3
Что думали о профессиональном образовании в начале 20 века. Часть 2 | Паблико
145 подписчики

Что думали о профессиональном образовании в начале 20 века. Часть 2


28 фев 2025 · 08:46    

Часть первая здесь

Бурный «обмен мнений» (такая форма употребляется в "Трудах Первого Всероссийского Съезда деятелей горного дела, металлургии и машиностроения", прошедшего в Екатеринославе в 1910 году) вызвал доклад профессора Горного института Владимира Александровича Ауэрбаха (1876-год смерти точно не известен) - сына того самого Александра Андреевича Ауэрбаха, которого называли ртутным королем России. О нем написал повесть король русской исторической прозы Валентин Пикуль. И судьба Владимира также просится в роман - даже внешность его значительна и романтична:



Владимир Ауэрбах в годы студенчества в Горном институте


На Екатеринославском съезде 1910 года Владимир Ауэрбах произвел фурор, заявив о кризисе перепроизводства отечественных инженеров:

Л. И. Лутугин указывает, что сообщение докладчика носит характер не доклада, а как бы схемы для беседы. Доклад затрагивает две стороны русских горноучебных заведений: количественную и качественную.

Относительно первой докладчиком намечена идея о перепроизводстве инженеров в России. И надо благодарить докладчика, что эта тема со всей дерзостью им поставлена. Можно с ним не соглашаться, так как приведенный им метод сравнения с Пруссией не может быть назван верным и поэтому ведёт к неправильным выводам.



Леонид Иванович Лутугин (1864-1915)


Что касается качественной стороны работы высшей технической школы, то никогда она не работала ещё так интенсивно, что представляется весьма отрадным, никогда ещё в ней не чувствовалось такого стремления к самокритике. Это желание здоровое, нормальное, это естественное стремление к обновлению.

Вот почему основной тезис доклада о созыве съезда по высшему горному образованию в России нужно горячо приветствовать.



Борис Иванович Бокий (1873-1927)


Б. И. Бокий указывает, что докладчик не высказал в своем докладе своего личного взгляда на необходимую постановку высшего горного образования и это очень затрудняет прения.

Л. М. Фортунато заявляет, что он хотел прочесть на съезде доклад о постановке преподавания металлургии в высших горных школах. Но вопрос оказался столь обширным, работа столь громадна, что пришлось отказаться от доклада. Докладчик оказался смелее и его за это можно приветствовать. Но против доклада во многом можно возражать. 

Утверждение, что у нас в такой громадной стране, как Россия, перепроизводство инженеров представляется странным. Наоборот нужны ещё новые и новые ряды горных деятелей.Вопрос лишь в том, насколько школа способствует выпуску в жизнь инженеров, подготовленных к практике и сноровке практического деятеля. До сих пор высшая горная школа давала и даёт людей, начиненных большим количеством сданных на экзаменах наук, но являющихся в практическую жизнь подлинными младенцами. Все мы это испытали в свое время.

Высшая школа, конечно, должна давать образованных инженеров, но на первом плане должна давать нам возможный максимум практической подготовки и вооружить будущих деятелей возможно большими практическими навыками.

Поэтому весьма желателен предлагаемый докладчиком съезд, на коем во главе вопросов должен стоять вопрос об изменении лекционной системы, которая сейчас ведёт к мертвым результатам.

А. П. Трифонов считает утверждение докладчика о перепроизводстве высших горных и горнозаводских техников в России голословным. Приведённый в докладе статистический материал ничего не говорит в пользу высказанного докладчиком положения, что Россия опередила в производстве высших горных техников Пруссию, так как сопоставление даже точных цифр статистики, не приведенных к условиям сравнения, совершено не пригодно для логических выводов.

Пожелание докладчика о созыве съезда по высшему горному образованию следовало бы расширить до созыва съезда по высшему техническому образованию вообще, с привлечением на этот съезд практических деятелей фабрик, заводов и рудников; работы такого съезда будут более жизненны и ценны.

А. В. Велихов полагает, что перепроизводство инженеров имеет лишь временный характер и объясняется с одной стороны кризисом, переживаемым Россией, а с другой - недостатком самостоятельности в молодых инженерах.Успех же дела преподавания в высших технических школах, со стороны качественной, обусловливается развитием принципа индивидуализации преподавания. 

Никакой регламентации программ не нужно. Личность преподавателя должна играть доминирующую роль, и все методы преподавания, способствующие выявлению его личности, например, лекционный метод, представляются желательными. 

