Бурный «обмен мнений» (такая форма употребляется в "Трудах Первого Всероссийского Съезда деятелей горного дела, металлургии и машиностроения", прошедшего в Екатеринославе в 1910 году) вызвал доклад профессора Горного института Владимира Александровича Ауэрбаха (1876-год смерти точно не известен) - сына того самого Александра Андреевича Ауэрбаха, которого называли ртутным королем России. О нем написал повесть король русской исторической прозы Валентин Пикуль. И судьба Владимира также просится в роман - даже внешность его значительна и романтична:
Владимир Ауэрбах в годы студенчества в Горном институте
На Екатеринославском съезде 1910 года Владимир Ауэрбах произвел фурор, заявив о кризисе перепроизводства отечественных инженеров:
Л. И. Лутугин указывает, что сообщение докладчика носит характер не доклада, а как бы схемы для беседы. Доклад затрагивает две стороны русских горноучебных заведений: количественную и качественную.
Относительно первой докладчиком намечена идея о перепроизводстве инженеров в России. И надо благодарить докладчика, что эта тема со всей дерзостью им поставлена. Можно с ним не соглашаться, так как приведенный им метод сравнения с Пруссией не может быть назван верным и поэтому ведёт к неправильным выводам.
Леонид Иванович Лутугин (1864-1915)
Что касается качественной стороны работы высшей технической школы, то никогда она не работала ещё так интенсивно, что представляется весьма отрадным, никогда ещё в ней не чувствовалось такого стремления к самокритике. Это желание здоровое, нормальное, это естественное стремление к обновлению.
Вот почему основной тезис доклада о созыве съезда по высшему горному образованию в России нужно горячо приветствовать.
Борис Иванович Бокий (1873-1927)
Б. И. Бокий указывает, что докладчик не высказал в своем докладе своего личного взгляда на необходимую постановку высшего горного образования и это очень затрудняет прения.
Л. М. Фортунато заявляет, что он хотел прочесть на съезде доклад о постановке преподавания металлургии в высших горных школах. Но вопрос оказался столь обширным, работа столь громадна, что пришлось отказаться от доклада. Докладчик оказался смелее и его за это можно приветствовать. Но против доклада во многом можно возражать.
Утверждение, что у нас в такой громадной стране, как Россия, перепроизводство инженеров представляется странным. Наоборот нужны ещё новые и новые ряды горных деятелей.Вопрос лишь в том, насколько школа способствует выпуску в жизнь инженеров, подготовленных к практике и сноровке практического деятеля. До сих пор высшая горная школа давала и даёт людей, начиненных большим количеством сданных на экзаменах наук, но являющихся в практическую жизнь подлинными младенцами. Все мы это испытали в свое время.
Высшая школа, конечно, должна давать образованных инженеров, но на первом плане должна давать нам возможный максимум практической подготовки и вооружить будущих деятелей возможно большими практическими навыками.
Поэтому весьма желателен предлагаемый докладчиком съезд, на коем во главе вопросов должен стоять вопрос об изменении лекционной системы, которая сейчас ведёт к мертвым результатам.
А. П. Трифонов считает утверждение докладчика о перепроизводстве высших горных и горнозаводских техников в России голословным. Приведённый в докладе статистический материал ничего не говорит в пользу высказанного докладчиком положения, что Россия опередила в производстве высших горных техников Пруссию, так как сопоставление даже точных цифр статистики, не приведенных к условиям сравнения, совершено не пригодно для логических выводов.
Пожелание докладчика о созыве съезда по высшему горному образованию следовало бы расширить до созыва съезда по высшему техническому образованию вообще, с привлечением на этот съезд практических деятелей фабрик, заводов и рудников; работы такого съезда будут более жизненны и ценны.
А. В. Велихов полагает, что перепроизводство инженеров имеет лишь временный характер и объясняется с одной стороны кризисом, переживаемым Россией, а с другой - недостатком самостоятельности в молодых инженерах.Успех же дела преподавания в высших технических школах, со стороны качественной, обусловливается развитием принципа индивидуализации преподавания.
Никакой регламентации программ не нужно. Личность преподавателя должна играть доминирующую роль, и все методы преподавания, способствующие выявлению его личности, например, лекционный метод, представляются желательными.
И вся данная школа должна строиться согласно взглядам тех лиц, которые в данное время руководят ею.
Учащиеся должны избирать школу не по ее программам и даже не по даваемым ею правам, а по составу профессоров, как за границей.
Такая школа позволит учащемуся найти самого себя и выработаться в сильную индивидуальностью личность, которая всегда сама создаст на себя спрос.
Число учебных заведений скорее желательно увеличить, например, в интересах окраин, - Урала, Кавказа, - но за то желательно число учащихся в каждом учебном заведении даже уменьшить для успешности преподавания. Съезду по техническому образованию, конечно, можно только сочувствовать, но съезд этот не должен быть регламентирующим, а должен служить, так сказать, для идейного объединения тружеников в одной области и для установления руководящих принципов.
