27 авг 2022 · 17:44    
{"document": [{"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "a4c203387290323670c11fd32157349b.jpg", "filesize": 169335, "height": 540, "pic_id": 138544, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/27/a4c203387290323670c11fd32157349b.jpeg", "width": 1000}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "В 1902 году Максим Горький написал пьесу «На дне», в которой затронул важную философскую проблему лжи и правды, их роли в жизни человека. Сам Горький пояснял философскую сущность пьесы так: «Основной вопрос, который я хотел поставить, - это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Это вопрос не субъективный, а общефилософский». Поэтому пьесу «На дне» можно назвать социально-философской. В ее основе лежит спор о человеке, его положении в обществе. В этом споре принимают участие почти все обитатели ночлежки. Люди «дна» говорят о лжи и правде, о человеке, о совести, о труде. Стоит, например, Клещу сказать, что ночлежники живут без чести и совести, как Бубнов ответит ему: «На что совесть? Я - не богатый», а Васька Пепел вспомнит слова Сатина: «Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее». Когда Клещ скажет, что ворам «легко деньги достаются... Они - не работают», Сатин ответит: «Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна... Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/png", "filename": "Snimok-ekrana-2020-03-06-v-01.35.27.png", "filesize": 330470, "height": 406, "pic_id": 139156, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/27/Snimok-ekrana-2020-03-06-v-01.35.27.jpeg", "width": 721}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Из числа ночлежников М. Горький выделяет две фигуры: странника Луку Сатина."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Лука - это беспаспортный бродяга, которого в жизни «мяли много». С тарик пришел к выводу, что человек достоин жалости. Лука выступает как утешитель, желающий ободрить человека, примирить его с безрадостным существованием. Умирающей Анне старик советует не бояться смерти, потому что она несет покой, которого измученная Анна никогда не знала. Спившемуся Актеру Лука внушает надежду на излечение в бесплатной больнице для алкоголиков, хотя знает, что такой больницы нет. Ваське Пеплу старик говорит о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "c1ecb1ccff0d4a471ed57ab9aab8e7f8-800x.jpg", "filesize": 277623, "height": 600, "pic_id": 139165, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/27/c1ecb1ccff0d4a471ed57ab9aab8e7f8-800x.jpeg", "width": 800}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Всё это утешительная ложь, которая лишь на время может успокоить человека, приглушая тяжелую реальность. Но, кроме волшебных иллюзий, Лука ничего не дает людям. Его утешительная ложь никому из ночлежников не помогла. Слова старика расходятся с делом. Когда Василиса избивает Наташу, Квашня, Медведев, Бубнов бросаются в кухню, где это происходит, а «Лука, качая головой, смотрит вслед им». Старик не хочет идти в свидетели. «Какой я свидетель! Куда уж...» - говорит он Сатину. В момент убийства Костылёва Лука незамедлительно исчезает. После ухода старика ночлежники вспоминают о нем с теплотой, но почти все понимают, что Лука «для многих был... как мякиш для беззубых», «как пластырь для нарывов». Клещ говорит: «Лука поманил куда-то, а дорогу не показал». Старик не знал эту дорогу, он пытался спрятаться от действительности в мире фантазии. Но никакая утешительная ложь не может привести человека к желанной свободе. Сатин говорит: «Ложь - религия рабов и хозяев». "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "4ncso5kc.jpg", "filesize": 33934, "height": 513, "pic_id": 139210, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/27/4ncso5kc.jpeg", "width": 770}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Сатин противопоставлен Луке, потому что он ярче всех ночлежников видит социальную несправедливость и бунтует против нее. Сатин хорошо понимает, что труд - это не только источник сытости, что работа может доставлять человеку радость, поэтому он говорит: «Когда труд - удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь - рабство!» Но Сатин не хочет бороться за изменение условий труда, за переустройство жизни. Он далек от понимания сущности готовящихся перемен. Но Сатин отвергает проповедь утешительства, он верит в человека, в его разум и могущество. «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном! Понимаешь? Это - огромно! В этом - все начала и концы... Всё - в человеке, все для человека!» Сатину дорога любовь Луки к человеку, но он не приемлет красивую ложь, с помощью которой старик пытается лечить душевные раны. Сатин убежден в том, что следует не примирять человека с действительностью, а заставить саму действительность служить человеку. Именно таков высокий смысл слов Сатина: «Человек - вот правда! Всё - в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное - дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью... уважать надо!» "}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "ada5647d.jpg", "filesize": 365239, "height": 814, "pic_id": 139215, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/27/ada5647d.jpeg", "width": 1229}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "Монолог Сатина звучал на самом дне жизни, в самых жестоких обстоятельствах. То был протест как против строя, угнетавшего человека, так и против смирения, утешительного сострадания. И в этом монолог Сатина был созвучен нараставшим в стране революционным настроениям."}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "attachment", "attributes": {"presentation": "gallery"}, "attachment": {"caption": "", "contentType": "image/jpeg", "filename": "Byvshie_lyudi_v_pese_gorkogo_-na_dne-_1.jpg", "filesize": 286400, "height": 720, "pic_id": 139222, "url": "https://storage.yandexcloud.net/pabliko.files/article_cloud_image/2022/08/27/Byvshie_lyudi_v_pese_gorkogo_-na_dne-_1_0vK1TZj.jpeg", "width": 960}}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "А как вы считаете, кто прав в споре о правде: Лука или Сатин?"}], "attributes": []}, {"text": [{"type": "string", "attributes": {}, "string": "P. S. ЭТО МОЁ ШКОЛЬНОЕ СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Я написала его в 10 классе, 02 октября 1984 года. Нашла случайно свою чудом сохранившуюся школьную тетрадку с сочинениями. В то время не было интернета. Школьники писали в сочинениях исключительно свои мысли своими словами. Не уверена, что современные старшеклассники умеют так связно излагать свои мысли, как когда-то это делали мы."}], "attributes": []}], "selectedRange": [4777, 4777]}
Комментарии 1