01 фев 2025 · 11:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Фотография взята отсюда: https://vsev.net/vo-vsevolozhskom-dk-sostoyatsya-literaturnye-chteniya-nikolaj-gumilev-i-petrogradskij-czekh-poetov.html", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2025-01-25T115359.319.jpg", "filesize": 20947, "height": 356, "pic_id": 952069, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/01/25/scale_1200_-_2025-01-25T115359.319.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20250125%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20250125T085507Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=ee8484bd84cd2cf190786c59e3cbfad6a924a02345189c14510aaaf0b1956528", "width": 301}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Цех поэ́тов — это общее название нескольких поэтических объединений, существовавших в начале XX века в Санкт-Петербурге, Москве, Тбилиси, Баку, Берлине и Париже."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Фактически в Санкт-Петербурге и в Петрограде существовало по очереди три объединения с таким названием."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Весной 1909 года Вячеслав Иванов организовал занятия по стихосложению для молодых начинающих поэтов, которые получили название Поэтической академии. В этих заседаниях участвовали такие известные символисты, как Иннокентий Анненский, Андрей Белый, сам Вячеслав Иванов. Они читали лекции о правилах стихосложения, анализировали стихи молодых поэтов, указывали на их просчёты, хвалили за находки и удачи. Некоторые заседания проходили в форме диспутов. Но дискутировали по большей части друг с другом только сами «мэтры». Как вспоминал один из участников Поэтической академии, Владимир Пяст,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«молодёжь играла роль хора... безмолвного и безгласного»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Через некоторое время эта роль перестала удовлетворять молодую аудиторию, и группа поэтов во главе с Николаем Гумилёвым и Сергеем Городецким решила создать собственное объединение, назвав его «Цех поэтов»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Это был Первый «Цех поэтов», основанный в 1911 году и просуществовавший до 1914 года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Название объединения недвусмысленно отсылало к ремесленным объединениям средневековой Европы и подчёркивало отношение создателей объединения к поэзии как к профессии, ремеслу, требующему в первую очередь упорного труда. Во главе цеха стоял «синдик» («главный мастер»)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "По замыслу организаторов, цех должен был служить для овладения и совершенствования поэтическим ремеслом. Подмастерья должны были учиться у мастеров писать стихи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Гумилёв и Городецкий считали, что стихотворение (то есть «вещь») создаётся по определённым законам («технологиям»). Этим приёмам можно и нужно научиться."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первое заседание Цеха состоялось 20 октября 1911 года в квартире Сергея Митрофановича Городецкого. Присутствовал только узкий круг приглашённых, что придавало объединению ореол таинственности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В число этих избранных, кроме основателей, входили: Анна Ахматова, которая была секретарём объединения, Осип Мандельштам, Михаил Зенкевич, Владимир Нарбут, Мария Кузьмина-Караваева, Михаил Лозинский, Василий Гиппиус, Мария Моравская, Вера Гедройц, а также на первых порах Михаил Кузмин, Владимир Пяст, Алексей Толстой."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Участники «Цеха» печатались в журнале «Аполлон», но был у них и свой печатный орган — небольшой журнал «Гиперборей», выходивший в 1912–1913 годах."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первое время заседания «Цеха» проходили так же, как в Академии Иванова: читались и разбирались стихи участников, высказывался каждый присутствующий. Только теперь в роли мэтров выступали сами молодые поэты. Как вспоминала Анна Ахматова, уже на четвёртом или пятом заседании они решили, что им"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«необходимо отмежеваться от символизма, поднять новое поэтическое знамя… дать и название новому направлению»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Было предложено два названия. Одно из них — «адамизм», от имени первого библейского человека. Но в это название вкладывался несколько иной смысл: мужественный прямой взгляд на мир, взгляд первозданного Адама, дающего всему новые имена. Вторым вариантом было название «акмеизм», от греческого слова «акме» — «вершина», «острие», «расцвет». Это название и победило."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1913 году в печати появились две статьи, ставшие манифестами нового направления. Первую - «Наследие символизма и акмеизм» - написал Гумилёв. Вторую — «Некоторые течения в современной русской поэзии» — Городецкий. В обоих манифестах утверждалось, что символизм"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«закончил свой круг развития и теперь падает» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "(так сформулировал в своей статье Гумилёв)."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Новая поэтическая школа не объявляла себя врагом символизма — более того, подчёркивала свою с ним преемственность. Гумилёв писал:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«…Чтобы это течение утвердило себя во всей полноте и явилось достойным преемником предшествующего, надо, чтобы оно приняло его наследство и ответило на все поставленные им вопросы. Слава предков обязывает, а символизм был достойным отцом»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Символисты, однако, не спешили признавать акмеистов своими наследниками. Скорее — подражателями, неправомерно претендующими на новизну."