08 янв 2023 · 18:47    
{"document": [{"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В нижнем течении Оби в районе устья реки Казым обнаружен клад с уникальными предметами, аналоги которым неизвестны, а их прототипы археологи лишь несколько раз находили только в женских погребениях V-III в. до н. э. на Алтае, Верхнем Приобье и Южном Урале. Казымский клад содержал несколько круглых литых бронзовых дисков, очень похожих на оборотную сторону золоченых зеркал-погремушек, которые производились в VI-III в. до н. э. в Индии и поставлялись на современные территории Южного Урала, Алтая и юга Новосибирской области."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Зеркала были совершенно круглые и состояли из двух частей – задней (рельефной) и передней – гладкой, нашлифованной до зеркальности. Между собой эти бронзовые диски соединялись семью аккуратными клепками, а внутри мастера помещали кусочки олова или свинца, которые приятно побрякивали. В Сибири, на Алтае, Урале было найдено всего 6 зеркал-погремушек. В самой Индии и других странах – пока ни одной. О культовом характере этих редких изделий говорит целый ряд фактов – их нахождение только в женских погребениях, их расположение (у головы лицевой стороной к земле), наконец, тот факт, что при ограблении в древности могил эти зеркала никогда не брали, к ним даже не прикасались. По-видимому, они наводили ужас на древних грабителей. Вероятно, такие зеркала принадлежали только служительницам культа – жрицам."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Первое зеркало-погремушка было найдено в пазырыкском кургане на Алтае знаменитым ученым Сергеем Ивановичем Руденко в 1947 году и сейчас находится в Эрмитаже. Характер изображений и способ их расположения не позволяет ученым усомниться, что эти вещи производились в Индии или Бактрии и имели сугубо культовый характер. Оттуда в V-III вв. до н. э. они попадали к кочевникам Горного Алтая, Верхней Оби и Южного Урала. А с конца III и во II в. до н. э., аналогичным путем попадали на север, к охотникам средней и нижней Оби, цельнолитые, так называемые сарматские зеркала, которые изготавливались в Индии и в Передней Азии. Как показали исследования, «золочение» зеркал-погремушек мастера производили без использования золота. Яркий золотой блеск достигался особой технологией шлифовки."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сцены на тыльной стороне зеркал-погремушек изображали жриц с поднятой рукой, в окружении лотосов и культовых животных – благого индийского слона, ланей или антилоп. Центр диска неизменно украшал полый конус – вершина Мира. Вокруг центрального выступа искусные мастера ковали выпуклые полые шестигранные валики, отделяющие друг от друга разные миры. Зеркала-погремушки могли быть атрибутом жриц, служивших культу Мировой горы, находившейся на Севере, а сами зеркала являлись объёмной моделью страны блаженных (гипербореев), расположенной вокруг Мировой горы за кольцевым неприступным хребтом Рипейских гор – внешний валик."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Орнамент располагался симметрично между валиками, но без полного подобия. Все изображения были украшены солярными знаками – символами солнца, что означало принадлежность всех участников сцены к небожителям. Многие из вышеперечисленных приемов были заимствованы при изготовлении дисков, которые были обнаружены в найденном кладе. Однако они сделаны уже в традициях другой культуры, ранее неизвестной и в научной литературе пока не описанной."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Диски практически копируют тыльную часть зеркал-погремушек, но при этом не имеют никаких следов клепок, отверстий, петель или крючков, – рассказал старший научный сотрудник Института археологии и этнографии Петр Шульга. – Диски с конусом, как и зеркала-погремушки, могли толковаться в индо-иранской среде как схема мироздания, подобная объёмной буддийской мандале. У кочевников Алтая и Южного Урала в V-III вв. до н. э. культура была иной, но верования сохранялись. Два грубых отверстия в дисках были пробиты позже: видимо, древние северные охотники, не имевшие подобных представлений о мироздании, использовали эти диски более утилитарно: как поясные бляхи."