И вся данная школа должна строиться согласно взглядам тех лиц, которые в данное время руководят ею. 

Учащиеся должны избирать школу не по ее программам и даже не по даваемым ею правам, а по составу профессоров, как за границей.

Такая школа позволит учащемуся найти самого себя и выработаться в сильную индивидуальностью личность, которая всегда сама создаст на себя спрос.

Число учебных заведений скорее желательно увеличить, например, в интересах окраин, - Урала, Кавказа, - но за то желательно число учащихся в каждом учебном заведении даже уменьшить для успешности преподавания. 
Съезду по техническому образованию, конечно, можно только сочувствовать, но съезд этот не должен быть регламентирующим, а должен служить, так сказать, для идейного объединения тружеников в одной области и для установления руководящих принципов.

Доклад вызывает столь оживленный и продолжительный обмен мнений, что собрание постановляет отложить продолжение его обсуждения на соединённое заседание трёх секций (горной, металлургии и машиностроения).

В конце концов по докладу В. А. Ауэрбаха «О высшем горном образовании» Съезд постановил следующее:

"Принимая во внимание тяжёлый и длительный кризис, переживаемый русской промышленностью, а также необычайно быстрое развитие техники за последние годы, вызывающее коренное техническое переустройство промышленных предприятий, [Съезд] признал существенно необходимым созыв очередного съезда по профессиональному и техническому образованию, с непременным участием представителей учёных учреждений, учебных заведений и деятелей промышленности. 

О принятии на себя организации такового съезда в ближайшем времени общее собрание постановило просить постоянную комиссию по техническому образованию при Императорском Русском Техническом Обществе. 
 
Съезд, имея в виду происходящую ныне коренную реорганизацию высшей русской технической школы на новых началах с одной стороны, а с другой - необычайно быстрое развитие техники, некоторые отрасли которой претерпевают полное изменение их основ, - признал лучшим средством для разрешения вызванных этими обстоятельствами задач, созыв съезда по высшему техническому образованию и постановил ходатайствовать перед министерством торговли и промышленности о созыве такового съезда при непременном участии представителей высших учебных заведений, учебных учреждений и деятелей промышленности.

О том, что думали делегаты съезда о профсоюзах, производительности труда и заработной плате рабочего, расскажу в заключительных частях.

Часть первая здесь

Бурный «обмен мнений» (такая форма употребляется в "Трудах Первого Всероссийского Съезда деятелей горного дела, металлургии и машиностроения", прошедшего в Екатеринославе в 1910 году) вызвал доклад профессора Горного института Владимира Александровича Ауэрбаха (1876-год смерти точно не известен) - сына того самого Александра Андреевича Ауэрбаха, которого называли ртутным королем России. О нем написал повесть король русской исторической прозы Валентин Пикуль. И судьба Владимира также просится в роман - даже внешность его значительна и романтична:



Владимир Ауэрбах в годы студенчества в Горном институте


На Екатеринославском съезде 1910 года Владимир Ауэрбах произвел фурор, заявив о кризисе перепроизводства отечественных инженеров:

Л. И. Лутугин указывает, что сообщение докладчика носит характер не доклада, а как бы схемы для беседы. Доклад затрагивает две стороны русских горноучебных заведений: количественную и качественную.

Относительно первой докладчиком намечена идея о перепроизводстве инженеров в России. И надо благодарить докладчика, что эта тема со всей дерзостью им поставлена. Можно с ним не соглашаться, так как приведенный им метод сравнения с Пруссией не может быть назван верным и поэтому ведёт к неправильным выводам.



Леонид Иванович Лутугин (1864-1915)


Что касается качественной стороны работы высшей технической школы, то никогда она не работала ещё так интенсивно, что представляется весьма отрадным, никогда ещё в ней не чувствовалось такого стремления к самокритике. Это желание здоровое, нормальное, это естественное стремление к обновлению.

Вот почему основной тезис доклада о созыве съезда по высшему горному образованию в России нужно горячо приветствовать.



Борис Иванович Бокий (1873-1927)


Б. И. Бокий указывает, что докладчик не высказал в своем докладе своего личного взгляда на необходимую постановку высшего горного образования и это очень затрудняет прения.

Л. М. Фортунато заявляет, что он хотел прочесть на съезде доклад о постановке преподавания металлургии в высших горных школах. Но вопрос оказался столь обширным, работа столь громадна, что пришлось отказаться от доклада. Докладчик оказался смелее и его за это можно приветствовать. Но против доклада во многом можно возражать. 