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Валерий Брюсов в статье «Новые течения в русской поэзии» вообще отказывал новому кружку в праве считаться самостоятельной школой:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Акмеизм — выдумка, прихоть, столичная причуда, и обсуждать его серьёзно можно лишь потому, что под его призрачное знамя стало несколько поэтов, несомненно талантливых»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Ещё резче высказался Александр Блок в своей статье «Без божества, без вдохновенья...». По его мнению,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«Н. Гумилёв и некоторые другие «акмеисты», несомненно даровитые, топят самих себя в холодном болоте бездушных теорий и всяческого формализма;... они замалчивают самое главное, единственно ценное: душу». "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первый «Цех поэтов» просуществовал до Первой мировой войны и распался, поскольку его создатель Николай Гумилёв ушёл на фронт, да и остальным было не до стихов. Потом его дважды пытались возродить — в 1916 году был создан Второй «Цех поэтов», который закончил своё недолгое существование уже в следующем, 1917 году. Его руководителями были Георгий Иванов и Георгий Адамович – два Жоржика, как их называли в их кругу; сначала близкие друзья, потом, уже в эмиграции, - непримиримые враги."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А вот после революции, в 1920 году, начал действовать Третий «Цех поэтов», так называемый «Новый цех», которым руководил сначала Гумилёв, а затем Адамович, и просуществовал он ещё два года."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этот «Цех поэтов», кроме создателей, входили только самые близкие, самые проверенные люди: Георгий Иванов, Николай Оцуп и Всеволод Рождественский. Немного позже была принята Ирина Одоевцева — взамен изгнанного Всеволода Рождественского. К началу 1921-го года членами «Цеха» стали также Сергей Нельдихен и Константин Вагинов (Вагенгейм). В штаб «Цеха» входили Гумилев, Иванов, Адамович и Одоевцева."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из дореволюционных акмеистов в объединение не вошли ни Ахматова, ни Зенкевич, ни Городецкий, ни Мандельштам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Участники третьего «Цеха поэтов» были весьма разношёрстны по своим взглядам на поэзию. Например, Константин Вагинов в своей жизни примыкал к разным группам, даже к ОБЭРИУ. Сергей Нельдихен, автор «поэморомана» «Илья Радалёт» и других стихотворений, синтезирующих приёмы поэзии и прозы, писавший о «женщинах — двухсполовинойаршинных куклах», считался примитивистом и даже удостоился от Гумилёва несправедливого титула «певца глупости». К акмеизму это имело мало отношения."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Главным учителем Цеха стал вновь Николай Степанович Гумилёв, который обучал молодых поэтов по собственной методике."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что интересно, и на что обращали внимание в своих воспоминаниях и Николай Чуковский, который был, пожалуй, самым молодым участником «Цеха», и Ирина Одоевцева: если пролистать все многочисленные сборники стихов, выпущенные Цехами поэтов между 1918 и 1922 годами, то видно, что в них нет даже намёков на происходившие тогда столь масштабные революционные события."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Можно попытаться объяснить себе этот удивительный факт тем, что члены «Цеха поэтов» лишены были возможности высказать свои взгляды в книгах из-за цензуры, но это не совсем так. Военная цензура, существовавшая в Советской России в годы Гражданской войны, была довольно мягкой, и для высказывания в стихах любых взглядов поэтам не нужно было бы прибегать даже к эзопову языку, разве только к самому прозрачному иносказанию. Нет, дело здесь не в цензуре."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Поэты этого круга не писали о революции, потому что у них не было слов для выражения своего отношения к ней."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Революция ощущалась ими, эстетами, прежде всего как событие настолько приземлённое, что о нём было неприлично упоминать в такой изысканной сфере человеческой духовной жизни, как поэзия. Они жили в совершенно другом мире, они не могли говорить публицистическим газетным языком. В словах их интересовал зачастую не смысл, а звучание. Слова газетного языка им казались «мёртвыми»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Отвергая «мёртвые слова», деятели «Цеха поэтов» не упоминали и о событиях революции."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "За время своего существования объединение выпустило три поэтических альманаха."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "И второй, и третий «Цех» просуществовали ещё меньше, чем первый. Окончательный распад третьего «Цеха поэтов» совпадает с трагической гибелью его руководителя Николая Степановича Гумилёва, расстрелянного в августе 1921 года по обвинению в участии в контрреволюционном заговоре. За несколько недель до этого скончался Александр Блок, который хоть и не входил в «Цех поэтов» и в отличие от многих о революции писал, но всё же по-прежнему был властителем многих умов. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Две эти смерти современники восприняли как поворотные события. Говоря о похоронах Блока, они были единодушны — хоронят не писателя, а уходящую эпоху. Младшая современница Блока писательница Нина Берберова писала:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "«У всех было ощущение, что вместе с его смертью уходит в прошлое и этот город и целый мир. Молодые люди, окружившие гроб, понимали, что для них наступает новая эпоха. Как сам Блок и его современники были детьми «страшных лет России», так мы стали детьми Александра Блока. Через несколько месяцев уже ничто не напоминало об этой поре русской жизни. Одни уехали, других выслали, третьи были уничтожены или скрывались. Приближалась новая эра»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Так закончился Серебряный век русской поэзии."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот материал ранее был размещён мною на "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZbvCTvpksCzeQmOd"}, "string": "моём канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на Дзене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [9017, 9017]}
Комментарии 10