06 дек 2022 · 14:08    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Финикийцы и угаритяне почитали практически одних и тех же богов, но имена произносили в соответствии с канонами своего языка. Кроме того, источники наших знаний о финикийских и угаритских богах отстоят друг от друга по меньшей мере на тысячу лет. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Верховным богом финикийцев был Эл. Люди мало обращались к нему со своими нуждами. Как и Илу он управлял мирозданием, но не занимался непосредственно земными делами. В I тыс. до н. э. его культ еще сохранился в Библе, что не удивительно, т. к. Эл считался основателем этого города. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По описаниям Филона у Эла было четыре глаза — по два спереди и сзади, и четыре крыла. При этом два глаза у него были всегда открыты, а два крыла — расправлены. Это символизировало, что бог одновременно и спит, и бодрствует. Кроме того его голову венчало еще два крыла, что указывало на его божественную мудрость. Филон сравнивал Эла с Кроносом. Отцом Эла возможно был бог Небо. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В I тыс. до н. э. культ Эла отошел на задний план и верховным богом финикийцев стал Баал-Шамим («владыка небес»). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "111.jpg", "filesize": 238716, "height": 665, "pic_id": 294833, "url": "/files/article_image/2022/12/06/111.jpeg", "width": 1289}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот бог помещался во главе Вселенной и Филон отождествлял его с Зевсом. Баал-Шамим — бог правящий, бог неба, космоса, покровитель мореплавателей. Его жилище находилось высоко над землей. На официальном уровне его почитали в разных финикийских городах — Библе, Тире, Карфагене и т. д., но среди рядовых граждан особой популярностью он все же не пользовался. Наряду с Баал-Шамимом в высшей финикийской иерархии находился бо моря Баал-Малаки. Возможно, именно в честь него был назван финикийский город в Испании Малака (совр. Малага). "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О культе этого бога мы знаем очень мало. Большую роль играл очень древний бог Баал-Цафон, аналог угаритского Балу. Он был богом дождя, питающего землю, богом бури, грозы и был связан с морем. Местом обитания его слыла гора Цафон (уг. Цапану), где и располагался его дворец. Храмы Баал-Цафона имелись во многих финикийских городах. Жители Финикии нередко давали своим детям имена, включающие в себя название священной горы Цафон. К сожалению, мы не располагаем сведениями о родственных отношениях этих трех богов, но они несомненно существовали. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Древнейшей богиней-матерью семитского мира была Астарта. Со временем в Финикии она стала верховной богиней и считалась дочерью бога Небо. Функции у нее были весьма разносторонние и охватывали самые разные стороны жизни. Прежде всего Астарта была богиней плодородия, любви, семьи и деторождения. Кроме того, она была тесно связана с царской властью, была богиней-охотницей, а также прослеживаются ее связи с Луной и с морем. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Практически во всех финикийских колониях храмы Астарты закладывались в момент основания города, лишь в Карфагене культ Астарты, начиная с середины I тыс. до н. э. отошел на второй план. Недаром греки считали Финикию страной, посвященной Астарте. Вплоть до IV в. н. э. весьма почитался ее храм в Афаке, близ Библа, но был разрушен по приказу императора Константина, вводившего христианство. И по сей день это место считается святым у местных жителей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чаще всего Астарту изображали в виде обнаженной женщины, поддерживающей руками гриди. Не менее традиционным было ее изображение в виде царицы, сидящей на троне. Священными животными богини считались лев и голубь, а также фантастические существа — керубы. Они имели львиное тело и человеческую голову, напоминая сфинксов. керубы стерегли трон Астарты и выступали стражами святости. Астарта считалась одной из жен Эла и родила ему семь дочерей, одной из которых была Тиннит. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Во многих городах Финикии Тиннит почиталась вместе с Астартой, но стояла на втором плане. Только в Карфагене в период наибольшего расцвета госудаства она достигла наивысшего положения. Тиннит — богиня небесная, предстающая в образе Луны. Она повелевала светилами, управляла ветрами и тучами, посылала дождь и обеспечивала земле плодородие. Священной птицей Тиннит, как и Астарты, был голубь, а по небу она перемещалась на льве. Изображали богиню в виде женщины, окутанной голубиными крыльями. Символами ее был ромб, пальма и гранат. