14 окт 2022 · 09:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "картинка из свободного доступа", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "1.jpg", "filesize": 241451, "height": 618, "pic_id": 183048, "url": "/files/article_image/2022/10/10/1_PVe4cBj.jpeg", "width": 1024}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До наших времён мат прошёл длинный путь от сакральных заговоров до грязной брани. Откуда мат на Руси? Как христианство увековечило мат и почему в наше время мат вошёл в моду?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Что русский кратко скажет матом, то итальянцу час махать» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Матом можно оскорбить, похвалить, выразить восторг, обозначить степень боли, провести инструктаж, объяснить дорогу, признаться в своих чувствах, сформулировать свою мысль при низком словарном запасе… Мат отвратительно режет слух, когда он доносится от группы подростков на улице. Мат вызывает брезгливость, когда вы натыкаетесь на сходку алкашей в подъезде. Мат вплетал в кружево своих повествований великий Пушкин, баловались им в своих произведениях Блок и Маяковский."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Что такое мат? Откуда взялся и всегда ли был ругательством?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть версия, что мат занесли к нам во время татаро-монгольского ига. Однако лингвисты утверждают, что это не так. Корни основных матерных высказываний исключительно славянские. Этому явлению мы обязаны только себе, а ни каким-то пришлым татарам или даже просвещённым древним грекам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По общепринятой версии, старославянское слово «мат» происходит от слова «мать». Отсюда и выражение «послать по матушке», то есть матом. Основу матерного языка составляет так называемая «обсценная триада»: это слова, обозначающие мужской половой орган, женский половой орган и процесс, их соединяющий. Отсюда и выражение «трёхэтажный мат». По разным версиям матерных корней от 3 до 7 и слова от них образовавшиеся, являются сейчас ругательствами разной степени эмоциональности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Есть ещё одна версия происхождения слова. Слово «мат», объединяющее всю ненормативную лексику, происходит от слова «матица», которое в 12 веке использовалось как синоним слова «ад». Так обозначалась любая лексика хулы в отношения христианства. В русской речи слово приобрело звучание «матерщина», от которого уже позже на рубеже 15 - 16 веков появилась его сокращённая форма «мат». Правда тут есть некоторое временное несоответствие. Мат – явление дохристианское и задолго до появления у нас христианских праведников назывался «лая матерная»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Пёсий язык или «лая матерная» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "При чём тут собаки, спросите вы? На этот счёт существует гипотеза, согласно которой «матерщина» называлась «пёсьим языком». В славянской (как в индоевропейской) традиции собаки считались животными «загробного» мира, они служили богине смерти Морене (Моране)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пёс, служивший злой ведьме, мог обернуться человеком (даже знакомым) и прийти со злыми умыслами (навести сглаз, порчу или убить). Почувствовав неладное, потенциальная жертва Морены, должна была произнести защитную «мантру», то есть послать оборотня по «матушке». Это было разоблачение злого «сына Морены», после которого он должен был оставить человека в покое. Поэтому материться при встрече ради профилактики не так уж и плохо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Филолог Алексей Плуцер-Сарно полагает, что мат восходит к славянским заговорам. Его произносили в трудную минуту, обращаясь за помощью к магической силе, которая содержится в половых органах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В старые дохристианские времена славяне не были ограничены телесными запретами. Говорить о половых органах, о половом акте или отправлении естественных нужд было разрешено. Это были обычные слова, обозначающие обычные действия. Мат встречается в берестяных грамотах и используют его как простые люди, так и знатные. Употребляются эти слова в частушках, дразнилках, повседневной речи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Б. А. Успенский в работе «Мифологический аспект русской экспрессивной фразеологии» сообщает, что: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Матерщина имела отчётливо выраженную культовую функцию в славянском язычестве, широко представлена в разного рода обрядах явно языческого происхождения — свадебных, сельскохозяйственных и т. п., — то есть в обрядах, так или иначе, связанных с плодородием: матерщина является необходимым компонентом обрядов такого рода и носит, безусловно, ритуальный характер»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэтому совершенно предсказуема была борьба христианской церкви с русским матом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Как христианство увековечило мат"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хочешь заставить человека что-то сделать? Запрети это!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В христианстве запрещено всё, что связано с проявлением сексуальности и потребностями тела. Обсценную лексику объявили бесовской, обозвали пережитком язычества. Слова сексуальной окраски были заменены на «церковнославинизмы: совокупляться, детородный уд и т. д. Слова получились длинные и в порыве эмоций их не особенно-то вспомнишь, хотя смысл их, в общем-то, не поменялся. Это благодаря христианским запретам мы стали говорить «пис-пис» и «а-а», объясняя детям, что надо делать. Всё связанное с телом стало греховным и стыдным."