Доклад вызывает столь оживленный и продолжительный обмен мнений, что собрание постановляет отложить продолжение его обсуждения на соединённое заседание трёх секций (горной, металлургии и машиностроения).
В конце концов по докладу В. А. Ауэрбаха «О высшем горном образовании» Съезд постановил следующее:
"Принимая во внимание тяжёлый и длительный кризис, переживаемый русской промышленностью, а также необычайно быстрое развитие техники за последние годы, вызывающее коренное техническое переустройство промышленных предприятий, [Съезд] признал существенно необходимым созыв очередного съезда по профессиональному и техническому образованию, с непременным участием представителей учёных учреждений, учебных заведений и деятелей промышленности.
О принятии на себя организации такового съезда в ближайшем времени общее собрание постановило просить постоянную комиссию по техническому образованию при Императорском Русском Техническом Обществе.
Съезд, имея в виду происходящую ныне коренную реорганизацию высшей русской технической школы на новых началах с одной стороны, а с другой - необычайно быстрое развитие техники, некоторые отрасли которой претерпевают полное изменение их основ, - признал лучшим средством для разрешения вызванных этими обстоятельствами задач, созыв съезда по высшему техническому образованию и постановил ходатайствовать перед министерством торговли и промышленности о созыве такового съезда при непременном участии представителей высших учебных заведений, учебных учреждений и деятелей промышленности.
О том, что думали делегаты съезда о профсоюзах, производительности труда и заработной плате рабочего, расскажу в заключительных частях.
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@svetlana/chto_dumali_o_professionalnom_obrazovanii_v_nachale_20_veka-310554/", "italic": true}, "string": "Часть первая здесь"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Бурный «обмен мнений» (такая форма употребляется в \""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Трудах Первого Всероссийского Съезда деятелей горного дела, металлургии и машиностроения"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "\", прошедшего в Екатеринославе в 1910 году) вызвал доклад профессора Горного института "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Владимира Александровича Ауэрбаха"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (1876-год смерти точно не известен) - сына того самого "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://pabliko.ru/@svetlana/pionery_gornospasatelnogo_dela_chast_tretja-297538/"}, "string": "Александра Андреевича Ауэрбаха"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ", которого называли ртутным королем России. О нем написал повесть король русской исторической прозы "}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Валентин Пикуль"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": ". И судьба Владимира также просится в роман - даже внешность его значительна и романтична:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Владимир Ауэрбах в годы студенчества в Горном институте", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20250226_182106.jpg", "filesize": 445623, "height": 1144, "pic_id": 964287, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/27/IMG_20250226_182106.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250227%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250227T073511Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=16a75f58edadc3ad8fc9a147beb84428472aedd5b745b131269fed06590d43fb", "width": 1040}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На Екатеринославском съезде 1910 года Владимир Ауэрбах произвел фурор, заявив о кризисе перепроизводства отечественных инженеров:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Л. И. Лутугин"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " указывает, что сообщение докладчика носит характер не доклада, а как бы схемы для беседы. Доклад затрагивает две стороны русских горноучебных заведений: количественную и качественную."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Относительно первой докладчиком намечена идея о перепроизводстве инженеров в России. И надо благодарить докладчика, что эта тема со всей дерзостью им поставлена. Можно с ним не соглашаться, так как приведенный им метод сравнения с Пруссией не может быть назван верным и поэтому ведёт к неправильным выводам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Леонид Иванович Лутугин (1864-1915)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20250226_230419.jpg", "filesize": 339963, "height": 1097, "pic_id": 964225, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/26/IMG_20250226_230419.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250226%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250226T200523Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=8949af0109a7bedaa2a0e8f286111f08e1b8940db6f3a6e2e14a8327b3b241ac", "width": 1080}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Что касается качественной стороны работы высшей технической школы, то никогда она не работала ещё так интенсивно, что представляется весьма отрадным, никогда ещё в ней не чувствовалось такого стремления к самокритике. Это желание здоровое, нормальное, это естественное стремление к обновлению."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Вот почему основной тезис доклада о созыве съезда по высшему горному образованию в России нужно горячо приветствовать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Борис Иванович Бокий (1873-1927)", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "IMG_20250215_004133.jpg", "filesize": 210670, "height": 1206, "pic_id": 964224, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/02/26/IMG_20250215_004133.