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Несмотря на внешнюю идентичность с тыльной стороной зеркал-погремушек, найденные бронзовые диски, в отличие от своих прототипов, оказались литыми, а не коваными и рисунок на них был выгравирован, а не отчеканен. Это, по мнению ученого, говорит о том, что произвели их другие мастера и в чуть более позднее время. Изменился и сам характер изображений. На дисках казымского клада рисунок нанесен не симметрично, а по кругу. На одной из них, например, изображены брачные сцены мифических рогатых лошадей с разветвленными хвостами. Сначала битва жеребцов за кобылу, затем воссоединение пары у цветка-алтаря и, наконец, финальная сцена любви двух жеребцов и кобыл. На другом диске мифические лошади напоминают головы хищных птиц, а на третьем – водоплавающих. Художественный стиль, в котором исполнены эти изображения, в литературе не описан."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Эти диски могли производиться, начиная с середины III в. до н. э. в переднеазиатских ремесленных центрах, копировавших индийские зеркала-погремушки, но уже в своей традиции, – полагает Петр Шульга. – А во II-I вв. до н. э. своеобразный рельеф дисков с конусами и валиками был уже воспринят культурой населения Нижней Оби и потом ещё несколько столетий воспроизводился на различных бляхах и пряжках. Об этом говорят остальные диски того же казымского клада – они практически без орнамента, повторяют лишь исходную форму своих прототипов, но с уклоном в сибирский стиль – вместо цепочки солярных знаков по краю можно видеть обычный венчик, словно из бусин. Круглые бронзовые поясные бляхи с головами медведей в период с I в. до н. э. по III-Vв. н. э. были широко распространены на северных территориях и подробно описаны в научной литературе. Однако после исследований казымского клада резонно возникает мысль о том, что таким образом заимствованная индийская культура трансформировалась и пустила местные корни."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Резюмируя уникальную находку, ученый подчеркнул, что диски из казымского клада позволяют последить удивительную живучесть объёмной схемы мироздания Ариев: с центральным конусом, окружённым валиками и мифическими сценами. Похоже, что культ мировой горы в V-III вв. до н. э. был распространён на огромной территории от Индии до Горного Алтая, Верхней Оби и Южного Урала. Но в III в. до н. э. на всей этой территории происходит глобальная смена культур и заложенный в зеркалах-погремушках образ Мировой Горы, окружённый кольцевым хребтом, полностью исчезает."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "– Существенные изменения происходят в Индии и Передней Азии после завоеваний Александра Македонского и формирования эллинских государств на пространстве до Индии и севера Афганистана, – поясняет Петр Шульга. – К началу III в. до н. э. зеркала-погремушки перестают производить. Но совсем в других мастерских, возможно, в эллинской среде, их начинают копировать в соответствии с иными традициями, делая совершенно нефункциональные диски. Находка их в Казымском кладе показывает, что подобно зеркалам эти диски также были востребованы на огромной территории, очевидно, включавшей и лесостепь Западной Сибири, где к III в. до н. э. формируется саргатская культура. Однако никаких подобных дисков на данной территории или их копий не найдено. Тем более удивительно, что их богатый набор найден в единственном месте у самого полярного круга. "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "uqNg3_7dZpU.jpg", "filesize": 71392, "height": 480, "pic_id": 354844, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/uqNg3_7dZpU.jpeg", "width": 505}}, {"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ihwPSShAZvY.jpg", "filesize": 101705, "height": 587, "pic_id": 354845, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/ihwPSShAZvY.jpeg", "width": 480}}, {"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "5B559PRCHC0.jpg", "filesize": 98854, "height": 485, "pic_id": 354847, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/5B559PRCHC0.jpeg", "width": 480}}, {"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "kdLZZ7DMuk8.jpg", "filesize": 73106, "height": 494, "pic_id": 354846, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2023/01/08/kdLZZ7DMuk8.jpeg", "width": 480}}, {"type": "string", "attributes": {"blockBreak": true}, "string": ""}], "attributes": ["attachmentGallery"]}], "selectedRange": [1, 116]}
Комментарии 0