26 июл 2025 · 18:19    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О том, как бывший розенкрейцер Эйзенштейн создал главный патриотический миф СССР. Его «Александр Невский» стал не просто фильмом, а оружием в идеологической борьбе с нацизмом, объединив эзотерику и государственную пропаганду."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Снимок экрана 2025-07-26 195928.png", "filesize": 775757, "height": 711, "pic_id": 1012670, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/07/26/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_2025-07-26_195928.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250726%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250726T150012Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=3783864b9f51acd92a73c66257e282bfea882d0f7a750f62e428ec235c9b268d", "width": 1071}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм «Александр Невский» (1938) Сергея Эйзенштейна — не просто историческая драма. Это культурный манифест, созданный накануне Второй мировой войны. Картина, воспевающая победу русского воинства под предводительством правнука Мономаха, князя Александра Ярославича, над тевтонскими рыцарями на Чудском озере (1242 г.), стала символом несокрушимости русского духа. Для СССР — это эталон патриотического кино, для мира — шедевр монтажа и визуальной метафоры. Фильм входит в официальный список Минпросвещения РФ, рекомендован школьникам для понимания национальной истории и кинематографического искусства."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 565221, "height": 706, "pic_id": 1012673, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/07/26/image_hQuSSlm.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250726%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250726T150124Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=969f277deca83f775c9de5f98e0dcc6742ed22f9f5585f8e989e39c6c010f92f", "width": 1071}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Исторический контекст: кино как оружие"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм был создан в 1930-е годы, которые теперь принято называть эпохой «Большого террора». А целью фильма стал поиск объединяющих народ идеалов. Ставка была сделана на национальных героев — Невский, Суворов — в противовес революционной риторике троцкистов. Молодому Советскому государству не было дела до Мировой революции, в огне которой троцкисты стремились уничтожить все государства. Ведь именно в это время на страну надвигалась очередная угроза с Запада — в 1933 году в Германии к власти пришел Гитлер и начал бурную милитаризацию страны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм «Александр Невский» — прямая параллель: тевтонцы = нацисты. Премьера состоялась за год до подписания пакта Молотова-Риббентропа, уже после состоявшегося аншлюса Австрии и Мюнхенского сговора."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Снимок экрана 2025-07-26 195829.png", "filesize": 457367, "height": 775, "pic_id": 1012674, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/07/26/%D0%A1%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BA_%D1%8D%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0_2025-07-26_195829.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250726%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250726T150147Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=001748e8693aa2f9e9b155f12c6807e4e197f488c93409a3acd822e3b666a2ca", "width": 772}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Прежде чем продолжать говорить о фильме и истории его создания, нужно уделить внимание личности режиссера картины — Сергея Эйзенштейна. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По сути, фильм «Александр Невский» стал средством реабилитации для него. Дело в том, что после выпуска фильма «Броненосец Потемкин», который принес Эйзенштейну заслуженную славу, режиссер создал картину «Бежин луг», снятую по мотивам повести Тургенева, но, видимо, в качестве режиссерского эксперимента, увязанную с современностью — делом Павлика Морозова. Этот фильм был признан политически несостоятельным и антихудожественным. Автор фильма был обвинен в формализме, и в рецензии писателя Н. Старченко сказано:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Политизированная агитка, далекая от реальной жизни. Фальшивая. Ключевая сцена разгрома церкви была просто ужасающей по зверству и богохульству — настолько, что ошеломила и худсовет, и саму высшую власть страны. Бесстыжая ложь — чтобы так бесновались потомки тургеневских мальчиков, по своей доброй воле круша все в церкви, вдребезги разбивая иконы. \nИсточник: "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Старченко Н. Рецензия на фильм „Бежин луг“. Газета „Правда“, 1937» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так что картина «Александр Невский» стала шансом вернуть доверие власти. И нужно учесть, что Сталин лично курировал сценарий будущего фильма о древнерусских героях."