02 ноя 2025 · 11:00    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"caption": "Обложка книги, взято отсюда: https://biblio-ast.ru/biblioteka-muzey-onlayn/12/68963/", "presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "scale_1200 - 2025-10-29T191746.368.jpg", "filesize": 25162, "height": 490, "pic_id": 1035014, "url": "http://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2025/10/29/scale_1200_-_2025-10-29T191746.368.jpeg?X-Amz-Algorithm=AWS4-HMAC-SHA256&X-Amz-Credential=YCAJEsyjwo6hiq7G6SgeBEL-l%2F20251029%2Fru-central1%2Fs3%2Faws4_request&X-Amz-Date=20251029T161927Z&X-Amz-Expires=3600&X-Amz-SignedHeaders=host&X-Amz-Signature=6c1271b74e5f320af460253c7c14a3b84bdd41396f760d2ee362661d4c03f0e7", "width": 301}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я всё ещё продолжаю тему Виктора Астафьева. Перечитала некоторые его произведения, познакомилась с рассказами его дочери Анастасии, а теперь вот выяснила для себя, что и жена его тоже была писательницей. Мария Корякина, или Корякина-Астафьева, или Астафьева-Корякина – в разных местах встречается по-разному."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мария Семёновна Корякина (1920-2011), окончив механико-металлургический техникум, ушла на войну медсестрой. Там, на фронте познакомилась с Виктором Петровичем Астафьевым, и после войны они поженились. Писать она начала в 1965 году, как считается, при активной поддержке мужа. Она, правда, говорит об этом немного по-другому, но об этом чуть ниже. Всего она написала 16 книг прозы – повести, рассказы, воспоминания, эссе. Она была членом Союза писателей СССР."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Я прочитала одну её автобиографическую книгу – «Знаки жизни». Книга вышла в Красноярске в 1994 году тиражом всего 10 тысяч экземпляров, сейчас она является библиографической редкостью. В библиотеке-музее Астафьева её оцифровали, и благодаря этому её можно найти в электронном виде и прочитать."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этой книге она просто и безыскусно рассказывает о своей жизни. А начинает с того, как из уральского городка Чусовой, окончив курсы медсестёр, в 1943 году она добровольно (но по недвусмысленному намёку руководства госпиталя) отправилась на фронт, хотя из их многодетной семьи (9 детей!) ушли воевать уже трое её братьев и сестра, из которых один погиб, второй пропал без вести, а третий был тяжело ранен."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мы уже многое знаем и не удивляемся тому, что в первые дни войны в стране, как на фронтах, так и в тылу, царила страшная неразбериха. Но в книге Марии Семёновны описывается уже 1943 год, и всё равно – обмундирования не хватало, ей, миниатюрной девушке, выдали сапоги 39 размера, которые практически слетали у неё с ног, когда она пыталась маршировать на плацу (медсестра – зачем маршировать?), а шинель была настолько ей велика, что она даже не могла высунуть руку из рукава без того, чтобы второй рукой не подтянуть рукав. А грязь, а вши!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но на Западной Украине, в селе Станиславчик, где стояла часть Марии Семёновны уже после Победы, познакомилась она с нестроевым солдатом Виктором Астафьевым, часть которого стояла рядом. Был Виктор Астафьев бойким, хорошо пел, заразительно смеялся - так, что «тараканы валятся» - и весело шутил. Там же, в селе, они и расписались перед демобилизацией, оттуда же и уехали на родину Марии Семёновны уже вместе."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Совсем не празднично описано возвращение солдат-победителей домой с запада: никаких билетов на поезда, вагоны брали штурмом, влезали внутрь, разбивая окна, а иначе вообще никак не уехать… Молодой чете Астафьевых достался туалет, куда потом через то же разбитое окно влезли ещё двое пассажиров. Так и получилось, что с войны Мария вернулась в Чусовой с мужем."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Все эти приключения в дороге заняли в повести больше места и написаны с большей эмоциональностью, чем страницы, посвящённые собственно войне и фронту."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Жилищный вопрос, который всех нас испортил! Семья Марии Семёновны была многодетной, и хоть и забрала война троих сыновей, но пришлось в одном не очень большом доме ютиться с родителями, с младшими двумя братьями и сестрой, и с ещё одной сестрой, её мужем и их ребёнком. Не у всех было отдельное спальное место, уже не говоря об отдельной комнате."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, такие жилищные условия не способствуют хорошим отношениям в семье, да и вообще само существование семьи было поставлено под угрозу. И Виктор Астафьев предстаёт перед нами в этих эпизодах таким… неуравновешенным, таким непостоянным, вплоть до уходов из семьи, что становится ясно, почему впоследствии он был против публикации этой книги."