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все русские правители включились в борьбу с матом. Возможно, именно поэтому мат и дожил через столетия до наших времён. Ведь всё, что запрещено - искоренить невозможно. Чем сильнее была борьба, тем прочнее входил мат в обиходную речь. Он перестал быть сакральным и постепенно переходил в степень «срамное ругательство»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Великие цари за чистоту речи"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Великие цари продолжили борьбу со сквернословием. Бранная речь запрещалась в разное время с разной строгостью: от порки до смерти."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1480 году великий князь Василий III ввёл законодательный запрет на матерные выражения. А его сын Иван Грозный повелел «кликать по торгам», чтобы московиты «матерны бы не бранились и всякими б непотребными речами скверными друг друга не укоряли». Видимо, царский указ московитам того времени был «не указ», поэтому немецкий путешественник XVII века Адам Олеарий в книге «Описание путешествия Голштинского посольства в Московию и Персию» писал: «Малые дети, ещё не умеющие назвать ни Бога, ни мать, ни отца, уже имеют на устах непотребные слова». Мат прочно обосновался в фольклоре, были популярны «срамные частушки», мат вплетался в сказки и пословицы (о чём свидетельствуют, например, «Русские заветные сказки» А. Н. Афанасьева)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В тех регионах, где долго сохранялось двоеверие, обсценная лексика стала неотъемлемой частью фольклора. К этим областям можно отнести Олонецкий край и Архангельскую губернию. Например, в олонецких сказках мат употребляется для общения с потусторонними духами – домовыми, лешими и прочей нечистью, а также покойниками. В этом случае мат сохранял свою первозданную «сакральность» и не был грязным ругательством."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Пётр I нетерпимо относился к матерщинникам, строго-настрого предупреждал: «От позорных речей и б... песен удержитесь». Правда по большей части каралась хула, вознесённая на бога и представителей его. Царь Пётр грозно гневался: «Кто имя божие... и службу божию поносит, и ругается слову божию и святым таинствам... хотя сие в пианстве или трезвом уме учинится: тогда ему язык раскалённым железом прожжён, и потом отсечена голова да будет». Беспощадная кара ожидала того, «кто пресвятую Матерь Божию деву Марию и святых ругательными словами поносит». Богохульника лишали «живота» (жизни) или карали «отсечением сустава» (языка). Он терял способность говорить, его называли «немым» и «безъязычным». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В результате антиматерных репрессий и пострадал в июле 1821 года дьяк Василий Васильев. Владимирская палата уголовного суда приговорила его к наказанию плетьми за сквернословие. Спустя несколько месяцев эта же палата исключила из духовного звания, наказала плетьми и оштрафовала на 25 рублей Никифора Андреева, пономаря. Жил он на Кинешемском погосте Вязниковского уезда. Его признали виновным в «произношении в церкви ругательства и дерзкие проступки противу священника Селицкого»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Анна Иоановна во времена своего царствования наложила запрет на слово на букву «Б». Об этом слове надо бы сказать отдельно. Не таким уж ругательным оно было, если посмотреть на его происхождение. «Б» хоть и обозначало женщину «с низкой социальной ответственностью», но происхождение своё ведёт от «блуда», «заблудиться», «ошибка». То есть «б» — это ошибающаяся, заблудшая женщина. Вот уже и не ругательство, а сочувствие скрыто в этом слове."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "И немного о нас"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мат в СССР считался явлением стыдным и запрещённым. Детей наказывали по всей строгости, за оброненное словцо. Матюкаться при женщинах и детях считалось неприемлемым. Цензура на телевидении и в прессе не пропускала ничего, что могло бы ранить интеллигентную душу советского человека. Это не значит, что в Советском Союзе не матерились. Просто знали, когда и где. Чётко было ограничено то сообщество, в котором человек допускал матерщину в своей речи. Трудно было представить себе парня, провожающего девушку и изрыгающего грязную брань, заменяющую ему повседневную речь. Невозможно было услышать по телевидению матюги (матюки) от диктора или героя фильма."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С чем связано возрождение «лаи матерной» в наше время, сказать сложно. Каждый, не уважающий нас блогер и представитель шоу-бизнеса (власти, СМИ), считает модным и допустимым вставить этакое словцо в общественном месте. Непрерывным потоком льётся мат из наших детей. Люди потеряли понимание «время и место» при употреблении матерных слов. И в результате мат больше не является выражением крайней и неконтролируемой эмоциональности. Это грязная, намеренная и контролируемая брань. Пропала, если можно так сказать «красивость», когда рассказчик мог так удачно и изящно ввернуть матючок в кружево своего рассказа, что слушатели не испытывали дискомфорта и желания помыть уши. Дорвались до свободы, жаль…"}], "attributes": []}], "selectedRange": [4, 9148]}
Комментарии 0