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Розенкрейцерский след в биографии режиссера"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сергей Эйзенштейн, будучи молодым красноармейцем в 1918 году, оказался в кругу минской интеллектуальной богемы, где встретил фигуру, повлиявшую на его интерес к эзотерике, — Бориса Зубакина, поэта-анархиста и основателя тайного общества «Орден Розенкрейцеров» и ложи «Стелла». Эта группа, куда также входили художник Иван Смолин и летчик Борис Плетнер, изучала каббалу, философию Бергсона и символизм, что для Эйзенштейна стало не просто увлечением, а творческим инструментом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 620934, "height": 527, "pic_id": 1012675, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/07/26/image_YK9vunR.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250726%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250726T150346Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=4a886b14acfe7648eaf54b6d7b5d2d7586b271898d5d077d4f168fed784c6a78", "width": 1063}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эйзенштейн попал в ряды РККА в двадцатых годах, будучи недоучившимся студентом, он мечтал стать архитектором. Прослужив в рядах Красной армии и будучи увлечен мистикой, он искал универсальные архетипы в искусстве. Увлекался психоанализом Фрейда/Юнга, диалектикой Гегеля, эзотерикой, символизмом. Это было интеллектуальное увлечение, повлиявшее на его визуальный язык (геометрия, символика кадра). И всё это было задействовано в его картинах. Именно по этой причине они и получили мировое признание."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фильм Александр Невский"}], "attributes": ["heading1"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Михаил Ромм в своих воспоминаниях скажет, что когда зашел разговор о создании фильма «Александр Невский», то он спросил Эйзенштейна о том, почему им выбрана такая тема. На что получил ответ: «О нём есть лишь одна страничка в летописи, а больше никто ничего не знает. Вот потому и надо браться за Александра Невского. Как я сделаю, так оно и будет». И он оказался прав на 100%. Несмотря на возмущение историков, все мы запомнили образ князя и эпоху именно так, как увидели в фильме Эйзенштейна."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "image.png", "filesize": 1076881, "height": 775, "pic_id": 1012677, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/07/26/image_veHcxd5.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250726%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250726T150538Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=a1ce0e8755e6c54a946eda18d651daccd6774bd41df9dbf2caf84da6c488f795", "width": 777}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Идите и скажите всем в чужих краях, что Русь жива!» и «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет» — и по сей день повсеместно известны. Фильм стал культовым, воспитал патриотизм как минимум трех поколений россиян. Образ Невского, созданный в картине, — основа для памятников, орденов, школьных уроков."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Для мирового кинематографа фильм «Александр Невский» стал учебником по монтажу и работе с массовкой. А для нас сегодня этот фильм должен стать учебником, который помогает понять механизмы создания патриотического мифа. Помимо этого показывает силу искусства в идеологической борьбе и взаимосвязь истории и политики, что предельно актуально в свете развернувшейся информационной войны."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Александр Невский» Эйзенштейна — больше, чем пропаганда. Это синтез гениальной режиссуры, мощной музыки и вневременной идеи защиты Родины. Фильм доказал: искусство может мобилизовать нацию. А сам Эйзенштейн показал, что благодаря интересу к мистике, тайным знаниям, можно создать эталон государственного искусства. Его наследие — напоминание, что великое кино рождается на стыке таланта, истории и… политического заказа."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И еще, Эйзенштейн — это не только гениальный режиссер, он еще и педагог. Его учениками были Иван Пырьев, Григорий Александров, Сергей и Георгий Васильевы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true}, "string": "Источники:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Клейман Н. И. "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Эйзенштейн на бумаге» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (архивные материалы)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Шимон И. Н. "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Сергей Эйзенштейн: Искусство и Революция» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": "."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Тейлор Р. "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Политика кино в сталинской России: „Александр Невский“» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (Taylor R., 1991)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Якобс А. "}, {"type": "string", "attributes": {"italic": true}, "string": "«Эйзенштейн в Мексике: Эпизоды из истории российской и мексиканской кинокультуры» "}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " (Jacobs A., 2021) — о связях с эзотерикой."}], "attributes": []}], "selectedRange": [5799, 5799]}
Комментарии 15