3
Ехали в электричке Бунин, Булгаков и Зощенко | Паблико
145 подписчики

Ехали в электричке Бунин, Булгаков и Зощенко


05 мар 2025 · 21:55    

Мне нравится здесь находиться, потому что могу свободно говорить, что кажется и что хочется. 

Вот открыла позавчера Бунина, а вчера Булгакова, пробежала глазами десяток страниц - и явились неясные мысли.

Раньше, до Паблико, начала бы мучительно додумывать до конца, рыться в справочниках и энциклопедиях, подыскивать подтверждающие факты - и в конце концов бы устала, охладела и бросила.



IMG20250305085505.jpg 4.24 MB


Теперь же без каких-либо мучений и угрызений совести открываю Заметки в телефоне и разрешаю своим пальцам набирать текст по их усмотрению.

Участвует ли в этом процессе голова? Бог ее знает! Разве как-нибудь опосредованно. Главным образом, она предупреждает об опасности «вещать»: ИМХО и только ИМХО!



IMG20250304093209.jpg 4.01 MB


Ну так вернёмся к двум московским «Б»: Бунину и Булгакову. Бунин Булгакову годится в отцы и бунинская Москва 1910-х годов может рассматриваться как мать булгаковской Москве 1920-30-х. 

Да, кажется, что в этих двух «Москвах» и в особенности в «москвичах» нет ничего общего. Герои Бунина сладко едят, философствуют и скучают в тепле; герои Булгакова бегают, голодают и мёрзнут. 

Однако чем же может смениться бунинская душная нега, как не прохладной бестолковостью булгаковского мира?

За десять лет одни персонажи ушли, другие пришли. Те, кто ушёл, были печальны и болезненны; те, кто пришёл, грубы и всеми силами цепляются за жизнь. Одна полоса сменила другую и смена эта имеет свою логику.



IMG20250304094438.jpg 3.66 MB


Булгаков рассказывал о Москве, а о другой нашей столице - северной - говорил Зощенко. Два почти ровесника Михаила воевали на фронтах Гражданской войны (только один в белой армии, а другой в красной), почти одновременно начали литературный путь и герои у них из одного социального слоя, только живущие в разных городах.

Зощенко мне кажется тоньше, глубже и нежнее. Хотя его лирический герой - плоть от плоти нового строя, но его душевная организация представляется более сложной, чем у булгаковского, который явно не пролетарского происхождения и смотрит на происходящее свысока. Герой Зощенко будто бы гадкий утёнок с лебединой душой: она в нём ещё спит, или же глубоко-преглубоко спрятана под неказистой внешностью.



IMG20250305085500.jpg 3.77 MB


Далее хотела вывести происхождение сегодняшних современников: бунинского в них больше или булгаковского? А может быть зощенковского? 

Но, видно, пальцы мои устали, печатать больше не хотят. Потому заканчиваю)

А в качестве иллюстрации - картинки из окна электрички. Электричка тоже ведь почти как книга!

Мне нравится здесь находиться, потому что могу свободно говорить, что кажется и что хочется. 

Вот открыла позавчера Бунина, а вчера Булгакова, пробежала глазами десяток страниц - и явились неясные мысли.

Раньше, до Паблико, начала бы мучительно додумывать до конца, рыться в справочниках и энциклопедиях, подыскивать подтверждающие факты - и в конце концов бы устала, охладела и бросила.



IMG20250305085505.jpg 4.24 MB


Теперь же без каких-либо мучений и угрызений совести открываю Заметки в телефоне и разрешаю своим пальцам набирать текст по их усмотрению.

Участвует ли в этом процессе голова? Бог ее знает! Разве как-нибудь опосредованно. Главным образом, она предупреждает об опасности «вещать»: ИМХО и только ИМХО!



IMG20250304093209.jpg 4.01 MB


Ну так вернёмся к двум московским «Б»: Бунину и Булгакову. Бунин Булгакову годится в отцы и бунинская Москва 1910-х годов может рассматриваться как мать булгаковской Москве 1920-30-х. 

Да, кажется, что в этих двух «Москвах» и в особенности в «москвичах» нет ничего общего. Герои Бунина сладко едят, философствуют и скучают в тепле; герои Булгакова бегают, голодают и мёрзнут. 

Однако чем же может смениться бунинская душная нега, как не прохладной бестолковостью булгаковского мира?

За десять лет одни персонажи ушли, другие пришли. Те, кто ушёл, были печальны и болезненны; те, кто пришёл, грубы и всеми силами цепляются за жизнь. Одна полоса сменила другую и смена эта имеет свою логику.



IMG20250304094438.jpg 3.66 MB


Булгаков рассказывал о Москве, а о другой нашей столице - северной - говорил Зощенко. Два почти ровесника Михаила воевали на фронтах Гражданской войны (только один в белой армии, а другой в красной), почти одновременно начали литературный путь и герои у них из одного социального слоя, только живущие в разных городах.

Зощенко мне кажется тоньше, глубже и нежнее. Хотя его лирический герой - плоть от плоти нового строя, но его душевная организация представляется более сложной, чем у булгаковского, который явно не пролетарского происхождения и смотрит на происходящее свысока. Герой Зощенко будто бы гадкий утёнок с лебединой душой: она в нём ещё спит, или же глубоко-преглубоко спрятана под неказистой внешностью.



IMG20250305085500.jpg 3.77 MB


Далее хотела вывести происхождение сегодняшних современников: бунинского в них больше или булгаковского? А может быть зощенковского? 

Но, видно, пальцы мои устали, печатать больше не хотят. Потому заканчиваю)

А в качестве иллюстрации - картинки из окна электрички. Электричка тоже ведь почти как книга!

Читайте также

Комментарии 16

Войдите для комментирования
■ Марта О. 07 мар 2025 в 09:42
И Булгаков хорош, и Зощенко. Каждый по-своему. А Бунин для меня из далекого прошлого, из моего школьного. С тех пор и не перечитывала. Разве что Суходол лет 10 назад.
■ Рассказы о жизни 06 мар 2025 в 08:51
Спасибо за размышления. Оцениваю вашу статью на 5 баллов.
■ Записки пассажира 06 мар 2025 в 09:04
Спасибо!
■ Жизнь в движении 06 мар 2025 в 03:56
Да, электричка, как почти книга. Я ее тоже люблю: можно почитать разных авторов пописать в телефоне (только бы связь везде было), поспать, полюбоваться природой, окружающими людьми, поговорить. Читай ее сколько хочешь и тем много.
■ Записки пассажира 06 мар 2025 в 06:41
Ага!)
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