07 июл 2025 · 17:36    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "От выборочной правды к мифотворчеству: как православные медиапроекты превращают историю в оружие"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "Два фильма, вышедшие с интервалом в четыре года, обозначили стремительную эволюцию церковной пропаганды. В марте 2021-го митрополит Тихон (Шевкунов) представил на «России 24» восемнадцатисерийный документальный фильм «Гибель империи. Российский урок», а в июне 2025-го канал «Спас» выпустил расследование «Мумия» о мавзолее Ленина и его «оккультных корнях». Оба проекта заявлены как документальные, однако путь от первой ленты ко второй демонстрирует, как однобокий подбор фактов быстро превращается в откровенную историческую фантазию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1051925, "height": 712, "pic_id": 1007370, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/07/07/image_AUVPrvf.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250707%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250707T142615Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=54c805511325bb8fee2d3a6f75bf66c2c3dfc507c165a8d21e7b3c5635b5aa7d", "width": 1068}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Гибель империи»: правдивое умолчание"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм митрополита Тихона выстроен по старой советской схеме «часть правды вместо всей». С экрана нам рассказывают о домах, которые получали заводские рабочие, о расширении школьного образования и в целом о благополучной Российской империи, где мало бедных, где растет промышленное производство, где реализуются масштабные экономические проекты — строится Транссиб и т. д."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За кадром остаётся аграрное перенаселение — люди уезжают в города, где работают на заводах и фабриках по 14-16 часов, получают копейки и живут семьями в съёмных углах; поражения в Первой мировой войне, управленческий хаос, опустевшие деревни — мужиков забривают в солдаты, некому растить хлеб и многое другое."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ответственность за крушение державы авторы возлагают, в том числе, на «упадок церковной жизни» и «бездуховную интеллигенцию», тогда как роль Николая II и его перекосов в экономике предельно смягчается. Фильм не лжёт открыто, он попросту умалчивает о том, что не вписывается в заявленную концепцию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Между тем к 1917-му в стране накопилось куда больше объективных факторов недовольства: фронтовая усталость, разорённое крестьянство, обесцененные реформы, махинации с военными поставками и откровенная бюрократическая слепота. Сами церковные иерархи, о чьём «упадке» печётся автор, в феврале 1917-го с энтузиазмом приветствовали Временное правительство, полагая, что «пали вековые узы». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Снимок экрана 2025-07-07 170856.png", "filesize": 596688, "height": 773, "pic_id": 1007367, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/07/07/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_2025-07-07_170856.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250707%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250707T141058Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=7dc848651ad0e42928700dbd4f0162e00a26e0b0e968efa1f0f7255791753d9b", "width": 503}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Масоны, переводчики и двусмысленная модернизация"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Текст фильма избегает острых углов, но история Церкви и масонства добавляет неоднозначности. С конца XVIII века духовенство и аристократы нередко вступали в масонские ложи: митрополит Филарет (Дроздов) состоял сразу в трёх, сочетая это с подготовкой первого доступного перевода Библии на русский язык. Российское библейское общество, патронируемое Александром I, переводило Ветхий Завет с масоретского текста, а Новый — с греческого. После закрытия лож в 1822-м дискуссии не исчезли: богословы, философы и чиновники продолжали спорить о свободе совести, обмениваясь символическим языком масонских ритуалов. Таким образом, церковь была не только «жертвой безбожников», но активным участником реформаторских и эзотерических экспериментов, которые позднее осуждала."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1134757, "height": 603, "pic_id": 1007371, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/07/07/image_s9h8Aw5.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250707%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250707T143108Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=f4c2d9b78901ad2824811163a3a69e5e3faec21ae50d5d18236ed62d1f72355d", "width": 1071}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Мумия»: скачок в откровенную конспирологию"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Если «Гибель империи» ещё опиралась на документы, пусть и выборочно, то «Мумия» рушит даже этот барьер. Авторы объявляют мавзолей Ленина «зикуратом сатаны», ссылаясь на сходство с древними пирамидами; приписывают Ленину и Сталину членство в масонских ложах, игнорируя отсутствие источников; переносят египетские погребальные обряды в XX век, не утруждая себя проверкой фактов. Для усиления эффекта в кадре выносят «гроб-муляж». Нарратив окончательно уходит из сферы истории в область фэнтези о «вечной битве добра и зла»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "От подтасовки к самоуправству"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Четыре года, разделяющие два фильма, оказались достаточны, чтобы церковные медиа перешли от избирательного цитирования к открытому самоуправству. Прецеденты множатся: протоирей Андрей Ткачёв атакует чувашский туристический проект «Рунический путь», Борис Корчевников объявляет кованые ворота в кировском парке «Порошево» «вратами ада», и арт-объект быстро исчезает. Под знаком «оскорбления чувств» можно демонтировать любое культурное явление, а лента «Мумия» лишь институционализирует эту практику."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Цена идеологической мобилизации"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Обе картины решают одну задачу — консолидировать аудиторию вокруг ультраконсервативного нарратива. Цена очевидна уже сейчас. Сужается фактическая база общественной дискуссии, исторический анализ вытесняют эмоциональные декларации, доверие к православным медиа падает, а раскол между либерально-светской и фундаменталистской общественностью растёт. Парадоксально, но столь рьяная апологетика только подтверждает тезис о нынешнем «упадке церковной жизни», который сама же церковь когда-то предъявляла империи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главный вопрос звучит сегодня иначе: осмелится ли высший церковный синклит установить в медиапространстве стандарты научной добросовестности или предпочтёт утешаться рейтингами очередных «сенсаций»? Пока ответа нет, православная пропаганда продолжает путь от частичной правды к тотальной мифологии, превращая историю в ещё один инструмент культурной войны."}], "attributes": []}], "selectedRange": [3818, 3818]}
Комментарии 13