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В Карфагене часто встречается «знак Тиннит» — треугольник с попереченой, положенной на вершину, над которым находится круг. Иногда вместо треугольника рисовали трапецию. Скорее всего этот знак был символом соединения женского плодоносящего начала с солнечным мужским божеством. В карфагенской традиции супругом Тиннит был солнечный бог Баал-Хаммон. Он сын Эла, перенявший некоторые черты отца и олицетворявший высшую справедливость. Существование его культа отмечено во всех финикийских колониях. Баал-Хаммон обеспечивал плодородие земли и мужскую силу человека. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "О древности его культа говорит тот факт, что карфагеняне приносили в жертву ему и Тиннит новорожденных младенцев. Изображали бога в виде могучего старца, сидящего на троне, украшенном керубами. На голове у него коническая тиара или корона с перьями. В левой руке бог держал посох, наконечником которого служил либо колос, либо сосновая шишка — символ бессмертия и мужской плодовитости. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Знаком Баал-Хаммона был круг, символизировавший солнечный диск, иногда крылатый, иногда с лучами. Порой диск украшали большими ушами, показывающими, что бог слышит все молитвы. Другим его символом являлся сужающийся кверху столб. Еще одной древнейшей богиней была Анат, дочь Эла. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "До возвышения Астарты выполняла часть ее функций — была богиней плодородия, любви, войны и охоты. По мере укрепления культа Астарты ее роль постепенно снижалась. В угаритском пантеоне ее аналог богиня Анату пользовалась гораздо большей популярностью. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Третьей дочерью Эла была Шеол, богиня подземного мира. По одной из версий отец убил ее, когда она была еще совсем юной. Спустившись в подземный мир, она стала его владычецей и супругой бога Мота. Она практически идентично присутствует в угаритском эпосе. Мот («смерть») также был сыном Эла, владыкой подземного мира. Финикийцы причисляли Мота к создателям Вселенной. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Его аналогом в Угарите был Муту. С миром смерти был связан очень древний бог Решеф («пламя»), возможно сын Эла, которому соответствовал угаритский Рашапу. Он был богом войны, мог насылать эпидемии и избавлять от них, считался хранителем договоров. Культ Решефа был широко распространен — ему был посвящен один из древнейших храмов Библа и один из богатейших храмов Карфагена, район Сидона назывался «землей Решефа», моряки всегда брали в плавание его статуэтки. Греки отождествили его со своим Аполлоном. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Изображали Решефа в виде воина, вооруженного луком; его стрелами были молнии — решефы огненные, предвещавшие несчастья и болезни. Священным животным считался олень. В подземном мире значительную роль играли рефаимы (угаритские рапаиты) — души умерших, отошедшие в мир смерти. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Одним из великих финикийских богов был Эшмун, принадлежавший к молодому поколению богов. Прежде всего он был бог-врачеватель, умирающий и воскресающий бог, тесно связанный с плодородием. Он мог предотвратить смерть путем исцеления, помогал умершим обрести блаженство. Его культ зафиксирован практически во всех финикийских городах, но особо он почитался в Сидоне. Греки отождествляли его с Асклепием. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Священным животным считалась змея — символ постоянного обновления и вечной жизни. Эшмун был восьмым братом Кабиров. Семь Кабиров — это дети одного из древнейших богов Цидика («праведного»), который вместе со своим братом Мисором («справедливым») олицетворял общественный порядок, верность существующим законам и незыблемость царской власти. Правда, иногда Эшмуна называли сыном Решефа. Кабиры открыли людям действия целебных трав и изобрели корабль мертвых, перевозящий душу умершего через небесный океан. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К богам-исцелителям относился и бог Шадрапа. Он тоже был умирающим и воскресающим богом, покровителем виноградорства. Поэтому греки отождествляли его с Дионисием. Шадрапа был еще воинственным богом-охотником. На стеле, найденой неподалеку от Арвада, он изображен стоящим на льве, который в свою очередь стоит на вершине горы. В одной руке бог держит зверя, а в другой — молнию; над головой у него солнечный диск и крылья. К богам-целителям причисляют также Цида, связанного с охотой и рыболовством, и Хорона, который излечивал скот и помогал при укусах змей. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Родоначальником многих морских божеств был Бел, сын Эла. Он воспринимался как бог текущей воды. Его внук Йам («море») — бог морской стихии, а сына Йама, тоже бога моря, греки отождествляли с Посейдоном. Его часто изображали в виде всадника, скачущего на гиппокампе. Большой популярностью среди моряков пользовались существа в виде карликов — патеки. Их изображения часто помещали на носу корабля, чтобы отвратить несчастья. В Берите почитали морского бога Йево, сына Эла и Анобрет, о которой мы ничего не знаем. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Землю финикийцы почитали как богиню Арц («земля»). Днем землю освещала богиня Шепеш («солнце»), а ночью — Йарих («луна»). То, что нарицательные существительные используются как собственные имена этих богов, говорит об их глубокой древности. Особыми почестями пользовалась Шепеш. Ее изображали в виде женщины с лучами вокруг головы. Финикийцы считали, что Солнце было первым божеством, которое узнали люди. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С землей был связан также брат Эла Дагон. Он был богом земледельцев, познакомил человека с плугом и научил его выпекать хлеб. У Эла и Дагона, детей Неба и Земли, был еще один родной брат Бетил, о котором мы знаем очень мало. Пожалуй лишь то, что он считался олицетворением священных камней финикийцев. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "У Небо был также сын от его наложницы, но эта наложница, будучи беременной, попала в плен и оказалась в доме Дагона, где и родила Демарунта. Так Демарунт стал приемным сыном Дагона, хотя по сути был его сводным братом. О культе этого бога мы не знаем практически ничего. Повзрослев, он сражался с Йамом, но проиграл. Позже Эл все же передал ему власть над Финикией вместе с Астартой и Хададом — богом, связаным с горами, в особенности с Ливаном. У Демарунта и Астарты был сын — Мелькарт. Как и Эшмун он относился к группе молодых богов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мелькарт был покровителем Тира, а позднее и многочисленных тирских колоний. К новому поколению богов принадлежал также Адонис («господь»), которого особо почитали в Библе. Главной богиней Библа была Баалат-Гебал («владычица Библа»). Она была богиней плодородия и любви, покровительствовала мореплаванию и считалась одной из жен Эла. Это позволяет некоторым исследователям рассматривать ее как ипостась Астарты. Часто ее изображали в виде женщины, сидящей на троне в египетских одеждах, с рогами, венчавшими голову, между которыми помещался солнечный диск. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В одном из мифов в качестве супруга Баалат-Гебал упоминается не Эл, а бог Хусор. Это бог-ремесленник, покровитель архитектуры, судостроения, кузнечного дела, угаритяне почитали его под именем Котару-ва-Хасису. По некоторым мифам Хусор был старше Эла и присутствовал при создании Вселенной. Греки отждествляли его с Гефестом. Изображали Хусора в виде зрелого мужчины в конической шапочке кузнеца и с клещами в руках. Культ этого бога был распространен во всем финикийском мире. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Был в Финикии и специальный бог-воин Баал-Магоним («владыка щитов»). Изображали его как всадника в шлеме с круглым щитом и копьем. Он был весьма популярен, особенно в среде военных. Священным животным Баал-Магонима считался конь. Греки отождествляли его с Аресом "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С большим почтением финикийцы относились к демонам. Кроме упомянутых уже патеков, финикийцы часто брали с собой в дорогу изображения божков с рожками. В могилы обязательно клали маски с гротескными чертами лица — эти демоны должны были отвращать беды от умерших. Большую популярность в Финикии приобрело египесткое божество Бес. Его изображали в виде карлика со змеями в руках. Он призван был помогать людям, защищать их от несчастья, излечивать от различных болезней. "}], "attributes": []}], "selectedRange": [0, 126]}
Комментарии 0