Утверждение, что у нас в такой громадной стране, как Россия, перепроизводство инженеров представляется странным. Наоборот нужны ещё новые и новые ряды горных деятелей.Вопрос лишь в том, насколько школа способствует выпуску в жизнь инженеров, подготовленных к практике и сноровке практического деятеля. До сих пор высшая горная школа давала и даёт людей, начиненных большим количеством сданных на экзаменах наук, но являющихся в практическую жизнь подлинными младенцами. Все мы это испытали в свое время.

Высшая школа, конечно, должна давать образованных инженеров, но на первом плане должна давать нам возможный максимум практической подготовки и вооружить будущих деятелей возможно большими практическими навыками.

Поэтому весьма желателен предлагаемый докладчиком съезд, на коем во главе вопросов должен стоять вопрос об изменении лекционной системы, которая сейчас ведёт к мертвым результатам.

А. П. Трифонов считает утверждение докладчика о перепроизводстве высших горных и горнозаводских техников в России голословным. Приведённый в докладе статистический материал ничего не говорит в пользу высказанного докладчиком положения, что Россия опередила в производстве высших горных техников Пруссию, так как сопоставление даже точных цифр статистики, не приведенных к условиям сравнения, совершено не пригодно для логических выводов.

Пожелание докладчика о созыве съезда по высшему горному образованию следовало бы расширить до созыва съезда по высшему техническому образованию вообще, с привлечением на этот съезд практических деятелей фабрик, заводов и рудников; работы такого съезда будут более жизненны и ценны.

А. В. Велихов полагает, что перепроизводство инженеров имеет лишь временный характер и объясняется с одной стороны кризисом, переживаемым Россией, а с другой - недостатком самостоятельности в молодых инженерах.Успех же дела преподавания в высших технических школах, со стороны качественной, обусловливается развитием принципа индивидуализации преподавания. 

Никакой регламентации программ не нужно. Личность преподавателя должна играть доминирующую роль, и все методы преподавания, способствующие выявлению его личности, например, лекционный метод, представляются желательными. 

И вся данная школа должна строиться согласно взглядам тех лиц, которые в данное время руководят ею. 

Учащиеся должны избирать школу не по ее программам и даже не по даваемым ею правам, а по составу профессоров, как за границей.

Такая школа позволит учащемуся найти самого себя и выработаться в сильную индивидуальностью личность, которая всегда сама создаст на себя спрос.

Число учебных заведений скорее желательно увеличить, например, в интересах окраин, - Урала, Кавказа, - но за то желательно число учащихся в каждом учебном заведении даже уменьшить для успешности преподавания. 
Съезду по техническому образованию, конечно, можно только сочувствовать, но съезд этот не должен быть регламентирующим, а должен служить, так сказать, для идейного объединения тружеников в одной области и для установления руководящих принципов.

Доклад вызывает столь оживленный и продолжительный обмен мнений, что собрание постановляет отложить продолжение его обсуждения на соединённое заседание трёх секций (горной, металлургии и машиностроения).

В конце концов по докладу В. А. Ауэрбаха «О высшем горном образовании» Съезд постановил следующее:

"Принимая во внимание тяжёлый и длительный кризис, переживаемый русской промышленностью, а также необычайно быстрое развитие техники за последние годы, вызывающее коренное техническое переустройство промышленных предприятий, [Съезд] признал существенно необходимым созыв очередного съезда по профессиональному и техническому образованию, с непременным участием представителей учёных учреждений, учебных заведений и деятелей промышленности. 

О принятии на себя организации такового съезда в ближайшем времени общее собрание постановило просить постоянную комиссию по техническому образованию при Императорском Русском Техническом Обществе. 
 
Съезд, имея в виду происходящую ныне коренную реорганизацию высшей русской технической школы на новых началах с одной стороны, а с другой - необычайно быстрое развитие техники, некоторые отрасли которой претерпевают полное изменение их основ, - признал лучшим средством для разрешения вызванных этими обстоятельствами задач, созыв съезда по высшему техническому образованию и постановил ходатайствовать перед министерством торговли и промышленности о созыве такового съезда при непременном участии представителей высших учебных заведений, учебных учреждений и деятелей промышленности.

О том, что думали делегаты съезда о профсоюзах, производительности труда и заработной плате рабочего, расскажу в заключительных частях.

Читайте также

Комментарии 12

Войдите для комментирования
Читаю.
■ terminator2-5 28 фев 2025 в 22:14
В 1910 году лишние инженеры?!
■ Отшельница 28 фев 2025 в 15:17
Благие намерения...
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