3
Варвара, Николай, Макарий, Екатерина | Паблико
145 подписчики

Варвара, Николай, Макарий, Екатерина


03 дек 2024 · 15:05    

4 декабря по католическому календарю, или 17 - по православному, отмечается день святой Варвары - покровительницы горняков, рудокопов, шахтеров.

Это одна из опаснейших профессий, её представители работают на грани риска. Острое ощущение жизни и смерти предполагает надежду не только на себя, но и на земных духов, упование на высшие силы.



Медной горы хозяйка, олицетворение сил земных


Русские же рудокопы и горных дел мастера, кроме святой Варвары, считали своими защитниками святого Николая, святого Макария, святую Екатерину.



Святая Варвара


Варвару - потому, что она защищает от внезапной смерти на работе, а ещё в христианской легенде есть эпизод, как перед ней расступилась скала.

Макария Египетского - потому что он некоторое время добывал селитру. 



Николу Зимнего тоже скоро встретим: 19 декабря (а если по старому стилю, то даже 6-го!). Почему-то старинные шахтерский дни выпадают на зиму!


Николая - наверное, потому, что он в принципе покровительствует людям в трудных жизненных ситуациях. 

А Екатерину Александрийскую, которой молятся о прибавлении ума и нередко изображают с астролябией в руке, вероятно, ещё и потому, что в честь этой святой Петр Великий назвал один из первых русских горных заводов - Екатеринбургский железоделательный, градообразующее предприятие Екатеринбурга. 



Я прочитала, что Екатерину изображают с астролябией, но нашла только с книгой. Кстати, Екатерину называют санницей (тоже шахтерский инструмент!) и день памяти отмечается 24 ноября по старому стилю, либо 7 декабря по новому.


В современной России профессиональный праздник шахтеров отмечается в августе - традиция пошла с советских времён, когда в честь рекорда Алексея Стаханова был установлен День шахтера. 

А вот в современной Польше, скажем, шахтёры, как и в старину, чтят и считают своим Варварин день, который у них называется Барбурка (потому что ведь Варвара - на самом деле Барбара, просто это в стародавние времена произошло смешение кириллической В с латинской В). 

Но когда праздновали свой праздник дореволюционные российские горняки? Я случайно узнала, что в Макарьев день - 19 января по старому стилю, или 1 февраля по новому.



Святой Макарий Великий, или иначе - Египетский


Почему избрали именно Макария, не знаю. Могу предположить только, что так как горное дело управлялось всё же из Петербурга и к тому же там находилась старейшая кузница горно-инженерных кадров - Горный институт, то выбор пал на Макария как на святого с особым для этого города именем.



Санкт-Петербург горный институт


Например, Макарьевская пустынь, расположенная недалеко от Петербурга, основана в середине 16 века преподобным Макарием Римлянином, который попал в здешние края по протекции архиепископа Новгородского Макария.

Разумеется, три упомянутых Макария - покровительствующий шахтёрам Макарий Египетский, основатель Макарьевской пустыни Макарий Римский и Макарий - архиепископ Новгородский, а после - митрополит Московский и всея Руси, прославившийся в частности составлением Великих Четьи-Миней (то есть, ежемесячных, или точнее - помесячных чтений, свода поучительных текстов на каждый день года) - разные лица. И хотя два Макария из 16 века, вероятно, ведут своё имя от Макария Великого, или Египетского, жившего в 3 веке, у них и дни памяти разнятся.

Может быть, я зря их сюда, к шахтёрам, приплела? И происхождение дореволюционного шахтерского праздника имеет какие-нибудь другие корни?

Буду искать потихоньку. Если найду ответ, непременно сообщу!)



Это тоже Горный институт и, кажется, даже зимою!


А пока -- стихотворение в честь горных инженеров и Дня Святого Макария 19 января, которое в 1925 году на приеме в Ленинградском горном институте прочитал их автор -- горный инженер и общественный деятель Петр Иакимович Пальчинский:

В девятнадцатый день января, 

В день святого Макария, встарь

Украшался цветами алтарь, 

Чуть забрезжится утра заря. 

В девятнадцатый день января, 

Под большое тогда декольте

Мылись плечи прелестных дам…

Наши дамы, во всей красоте, 

Оживляли присутствием храм, 

И курился тогда фимиам

Не одним голубым небесам…

В орденах и звездах инженеры

На молебен шли поступью важной, 

Точно гранды какие, иль пэры, 

Иль вожди после битвы отважной. 