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Что интересно: написана повесть очень простым языком, как будто и не повесть, а странички из дневника, а читается интересно. Живая жизнь проходит перед нашими глазами, без прикрас, но и без драматизации, с приметами времени, с малейшим нюансами. Как жили, во что одевались и обувались, что ели, как отапливали свои дома (печку белили, между прочим, каждую неделю!), сколько сидели в декрете, как отоваривали хлебные карточки в послевоенное время. Получился, на мой взгляд, ценный документ эпохи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Книга написана очень колоритным языком. Некоторые выражения прямо заставили улыбнуться. Вот, к примеру, о грудном ребёнке – «хлеб мумляет». Об отце: он сигаретами «пышкает», «вышкает»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Как ужасно было читать строки о том, как первенец Астафьевых, дочка Лидочка, умерла полугодовалой в больнице от диспепсии, а точнее говоря, просто от голода: у молодой мамы не было молока, а никто из кормящих матерей, лежавших с ней в палате, не поделился с малышкой своим молоком, потому что Мария Семёновна ничем не могла им заплатить."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Но, конечно, больше всего строк в книге посвящено мужу – Виктору Астафьеву. Вот что значит – поженились быстро, буквально за один день в сельсовете расписались. А узнать друг друга как следует, расспросить, присмотреться к семье невесты, чтобы жить вместе, времени не было. Или уж тогда сразу надо было начинать жить отдельно. Потому что не понравились Виктору родственники Марии, не смог он жить в их семье. Уходил из семьи, уезжал к своим в Сибирь, и даже вторая дочь Ирина родилась без него. Но Мария верила в него, любила его и не стала разрушать семью, хоть и была у неё такая возможность, был человек, который любил её и готов был принять её с ребёнком. Но…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«…он же в детдоме рос, он же сирота, он же столько раз ранен…» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Повторю: в литературе существует мнение, что Мария Семёновна начала писать при помощи и поддержке мужа, а в своей книге сама она пишет о том, что сначала она стала заниматься творческой работой, устроившись работать на радио, где ей приходилось самой писать тексты, а Виктор Петрович в то время ещё работал слесарем. Писать он начал на несколько лет позже. Сам он потом говорил, что мог бы писать больше, было бы на чём. Первый свой рассказ он написал на листах, выдернутых из вахтенного журнала, за что и получил выговор. А позже друзья подарили ему обрезки обоев, из которых Мария Семёновна сшила тетрадь. Виктор Петрович в этой тетради писал, а она перепечатывала на пишущей машинке."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "К примеру, повесть «Кража» она перепечатала 13 раз, а «Пастуха и пастушку» - 11. Жаль, те рукописи не сохранились."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Без всякого стеснения описывает Мария Семёновна, как крали продукты с хлебозавода, как умудрялись выносить оттуда хлеб, булки, пироги, муку, и как на проходной работников обыскивали. Конечно, всё это делалось не ради наживы, а от бедности, от голода – это было начало 50-х годов. От бедности стены нового дома Астафьевы украсили «ковром»: на оборотной стороне старой клеёнки Виктор Петрович сам нарисовал пруд и белых лебедей. Такой «ковёр» и повесили на стену."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вторая часть книги – это уже конец 60-х – начало 70-х годов. Эта часть написана уже совсем другим языком, более литературным – нет той простоты, непосредственности, что была в первой части, и от этого, на мой взгляд, повесть только потеряла."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Астафьев стал уже известным писателем, они получили квартиру в Перми, купили домик в деревне, где Виктор Петрович работал над своими произведениями. Но он решил переехать в Вологду. Так началась их жизнь на два города – Вологда и Пермь. И пошла совсем другая история. В Вологде дали им огромную квартиру в обкомовском доме."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Рассказала здесь Астафьева и о своих выросших детях – Ирине и Андрее. И тут же неожиданное и очень неприятное признание о том, как не хотела она рожать сына (кто тянул за язык?):"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«…в начале беременности я чего только не предпринимала, чего над собой не делала, чтоб только избавиться от зародившейся во мне жизни»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Понятно, что от хорошей жизни так не поступают, но зачем говорить об этом во всеуслышанье, тем более, зная, что сын прочтёт!"