3
Что думали о профессиональном образовании в начале 20 века | Паблико
145 подписчики

Что думали о профессиональном образовании в начале 20 века


27 фев 2025 · 09:35    

Одна из оживленнейших дискуссий Первого Всероссийского съезда деятелей горного дела, металлургии и машиностроения  (Екатеринослав, 1910) связана с вопросом о профессиональном образовании.

На эту тему было прочитано как минимум три доклада:

  • Денис Николаевич Поддерегин, директор Александровского среднего механико-технического училища (впоследствии -- Национальный университет «Запорожская политехника») представил лекцию «О нравственном и телесном воспитании и профессиональном образовании юношества в период их жизни между школой и казармой» ,
  • Александр Митрофанович Терпигорев -- "О преподавании Горного Искусства в Екатеринославском высшем горном училище",
  • Владимир Александрович Ауэрбах -- "О высшем горном образовании".

«Труды Первого Всероссийского съезда деятелей горного дела, металлургии и машиностроения» не сохранили конкретных замечаний насчет лекции Дениса Поддерегина, но зато достаточно подробно передали суть дискуссий, развернувшихся вокруг докладов Терпигорева и Ауэрбаха.



IMG_20250122_155748.jpg 5.77 MB


Мне кажется, что для нас, сегодняшних, они интересны тем, что поднятые проблемы все еще актуальны. Судите сами:

М. М. Федоров возбудил вопрос о времени так называемого «горного крещения» студентов, т. е. о том, когда именно следует непосредственным посещением рудников познакомить студентов с тем, что такое горное дело, и чтобы таким образом студент сознательно мог решить вопрос о выборе горного или металлургического отделения высшей горной школы, или даже о том, следует ли ему вообще оставаться в горной школе или же своевременно от нее отказаться. Не следует ли это «крещение» произвести до начала занятий и, таким образом, сделать некоторую фильтрацию, так как студенты, решившие после посещения рудников оставить горную школу, могут освободить места для своих товарищей, которые в порядке конкурса могли бы опять-таки после «крещения» занять их места.

М. М. Протодьяконов находит, что знакомить будущих слушателей высшей горной школы с горным делом до конкурсных экзаменов представляется для Училища затруднительным и не столь существенным для собирающегося поступить в учебное заведение, ибо число вакансий ограничено и молодой человек должен поступить туда, куда примут, а не куда он хочет. После же первого курса, когда предстоит выбрать отделение, практика уместна, как дающая возможность решить, идти ли по заводскому или горному делу.
 
В. А. Глыбовский считает необходимым производить «горное крещение» до конкурсных экзаменов в высшую горную школу в форме пребывания конкурента в течение известного, например, 2-месячного срока на руднике и представления в школу официально заверенного удостоверения о таковом пребывании. Такое пребывание предъявляется к конкурентам в Домбровское штейгерское училище; оно полезно, как средство, отфильтровывающее от горной школы людей к горному делу не склонных, а таких наберётся, быть может, до половины всех конкурирующих в высшие горные школы.

В. И. Яворский подтверждает, что от поступающих в Домбровское штейгерское училище требуется предварительная до поступления в училище годовая горная практика.

В. А. Ауэрбах указывает, что по французской системе в высших горных школах слушателям излагаются сначала специальные отделы горного искусства, потом общая часть и наконец обогащение ископаемого. Подобный порядок чтения горного искусства принят и в Новочеркасском Политехникуме.

Продолжение следует

Одна из оживленнейших дискуссий Первого Всероссийского съезда деятелей горного дела, металлургии и машиностроения  (Екатеринослав, 1910) связана с вопросом о профессиональном образовании.

На эту тему было прочитано как минимум три доклада:

  • Денис Николаевич Поддерегин, директор Александровского среднего механико-технического училища (впоследствии -- Национальный университет «Запорожская политехника») представил лекцию «О нравственном и телесном воспитании и профессиональном образовании юношества в период их жизни между школой и казармой» ,
  • Александр Митрофанович Терпигорев -- "О преподавании Горного Искусства в Екатеринославском высшем горном училище",
  • Владимир Александрович Ауэрбах -- "О высшем горном образовании".

«Труды Первого Всероссийского съезда деятелей горного дела, металлургии и машиностроения» не сохранили конкретных замечаний насчет лекции Дениса Поддерегина, но зато достаточно подробно передали суть дискуссий, развернувшихся вокруг докладов Терпигорева и Ауэрбаха.



IMG_20250122_155748.jpg 5.77 MB


Мне кажется, что для нас, сегодняшних, они интересны тем, что поднятые проблемы все еще актуальны. Судите сами:

М. М. Федоров возбудил вопрос о времени так называемого «горного крещения» студентов, т. е. о том, когда именно следует непосредственным посещением рудников познакомить студентов с тем, что такое горное дело, и чтобы таким образом студент сознательно мог решить вопрос о выборе горного или металлургического отделения высшей горной школы, или даже о том, следует ли ему вообще оставаться в горной школе или же своевременно от нее отказаться. Не следует ли это «крещение» произвести до начала занятий и, таким образом, сделать некоторую фильтрацию, так как студенты, решившие после посещения рудников оставить горную школу, могут освободить места для своих товарищей, которые в порядке конкурса могли бы опять-таки после «крещения» занять их места.

М. М. Протодьяконов находит, что знакомить будущих слушателей высшей горной школы с горным делом до конкурсных экзаменов представляется для Училища затруднительным и не столь существенным для собирающегося поступить в учебное заведение, ибо число вакансий ограничено и молодой человек должен поступить туда, куда примут, а не куда он хочет. После же первого курса, когда предстоит выбрать отделение, практика уместна, как дающая возможность решить, идти ли по заводскому или горному делу.
 
В. А. Глыбовский считает необходимым производить «горное крещение» до конкурсных экзаменов в высшую горную школу в форме пребывания конкурента в течение известного, например, 2-месячного срока на руднике и представления в школу официально заверенного удостоверения о таковом пребывании. Такое пребывание предъявляется к конкурентам в Домбровское штейгерское училище; оно полезно, как средство, отфильтровывающее от горной школы людей к горному делу не склонных, а таких наберётся, быть может, до половины всех конкурирующих в высшие горные школы.

В. И. Яворский подтверждает, что от поступающих в Домбровское штейгерское училище требуется предварительная до поступления в училище годовая горная практика.

В. А. Ауэрбах указывает, что по французской системе в высших горных школах слушателям излагаются сначала специальные отделы горного искусства, потом общая часть и наконец обогащение ископаемого. Подобный порядок чтения горного искусства принят и в Новочеркасском Политехникуме.

Продолжение следует

Читайте также

Комментарии 15

Войдите для комментирования
Интересно!
■ Этносы и Человек 28 фев 2025 в 10:57
Молодцы-))
■ terminator2-5 27 фев 2025 в 17:07
Интересные исторические изыскания.
■ Записки пассажира 27 фев 2025 в 18:05
спасибо!
Развернуть комментарии
НОВОСТИ ПОИСК РЕКОМЕНД. НОВОЕ ЛУЧШЕЕ ПОДПИСКИ