И курился тогда фимиам 

Не одним голубым небесам…

Вечерком же шел пир разливанный, 

Искрометно шипело вино, 

В зале светлой, красиво убранной, 

Генерал и юнец заодно, 

Пожимая по-дружески руки, 

Пили вместе за труд и науки. 

И лились оживленные речи, 

Очи старцев горели огнем, 

Вспоминали они о былом, 

Вспоминали работы и встречи…

И на дружеском шумном пиру

Между ними симпатии семя

Прорастало, -- житейское бремя

Испарялося в винном пару. 
***

Ныне церковь опустела, 

Не курится фимиам…

Обнажилось только тело

Чуть побольше наших дам…

На толкучке ордена…

Звезд и на небе не видно: 

Скрыла тучек пелена. 

И не так уже солидно, 

Не на грандовский манер

Выступает инженер. 

Нет крестов на нем, нет ленты, 

Нет и шпаги при бедре. 

Почернели позументы, 

Точно листья в ноябре…

У него хоть и в Макарий

Брюк концы из бахромы…

Здравствуй, братец-пролетарий, 

Ты давно ль из Чухломы? 
***

Но огнями блестит эта зала,

Но по-прежнему любим все мы

Горный праздник в начале зимы, 

Как и в прежнее время бывало. 

Нет унылости в нас столь недужной, 

Все опростились мы, и умом

Мы постигли глубоко, как нужно

Поработать нам в крае родном, 

Чтоб росло наше Горное Дело, 

Чтоб воскресла промышленность наша, 

И имела бы лучше и краше

Вид, чем прежде когда-то имела. 

С верой в силу науки мы бодро

Совершаем свой жизненный путь. 

И потомкам, надеемся твердо, 

Нас придется добром помянуть. 

4 декабря по католическому календарю, или 17 - по православному, отмечается день святой Варвары - покровительницы горняков, рудокопов, шахтеров.

Это одна из опаснейших профессий, её представители работают на грани риска. Острое ощущение жизни и смерти предполагает надежду не только на себя, но и на земных духов, упование на высшие силы.



Медной горы хозяйка, олицетворение сил земных


Русские же рудокопы и горных дел мастера, кроме святой Варвары, считали своими защитниками святого Николая, святого Макария, святую Екатерину.



Святая Варвара


Варвару - потому, что она защищает от внезапной смерти на работе, а ещё в христианской легенде есть эпизод, как перед ней расступилась скала.

Макария Египетского - потому что он некоторое время добывал селитру. 



Николу Зимнего тоже скоро встретим: 19 декабря (а если по старому стилю, то даже 6-го!). Почему-то старинные шахтерский дни выпадают на зиму!


Николая - наверное, потому, что он в принципе покровительствует людям в трудных жизненных ситуациях. 

А Екатерину Александрийскую, которой молятся о прибавлении ума и нередко изображают с астролябией в руке, вероятно, ещё и потому, что в честь этой святой Петр Великий назвал один из первых русских горных заводов - Екатеринбургский железоделательный, градообразующее предприятие Екатеринбурга. 



Я прочитала, что Екатерину изображают с астролябией, но нашла только с книгой. Кстати, Екатерину называют санницей (тоже шахтерский инструмент!) и день памяти отмечается 24 ноября по старому стилю, либо 7 декабря по новому.


В современной России профессиональный праздник шахтеров отмечается в августе - традиция пошла с советских времён, когда в честь рекорда Алексея Стаханова был установлен День шахтера. 

А вот в современной Польше, скажем, шахтёры, как и в старину, чтят и считают своим Варварин день, который у них называется Барбурка (потому что ведь Варвара - на самом деле Барбара, просто это в стародавние времена произошло смешение кириллической В с латинской В). 

Но когда праздновали свой праздник дореволюционные российские горняки? Я случайно узнала, что в Макарьев день - 19 января по старому стилю, или 1 февраля по новому.



Святой Макарий Великий, или иначе - Египетский


Почему избрали именно Макария, не знаю. Могу предположить только, что так как горное дело управлялось всё же из Петербурга и к тому же там находилась старейшая кузница горно-инженерных кадров - Горный институт, то выбор пал на Макария как на святого с особым для этого города именем.



