14 июл 2023 · 18:06    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "ВВА-14 (вертикально взлетающая амфибия) — экспериментальный советский гидросамолёт, разработанный Роберто Бартини, советским авиаконструктором итальянского происхождения. Аппарат создавался как бомбардировщик и торпедоносец, способный взлетать и садиться на воду как обычный самолёт или как самолёт вертикального взлёта и посадки. Первый полёт ВВА-14 состоялся **4 сентября 1972 года**¹⁴."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "## История проекта"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Проект ВВА-14 был основан на предыдущих работах Бартини по созданию сверхзвуковых летающих лодок, таких как А-55, А-57, Е-57 и Р-57. В 1955 году Бартини представил проект А-55 — летающую лодку-бомбардировщика средней дальности, способную развивать скорость до 2000 км/ч. В ходе разработки А-55 Бартини изучал возможности использования экранного эффекта и подводных крыльев для увеличения скорости и грузоподъёмности аппарата. В результате этих исследований он пришёл к выводу, что оптимальным транспортным средством является амфибийный аппарат, способный взлетать подобно вертолёту или с использованием воздушной подушки, имеющий грузоподъёмность больших судов и обладающий скоростью и технической оснащённостью самолётов²."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1961 году Бартини начал разработку экраноплана СВВП-2500 — летающего крыла с квадратным центропланом и консолями, силовой установкой из подъёмных и маршевых двигателей и взлётной массой 2500 тонн. Этот проект не был реализован из-за отсутствия финансирования и необходимых двигателей. Однако Бартини получил разрешение на постройку уменьшенной модели СВВП-2500 — МВА-62 (морская вертикально взлетающая амфибия). МВА-62 был гидросамолётом с четырьмя турбореактивными двигателями РД-36-35, расположенными на концах крыла, и двумя подъёмными двигателями РД36-51В в центроплане. МВА-62 имел взлётную массу 62 тонны и мог достигать скорости до 800 км/ч. Первый полёт МВА-62 состоялся в 1967 году²."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "На основе опыта МВА-62 Бартини разработал проект ВВА-14 — вертикально взлетающую амфибию с увеличенной грузоподъёмностью (до 140 тонн) и дальностью полёта (до 2000 км). ВВА-14 имел аналогичную схему МВА-62, но с шестью маршевыми двигателями РД-36-35 и восемью подъёмными двигателями РД36-51В. Кроме того, ВВА-14 имел два поплавка на концах крыла, которые могли выдвигаться вниз для обеспечения устойчивости на воде и вверх для уменьшения сопротивления воздуха. ВВА-14 также имел возможность превращаться в экраноплан, используя подводные крылья для создания подъёмной силы при полёте над водной поверхностью²."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "## Первый полёт и дальнейшие испытания"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Строительство ВВА-14 началось в 1968 году на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе имени Г. М. Бериева. Первый полёт ВВА-14 состоялся **4 сентября 1972 года** с экипажем в составе лётчика-испытателя Ю. М. Куприянова и штурмана-испытателя Л. Ф. Кузнецова¹⁴. Аппарат поднялся в воздух с обычной взлетно-посадочной полосы и продемонстрировал хорошие лётные характеристики. Однако при посадке на воду возникли проблемы с устойчивостью из-за недостаточной жёсткости поплавков. Поэтому была проведена модернизация поплавков, которые стали выдвигаться не только вниз, но и вперёд, образуя дополнительную опору²."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый полёт ВВА-14 с полным выпуском и уборкой поплавков в воздухе состоялся 11 июня 1975 года с тем же экипажем⁴. Аппарат успешно совершил несколько заходов на посадку на воду и поднялся на высоту до 1000 метров. Однако при одном из заходов произошло отказание одного из маршевых двигателей, что привело к потере управляемости и аварийной посадке на берег. Экипаж не пострадал, но аппарат получил серьёзные повреждения²."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Восстановление ВВА-14 заняло несколько лет, и к тому времени проект потерял свою актуальность из-за отсутствия подходящих двигателей для вертикального взлёта. Поэтому было решено переоборудовать аппарат в экраноплан, устанавливая подводные крылья и уменьшая количество двигателей до четырёх маршевых и четырёх подъёмных. Таким образом, получилась последняя модификация ВВА-14 — 14М1П. Первый полёт 14М1П состоялся в 1976 году, но испытания не были завершены из-за смерти Бартини в 1974 году и недостатка финансирования²."}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 389]}
Комментарии 0