизирует воскресение после смерти: когда Сет убил Осириса, Хор, сын Исиды и Осириса, воскресил отца, дав ему проглотить своё Око, которое Сет перед тем изрубил на части, а Тот, бог врачевания, собрал по частям, срастил их, и Око воскресло. Амулеты в виде Ока Уаджет клали в погребальные пелены мумии — и умерший, отождествляемый с Осирисом, воскресал в Загробном Царстве, как воскресает природа после разлива Нила весной (точное назначение амулетов в большинстве случаев узнать не удается, поскольку оно зависело от заклинаний, которые произносились над амулетом). Око Уаджет — Око Хора отождествлялось с левым глазом Хора-сокола — Лупой, которая воскресает на небе каждый месяц; и с правым глазом — Солнцем, которое, умерев вечером на западе, утром неизменно воскресает на востоке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "f1ba27ffabefd12cb709c2ef4caa449b.jpg", "filesize": 127921, "height": 894, "pic_id": 722957, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/10/09/f1ba27ffabefd12cb709c2ef4caa449b.jpeg", "width": 736}}], "attributes": []}], "selectedRange": [5494, 5494]}
Комментарии 16