Санкт-Петербург горный институт


Например, Макарьевская пустынь, расположенная недалеко от Петербурга, основана в середине 16 века преподобным Макарием Римлянином, который попал в здешние края по протекции архиепископа Новгородского Макария.

Разумеется, три упомянутых Макария - покровительствующий шахтёрам Макарий Египетский, основатель Макарьевской пустыни Макарий Римский и Макарий - архиепископ Новгородский, а после - митрополит Московский и всея Руси, прославившийся в частности составлением Великих Четьи-Миней (то есть, ежемесячных, или точнее - помесячных чтений, свода поучительных текстов на каждый день года) - разные лица. И хотя два Макария из 16 века, вероятно, ведут своё имя от Макария Великого, или Египетского, жившего в 3 веке, у них и дни памяти разнятся.

Может быть, я зря их сюда, к шахтёрам, приплела? И происхождение дореволюционного шахтерского праздника имеет какие-нибудь другие корни?

Буду искать потихоньку. Если найду ответ, непременно сообщу!)



Это тоже Горный институт и, кажется, даже зимою!


А пока -- стихотворение в честь горных инженеров и Дня Святого Макария 19 января, которое в 1925 году на приеме в Ленинградском горном институте прочитал их автор -- горный инженер и общественный деятель Петр Иакимович Пальчинский:

В девятнадцатый день января, 

В день святого Макария, встарь

Украшался цветами алтарь, 

Чуть забрезжится утра заря. 

В девятнадцатый день января, 

Под большое тогда декольте

Мылись плечи прелестных дам…

Наши дамы, во всей красоте, 

Оживляли присутствием храм, 

И курился тогда фимиам

Не одним голубым небесам…

В орденах и звездах инженеры

На молебен шли поступью важной, 

Точно гранды какие, иль пэры, 

Иль вожди после битвы отважной. 

И курился тогда фимиам 

Не одним голубым небесам…

Вечерком же шел пир разливанный, 

Искрометно шипело вино, 

В зале светлой, красиво убранной, 

Генерал и юнец заодно, 

Пожимая по-дружески руки, 

Пили вместе за труд и науки. 

И лились оживленные речи, 

Очи старцев горели огнем, 

Вспоминали они о былом, 

Вспоминали работы и встречи…

И на дружеском шумном пиру

Между ними симпатии семя

Прорастало, -- житейское бремя

Испарялося в винном пару. 
***

Ныне церковь опустела, 

Не курится фимиам…

Обнажилось только тело

Чуть побольше наших дам…

На толкучке ордена…

Звезд и на небе не видно: 

Скрыла тучек пелена. 

И не так уже солидно, 

Не на грандовский манер

Выступает инженер. 

Нет крестов на нем, нет ленты, 

Нет и шпаги при бедре. 

Почернели позументы, 

Точно листья в ноябре…

У него хоть и в Макарий

Брюк концы из бахромы…

Здравствуй, братец-пролетарий, 

Ты давно ль из Чухломы? 
***

Но огнями блестит эта зала,

Но по-прежнему любим все мы

Горный праздник в начале зимы, 

Как и в прежнее время бывало. 

Нет унылости в нас столь недужной, 

Все опростились мы, и умом

Мы постигли глубоко, как нужно

Поработать нам в крае родном, 

Чтоб росло наше Горное Дело, 

Чтоб воскресла промышленность наша, 

И имела бы лучше и краше

Вид, чем прежде когда-то имела. 

С верой в силу науки мы бодро

Совершаем свой жизненный путь. 

И потомкам, надеемся твердо, 

Нас придется добром помянуть. 

Читайте также

Комментарии 27

Войдите для комментирования
■ Надежда 04 дек 2024 в 18:00
Интересная информация. Я ничего не знала.
■ Записки пассажира 04 дек 2024 в 19:36
Спасибо!
■ старое кино 04 дек 2024 в 16:35
У меня младшая внучка Варя
■ Записки пассажира 04 дек 2024 в 19:36
С именинами!) 🌹
■ старое кино 05 дек 2024 в 14:55
🙏
■ Жизнь в движении 04 дек 2024 в 08:55
Информация новая для меня, от шахтерского дела я далека. Интересно!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