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«… а... ты были запрещены… Я даже разведённую извёстку пила. Я даже водку с дрожжами пила» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Представляю себе, что чувствовал Андрей, когда читал эти строки…"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А потом ещё не раз она шла на оперативное вмешательство, в том числе подпольное… И описание этого тоже в повести присутствует. Нет, я против такой неумеренной откровенности."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Третья часть рассказывает о том, как Астафьевы переехали в Сибирь, в Красноярск – это уже начало 80-х."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "С некоторой обидой пишет Мария Семёновна о том, как перепечатывала она рукописи мужа, в том числе и его автобиографические произведения, где он откровенно писал и об их семейной жизни, и о маме Марии Семёновны, приписывая ей вину за то, что так трудна была их послевоенная жизнь."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Он знал, что я это буду печатать и как-то, естественно, среагирую» "}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "(а тут вспомним, как она сама писала то, что наверняка было неприятно читать её сыну)"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А Виктор Петрович на упрёк жены ответил,"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«что его нечего учить, как и о чём писать, что не станет изображать нашу жизнь весёлой и счастливой»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Не понравилось Марии Семёновне жить и в родной деревне Астафьева – Овсянке. Говорит, что там они с мужем ещё больше отдалялись друг от друга, там Астафьев становился грубым и отчуждённым с ней, много пил с друзьями."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Астафьев показан в этой части как признанный, знаменитый, чуть зазнавшийся писатель, которого печатают, любят, изучают, рисуют, лепят, приглашают, встречают..."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Самые пронзительные строки в этой части посвящены рано умершей дочери Астафьевых - Ирине."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Нашла я в повествовании парочку ляпов. Вот Мария Семёновна описывает свою поездку в Индию и местных жителей:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«видела девушек-красавиц в тончайших разноцветных сафари»."}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Конечно, есть такая женская одежда - «сафари». Были очень модны в 80-х джинсовые платья с застёжкой впереди. Но регион не тот. Вряд ли индианки носили сафари, скорее всё же сари."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Вот ещё один неожиданный пассаж Марии Семёновны:"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "«Наверное, так вот просто всё и идёт-свершается, как о том величайший Достоевский когда-то писал: \n\nКогда дряхлеющие силы нам начинают изменять \nИ мы должны, как старожилы, пришельцам новым место дать, –"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спаси тогда нас, добрый гений, от малодушных укоризн, \nОт клеветы, от озлоблений на изменяющую жизнь; \nОт чувства затаенной злости на обновляющийся мир, \nГде новые садятся гости за уготованный им пир…»"}], "attributes": ["quote"]}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Хорошие стихи, но это не Достоевский, а Тютчев! Куда редакторы смотрели?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В этой части повести много перечислений известных людей, с которыми встречались и общались Астафьевы, мест, где они побывали, а само повествование больше напоминает переписывание страниц из дневника, причём зачастую не соблюдая хронологию, так, что я даже запуталась, какие события за какими следовали."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А в конце приведён список книг Астафьева, которые он подписывал и дарил своей жене на память. Мне этот ритуал показался странным. И ни слова нет о том, что изменял ей Виктор Петрович, и не раз, и о внебрачных детях тоже ни слова. Всё только о любви."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Мария Семёновна Корякина-Астафьева пережила своего супруга на 10 лет. Она была его секретаршей и музой, но между перепечатками рукописей успевала писать и свои книги: в её творческом багаже, повторю, 16 книг прозы."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Автобиографическую повесть «Знаки жизни» Астафьев просил не публиковать, но она не послушалась, и в 1998 году Астафьев написал о тех же самых событиях свою повесть «Весёлый солдат»."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Этот материал ранее был размещён на "}, {"type": "string", "attributes": {"href": "https://dzen.ru/a/ZySTJhtKIn8u7Qwg"}, "string": "моём канале"}, {"type": "string", "attributes": {}, "string": " на Дзене."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {"bold": true, "italic": true}, "string": "Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!"}], "attributes": []}], "selectedRange": [10970, 10981]}
Комментарии 16