03 фев 2025 · 11:15    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Николай Степанович Гумилёв, фотография из открытых источников, взята отсюда: https://lib39.ru/inform/rarity/index.php?ELEMENT_ID=25168", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2025-01-27T183828.283.jpg", "filesize": 21484, "height": 378, "pic_id": 953002, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/27/scale_1200_-_2025-01-27T183828.283.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250127%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250127T153936Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ffc941ce9516247cce3b8627ded05a1b3f5e848e2b17b57d8df6252d787c97a0", "width": 301}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вечный вопрос, который задают себе люди, так или иначе относящиеся к литературному творчеству: как возникают стихи? Это талант, дарованный свыше или результат упорного труда?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нужно ли поэту ждать прилёта своей Музы, или же, как в любой организации, работать в течение восьми часов с перерывом на обед, а к концу рабочего дня выдать готовое стихотворение?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Можно ли стать поэтом просто по велению души, или же надо окончить учебное заведение и стать поэтом по профессии? Ведь существует же Литературный институт, который ежегодно выпускает определённое количество поэтов и прозаиков. Правда, при поступлении в институт абитуриенты проходят творческий конкурс и пишут литературный этюд, то есть они уже должны обладать если не талантом, то хотя бы литературными способностями, и иметь публикации."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но, с другой стороны, ни Пушкин, ни Лермонтов институтов не кончали. У них был талант, данный им при рождении."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К чему я всё это пишу? Дело в том, что в прочитанных мною недавно воспоминаниях Николая Чуковского было подробно рассказано о существовавшем в Петербурге в начале ХХ века и в первые годы после революции «Цехе поэтов» - творческом литературном объединении, которое возглавлял Николай Степанович Гумилёв. О самом этом объединении я уже недавно писала, а сейчас хочу ещё раз обратить внимание на систему обучения молодых поэтов, разработанную Гумилёвым."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как отмечают те, кто был причастен к «Цеху поэтов», Гумилёв считал, что поэзии можно обучить, как любому другому ремеслу."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Николай Степанович представлял себе поэзию как сумму неких механических приёмов, годных для всех времён и для всех поэтов, не зависимых ни от судьбы творца, ни от общественных процессов. В этом он перекликался с так называемыми «формалистами», группировавшимися вокруг общества «Опояз» (Виктор Шкловский, Роман Якобсон, Борис Эйхенбаум). Но, в отличие от теорий опоязовцев, опиравшихся на университетскую науку своего времени, теория Николая Степановича была его собственным изобретением. Вот об этом и рассказывает в своих воспоминаниях Николай Корнеевич Чуковский, который входил в третий «Цех поэтов» и был самым младшим его участником."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стихи, по мнению Гумилёва, мог писать каждый, для этого следовало только овладеть определёнными приёмами. Кто хорошо овладеет всеми приёмами, тот будет великолепным поэтом."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А чтобы легче было овладевать этими приёмами, он их систематизировал. Эта систематизация и была, по его мнению, теорией поэзии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Теория поэзии, утверждал Гумилёв, может быть разделена на четыре отдела: фонетику, стилистику, композицию и эйдологию."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фонетика исследует звуковую сторону стиха — ритмы, инструментовку, рифмы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Стилистика рассматривает впечатления, производимые словом в зависимости от его происхождения. Все слова русской речи Николай Степанович по происхождению делил на четыре группы: славянский, атлантический, византийский и монгольский."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В славянский разряд входили все исконно русские слова, в атлантический — все слова, пришедшие к нам с запада, в византийский — греческие, в монгольский — слова, пришедшие с востока."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Композиция тоже делилась на много разрядов, из которых главным было учение о строфике."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Эйдологией же Гумилёв называл учение об образе (эйдол — это идол, он же образ)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так как каждый отдел и каждый разряд в свою очередь делился на ряд подотделов и подразрядов, то всю теорию поэзии можно было изобразить на листе бумаги в виде наглядной таблицы, что участники семинара и делали с помощью линейки и цветных карандашей. Подотделы и подразряды располагались на этой таблице таким образом, что составляли вертикальные и горизонтальные столбцы. Любое стихотворение любого поэта можно было вписать в эту таблицу в виде ломаной линии, отдельные отрезки которой располагались то горизонтально, то вертикально, то по диагонали, образуя своеобразный график."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Чем лучше стихотворение, тем больше различных элементов будет приведено в нём в столкновение, и, следовательно, тем больше углов образует на таблице выражающая его линия. Линии плохих стихов пойдут более плавно — сверху вниз или справа налево."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Таким образом, эта таблица, по мнению её создателя, даёт возможность не только безошибочно и объективно критиковать стихи, но и писать их, не рискуя написать плохо."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К сожалению, сами эти таблицы не сохранились, поэтому проверить, как это работает, мы не можем. Но об этом методе Гумилёва вспоминает не только Николай Чуковский, но и, к примеру, Ирина Одоевцева:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Он любил повторять, между прочим, что писать стихи – такая же наука, как математика»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И в другом месте:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Поэзия такая же наука, как, скажем, математика»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Интересно, как сам Николай Степанович писал свои стихи, использовал ли свои таблицы, или же полагался лишь на вдохновение? Вписывался ли в его таблицы созданный его воображением изысканный жираф? Ведь сам он, по воспоминаниям той же Ирины Одоевцевой, говорил, что родился поэтом, а не стал им. И это, на мой взгляд, гораздо ближе к истине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот материал ранее был размещён мною на "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/Zb5yrtsrnECE30fg"}, "string": "моём канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на Дзене"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [4943, 4943]}
Комментарии 7