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250226%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250226T194309Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=d3c20d6f00f5e020cc15df302e1c2cef1ed8f86381b7fac896452c85709c493e", "width": 896}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": ""}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true, "href": "https://pabliko.ru/@svetlana/rytsari_kruglogo_stola-309317/"}, "string": "Б. И. Бокий"}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": " указывает, что докладчик не высказал в своем докладе своего личного взгляда на необходимую постановку высшего горного образования и это очень затрудняет прения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Л. М. Фортунато"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " заявляет, что он хотел прочесть на съезде доклад о постановке преподавания металлургии в высших горных школах. Но вопрос оказался столь обширным, работа столь громадна, что пришлось отказаться от доклада. Докладчик оказался смелее и его за это можно приветствовать. Но против доклада во многом можно возражать. \n\nУтверждение, что у нас в такой громадной стране, как Россия, перепроизводство инженеров представляется странным. Наоборот нужны ещё новые и новые ряды горных деятелей. \n"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вопрос лишь в том, насколько школа способствует выпуску в жизнь инженеров, подготовленных к практике и сноровке практического деятеля. До сих пор высшая горная школа давала и даёт людей, начиненных большим количеством сданных на экзаменах наук, но являющихся в практическую жизнь подлинными младенцами. Все мы это испытали в свое время. \n\nВысшая школа, конечно, должна давать образованных инженеров, но на первом плане должна давать нам возможный максимум практической подготовки и вооружить будущих деятелей возможно большими практическими навыками. \n\nПоэтому весьма желателен предлагаемый докладчиком съезд, на коем во главе вопросов должен стоять вопрос об изменении лекционной системы, которая сейчас ведёт к мертвым результатам. \n\n"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А. П. Трифонов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " считает утверждение докладчика о перепроизводстве высших горных и горнозаводских техников в России голословным. Приведённый в докладе статистический материал ничего не говорит в пользу высказанного докладчиком положения, что Россия опередила в производстве высших горных техников Пруссию, так как сопоставление даже точных цифр статистики, не приведенных к условиям сравнения, совершено не пригодно для логических выводов. \n\nПожелание докладчика о созыве съезда по высшему горному образованию следовало бы расширить до созыва съезда по высшему техническому образованию вообще, с привлечением на этот съезд практических деятелей фабрик, заводов и рудников; работы такого съезда будут более жизненны и ценны. \n \n"}, {"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "А. В. Велихов"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " полагает, что перепроизводство инженеров имеет лишь временный характер и объясняется с одной стороны кризисом, переживаемым Россией, а с другой - недостатком самостоятельности в молодых инженерах."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Успех же дела преподавания в высших технических школах, со стороны качественной, обусловливается развитием принципа индивидуализации преподавания. \n\nНикакой регламентации программ не нужно. Личность преподавателя должна играть доминирующую роль, и все методы преподавания, способствующие выявлению его личности, например, лекционный метод, представляются желательными. \n\nИ вся данная школа должна строиться согласно взглядам тех лиц, которые в данное время руководят ею. \n\nУчащиеся должны избирать школу не по ее программам и даже не по даваемым ею правам, а по составу профессоров, как за границей."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Такая школа позволит учащемуся найти самого себя и выработаться в сильную индивидуальностью личность, которая всегда сама создаст на себя спрос."}], "attributes": ["heading1", "quote", "heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Число учебных заведений скорее желательно увеличить, например, в интересах окраин, - Урала, Кавказа, - но за то желательно число учащихся в каждом учебном заведении даже уменьшить для успешности преподавания. \nСъезду по техническому образованию, конечно, можно только сочувствовать, но съезд этот не должен быть регламентирующим, а должен служить, так сказать, для идейного объединения тружеников в одной области и для установления руководящих принципов."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Доклад вызывает столь оживленный и продолжительный обмен мнений, что собрание постановляет отложить продолжение его обсуждения на соединённое заседание трёх секций (горной, металлургии и машиностроения)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В конце концов по докладу В. А. Ауэрбаха «О высшем горном образовании» Съезд постановил следующее:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "\"Принимая во внимание тяжёлый и длительный кризис, переживаемый русской промышленностью, а также необычайно быстрое развитие техники за последние годы, вызывающее коренное техническое переустройство промышленных предприятий, [Съезд] признал существенно необходимым созыв очередного съезда по профессиональному и техническому образованию, с непременным участием представителей учёных учреждений, учебных заведений и деятелей промышленности. \n\nО принятии на себя организации такового съезда в ближайшем времени общее собрание постановило просить постоянную комиссию по техническому образованию при Императорском Русском Техническом Обществе. \n \nСъезд, имея в виду происходящую ныне коренную реорганизацию высшей русской технической школы на новых началах с одной стороны, а с другой - необычайно быстрое развитие техники, некоторые отрасли которой претерпевают полное изменение их основ, - признал лучшим средством для разрешения вызванных этими обстоятельствами задач, созыв съезда по высшему техническому образованию и постановил ходатайствовать перед министерством торговли и промышленности о созыве такового съезда при непременном участии представителей высших учебных заведений, учебных учреждений и деятелей промышленности."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "О том, что думали делегаты съезда о профсоюзах, производительности труда и заработной плате рабочего, расскажу в заключительных частях."}], "attributes": []}], "selectedRange": [571, 572]}
Комментарии 12